муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №38»
Проект
«Дорога в космос»
с детьми среднего дошкольного возраста
Составитель:
Феоктистова Н.И.
г. Сухой Лог
2022г.
Технологическая карта проекта:
Тип проекта: педагогический.
Вид проекта: фронтальный, информационно-творческий, игровой, краткосрочный.
Участники проекта: педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель
Целевая группа: воспитанники средней группы
Сроки реализации: С 4.04 по 15.04.2022г.
Обоснование для проекта:
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Актуальность:
Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них.
Цель проекта: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики. Развитие познавательной активности детей,
расширение знаний о космосе, солнечной системе, планете Земля, закрепление знаний о первом космонавте Ю. Гагарине.
Задачи проекта: Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Воспитательные:
1. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.
Образовательные:
1. Познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство.
2. Закрепить у детей понятие «космос», расширить знание детей о строение Солнечной системы.
3. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
4. Совершенствовать речь дошкольников, их мышление и творческие способности.
Развивающие:
1. Развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
2. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
Предполагаемый результат:
Продукты реализации проекта:
• Создание детского альбома «Мир космоса глазами детей».
• Создание выставки поделок родителей и детей «Мама, папа, я – творим космические чудеса».
• Проведение космического развлечения совместно с музыкальным руководителем.
• Презентация проекта родителям.
Этапы работы над проектом:
Этапы 1 этап подготовительный:
Выявление первоначальных знаний детей о космосе и нашей планете.
Подбор литературы о космосе, нашей планете, фотографий, плакатов, рисунков.
Довести до сведения родителей важности этой проблемы.
2 этап основной:
1. Организация ООД, дидактических и подвижных игр.
2. Знакомство детей с понятиями “космос”, “космическое пространство”.
3 этап заключительный:
1. Организация выставки детских рисунков и поделок, выполненных совместно с родителями.
2. Подведение итогов, беседа о космосе.
Технологии, используемые в процессе проектной деятельности:
1. Исследовательской деятельности.
2. Информационно-коммуникационные.
3. Личностно-ориентированного обучения.
Методы и приемы:
1. Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности).
2. Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.).
3. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения.
4. Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения).
5. Эвристический (развитие находчивости и активности).
6. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
7. Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Реализация проекта:
Формы взаимодействия с детьми.
1. Беседы: «Что мы знаем о космосе?», «Дорога к звездам», «Земля – наш дом во вселенной», «Ракета летит к звездам».
2. Чтение художественной литературы:
- «Незнайка на луне» Н.Носов
- «Рассказы о Гагарине» Ю.Нагибин
- «Сказки о созвездиях» Л.Талимова
- «Путешествия по вселенной» Е.П.Левитан
- «Покорение космоса» О.А.Скоролупова – «О чем рассказал телескоп» и др.
- «Первый в космосе» В. Бороздин
- «Звездолет «Брунька» В. Медведев
стихотворения: - «В космосе так здорово!» О. Ахметова
- «Звезды» Р. Алдонина
- «Звезды» С. А. Есенин
- «Мы собираемся в полет» Г. Бойко.
3. Отгадывание загадок по теме «Космос» (см. картотеку загадок).
4. Рассматривание иллюстраций с планетами, кометами, космонавтами.
5. Организация игр:
Дидактические игры: «Опиши ракету», «Самая – самая…», «Назови любой космический объект или предмет».
Настольные игры: «Лото-загадки «Космос»», «Собери космическую картинку», «Планеты - не планеты», «Сосчитай правильно»(с прищепками), «Сортировка космических карточек по размеру», «Разложи космические карточки по направлению движения», «Судоку «Космос»», «Составь половинки планет», «Игра – пазлы»Солнечная система», «Кто живет на планете?», игра – танграм «Сложи ракету по образцу» и др.
Пальчиковые игры: «Мы – космический отряд», «Будем в космосе летать».
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космонавты», «Ракетодром», «Невесомость», «Солнышко и дождик», «Солнце – чемпион».
Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «На орбите».
6. Просмотр презентаций: «Увлекательное путешествие в космос», «Какие есть планеты?», «Тайны космоса».
7. Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с космосом:
- ООД по рисованию «Звездное небо»; «Ракета в космосе»;
- ООД по аппликации «Ракеты и кометы»;
- ООД по лепке «Звезды и кометы»;
- ООД по экспериментальной деятельности «Солнечная система»; «Солнце и Земля», «День и ночь» и др. (см. картотеку опытов и экспериментов по теме «Космос»).
- ООД по конструктивной деятельности: из бумаги «Ракета»; из Лего конструктора «Такие разные ракеты»; из строительного материала «Космодром».
- ООД по лепке – пластилинография «Путешествие в космос».
7. Проведение интервью с детьми «Хотел ли ты полететь в космос?».
8. Составление рассказов о космосе по мнемотаблице.
Взаимодействие с родителями:
- Папка-передвижка «Освоение космического пространства».
- Составление с детьми рассказов о космосе.
- Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
- Изготовление поделок на выставку «Мама, папа, я – творим космические чудеса».