«Формирование здорового образа жизни у трудных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях организации для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в приемно-карантинном отделении
Актуальность
На сегодняшний день наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире несовершеннолетним, чей взгляд на мир только формируется.Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголь, курение создают для многих несовершеннолетних иллюзию такой «внутренней безопасности». Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающие поведение по отношению к взрослым, проявляется агрессивность и жестокость. Растет число преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Поэтому необходимо ответственно отнестись к организации профилактической работы с несовершеннолетними.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию, также по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия преподавателей, социального педагога, психолога, родителей, правоохранительных органов. Взаимодействие с родителями и другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те или иные проблемы, которые ему мешают. Обучать навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками. Формированию у несовершеннолетних нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Поэтому одним из приоритетных направлений в мире и в современном образовании становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Формирование и укрепление здоровья детей попавших в трудную жизненную ситуацию, стало приоритетным направлением воспитательного процесса. Это выражается в депривационном поведении, эмоциональной неустойчивости, низкой самооценке, проблемами в обучении и воспитании.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья несовершеннолетних оказывают влияние ряд факторов, одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают.
В МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга», функционирует приемно-карантинное отделение, куда поступают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В таких семьях как правило, имеется сочетание неблагоприятных факторов, что создает прямую угрозу формирования личности несовершеннолетнего, сохранению его жизни и здоровья.
Все это определяет необходимость нахождения новых методов и приемов для формирования у несовершеннолетних находящихся в приемно-карантинном отделении установок на ЗОЖ.
Специалисты данного отделения работают в соответствии с «Комплексной программой социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в приемно-карантинном отделении», что позволяет уделять много времени физическому воспитанию несовершеннолетних, начиная с обеспечения чётко установленного режима дня создания оптимальных условий гигиены, правильного питания, выполнения ежедневной утренней зарядки, что способствует формированию физических качеств у несовершеннолетних и профилактике различных заболеваний.
Большое внимание уделяется методам работы в данном направлении, а именно: беседы, игры, спортивные конкурсы, экскурсии в спортивные учреждения города.
Данные мероприятия способствуют пропаганде здорового образа жизни, формированию отношения к своему здоровью, как к важнейшей социальной ценности, изменению отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое здоровье.
Специалисты рассказывают несовершеннолетним о негативных последствиях различных видов зависимостей, влияющих на организм, в том числе и последствия принятия наркотиков, тем самым формируя у несовершеннолетних негативного отношения к наркомании, убеждения, что наркомания- страшная болезнь, а не веселое времяпрепровождение.
Данная информация повышает уровень правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ.
Всё это, развивает у ребят жизненно важные качества, позволяя создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей и способствует формированию здорового образа жизни у детей находящиеся в трудной жизненной ситуации, улучшает их работоспособность и закалённость, что является эффективным средством всестороннего развития и воспитания несовершеннолетнего.
Литература