Занятие по экологии в средней группе на тему: "По лесным тропинкам"
Цель: - формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи:
•Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, продолжать знакомить детей с правилами поведения в природе.
•Развивающие: - способствовать развитию у детей желание участвовать в природоохранных акциях,
-развивать коммуникативные навыки детей во время работы в группах.
•Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении природы в жизни человека, рассматривание иллюстраций; отгадывание загадок и чтение стихотворений, сказок, познавательной литературы о природе. Проведение дидактических игр: , «Чей голос?», «Чей малыш?» «Правила поведения в природе».
Материалы и оборудование: Аудиозаписи «Голоса птиц», изображения птиц и животных, макеты деревьев, интерактивная доска.
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми в кругу: Солнце на небе проснулось нам ребятам улыбнулось, Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем, Лучик солнышка возьмем И к сердечку поднесем. (открываем глаза) — Ребята, на улице уже холодно и морозно, а в наших сердцах поселилось тепло и добро, давайте этим теплом и добром поделимся, передадим через ладошки друг другу (дети передают друг другу тепло и добро по ладошкам).
Ну что, появилось хорошее настроение? (ДА) Так пусть же это хорошее настроение останется на протяжении всего дня. Давайте и нашим гостям подарим хорошее настроение, подуем на ладошки. (Дети дуют на ладошки в сторону гостей).
Ребята, давайте присядем. Садимся поудобнее, спинки выпрямляем.
В: У нас сегодня необычная гостья (появляется Фея)
Ф: "Здравствуйте, ребята! Я Лесная Фея. У меня в лесу беда, злая колдунья заколдовала мой лес, птицы перестали петь, деревья безмолвно стоят, а животных превратила в камни и только ваша доброта, смелость, внимательность сможет спасти волшебный лес. В: Ну что, ребята, поможем?(Да) Ф: В помощь вам, я оставила подсказки, будьте внимательны" А мне надо скорей найти свою волшебную палочку, пока злая колдунья весь лес не погубила (прощается) до скорой встречи ребята(уходит)!!!
В:Ребята, я бы хотела узнать, что вы знаете о лесе?(ответы детей),(Педагог: Лес, это наше богатство, зеленый наряд нашей планеты, лес - это дом для зверей,птиц, растений, лес это кладовая, которая дает нам свои дары: орехи, ягоды, грибы)
Да ребята, вы правы. Но прежде, чем нам пойти в лес, нужно вспомнить правила поведения в лесу:(сопровождая слайдами на экране)
Я вам предлагаю вспомнить правила поведения в лесу, играя в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, если действие правильное, хлопаем, если нет, то все вместе топаем!
Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)
Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)
Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)
Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)
Молодцы, знаете правила поведения в лесу.
Ну вот мы с вами и готовы, теперь можем отправляться в путь.
"Дружно за руки возьмемся, в центре круга соберемся, тихо скажем, раз, два, три, лес волшебный нас прими"
Основной этап.
1.Вот мы и оказались с вами в лесу
Ребята, посмотрите, здесь тропинка, где много кочек и ям и чтобы не потеряться, что мы должны делать? (ответы детей- идти друг за другом, смотреть под ноги. Воспитатель и дети идут друг за другом, проходят препятствия) Вот ребята, мы с вами вышли на полянку. (дети находят под ёлочкой, фрагмент картины)
Ребята вы заметили, как здесь тихо, птицы не поют, деревья безмолвно стоят, как фея сказала, лес какой -то грустный, ни звука не слышно. Вот и подсказка (На дереве задание от лесной Феи : «Выполните задание. Вам нужно угадать голоса птиц. И птицы прилетят обратно в лес»). (На столе картинки с изображениями птиц. Правильно отгадав, ребёнок вешает птицу на дерево)
Игра "Угадай, чей голосок"
Какие вы молодцы, как точно вы определили голоса птиц. Посмотрите, как приятно теперь находиться в лесу, птицы поют и воздух стал какой то другой, свежий, давайте подышим.(Вдыхаем воздух носом, выдыхаем ртом)
Ой, а что там под пенёчком, здесь ещё одна часть картины, давайте и её возьмём с собой. 2.Ребята, но где же животные?(Подсказка от Феи: Вмешались волшебные, злые силы и превратили животных в камни, для этого вам нужно, отгадать загадки и превратить камни в животных).
- Хозяин лесной, просыпается весной,
а зимой спит в берлоге снеговой. (Медведь)
- Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко, Любит морковку.(Заяц)
-Рыжий маленький зверек
По деревьям прыг да скок
Он живет не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)
-Зайцы разбегайтесь!
Серый зверь. Спасайтесь!
Он зубами щелк, щелк. На охоту вышел … (Волк)
-Знаешь ты ее из сказки.
Ох и хитренькие глазки!
Ну а мех ее – краса! Это рыжая …(Лиса)
-Он на севере живет,
Ягель, мох, кору жует.
Пышные рога он носит, Сани Дед Мороза возит. (Олень)
-В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками, Колючий и живой. (Еж)
(На магнитной доске изображены картинки камни, а под ними меньше картинки с животными, отгадывается загадка, камень убираю.) Под камнем дети находят часть картины.
Ребята ёжик так обрадовался, что вы помогли расколдовать лесных зверей и предлагает вам по танцевать с листочками с его норы
Физкультминутка:"Листики". Мы листики красивые,
На ветках мы сидим. (Присесть) Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели.(Присесть) Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.(Присесть) Воспитатель: Молодцы ребята, отдохнули? , возвращаем листья нашему ёжику. Соберите листья под дерево, где нора ёжика .
3.Вот мы и оживили наших животных, но они какие -то не веселые, как вы думаете почему? (ответы детей, потому что они не могут найти своих детёнышей), а давайте поможем им найти их детёнышей.
Д/и «Найди детёнышей» игра проводится за столами, дети находят и называют детенышей, (находят частью картины)
В: Ребята, посмотрите, сколько у нас много фрагментов и здесь, что то написано, давайте соберем и посмотрим, что там нарисовано Игра "Собери целое"
А получилась у нас картина и написано на нем " Берегите лес!" Давайте плакат прикрепим на палочку и поставим на дорожку при входе в лес, чтоб все видели и соблюдали правила поведения в лесу. Вот и закончилось наше путешествие в лес. - Скажите, пожалуйста, ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Что мы делали в лесу? Чем занимались? Что вам больше всего понравилось? Я очень рада, что вы многое узнали для себя нового, оставайтесь всегда друзьями природы, берегите лес! (Появляется Лесная Фея с волшебной палочкой и корзиной, говорит спасибо за помощь ребята, у меня в лесу все прекрасно, как и прежде, я нашла свою волшебную палочку и больше зля колдунья не заколдует мой лес. и в благодарность награждает детей медалями, прощается и уходить). В: И нам пора возвращаться в группу . Теперь закрываем глаза "Дружно за руки возьмемся, в центре круга соберемся, тихо скажем, раз, два, три, наша группа нас прими"
Открываем глаза. Вот мы в своей любимой группе. Спасибо, дети!