Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шагаловская средняя общеобразовательная школа
Тема:
«Профилактика табакокурения в образовательных учреждениях»
Подготовил:
Рисованый Виктор Геннадьевич
Должность:
Преподаватель – организатор ОБЖ
Место работы:
МКОУ Шагаловская СОШ
с. Шагалово
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..……….……3
1 Теоретические вопросы проблемы табакокурения……………………..………5
1.1 История возникновения табакокурения ………………………………….…...5
1.2 Особенности формирования вредных привычек у детей
и подростков……………………………………………………………………...10
1.3 Последствия воздействия табакокурения на организм человека…………12
1.4 Развитие никотиновой зависимости...………………………….……………17
2 Виды профилактики и методика ее проведения в
образовательных организациях среди детей, подростков и
молодежи...……………………………………………………………….………..21
2.1 Задачи и виды профилактики…...…………………………………….……..21
2.2 Технологии, применяемые в профилактической работе по
борьбе с табакокурением………………………………………...……….……..23
2.3 Социально-педагогические технологии профилактики
табакокурения в высших учебных заведениях…………………………...……26
Заключение………………………………………………………..…….….……..29
Список использованной литературы ……………………….……………..……31
ВВЕДЕНИЕ
Еще древнегреческий врачеватель Гиппократ говорил: «Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим в себя и которым мы живем». А вот еще одно высказывание: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Все эти мудрые цитаты обретают особый смысл в том случае, когда речь идет о здоровье молодежи, которая зачастую уже имеет приобретенные вредные привычки (табакокурение, алкоголизм и наркомания). В данной работе будет рассмотрена такая вредная привычка, как табакокурение.
Итак, проще предупредить возникновение вредной привычки, чем вылечить от нее. К сожалению, все усилия, предпринимаемые для борьбы с табакокурением среди детей и подростков, пока недостаточны. И одна из причин такого положения дел – это мало разработанное содержание программы профилактики. Многие зарубежные страны приступили к борьбе с вредными привычками среди молодежи намного раньше, чем Россия, и пришли к выводу, что наибольший успех в этой борьбе имеет правильно проводимая профилактика. Огромную роль играют педагоги, проводящие превентивную политику среди детей и молодежи.
Подростки в современной России испытывают определенные трудности в адаптации к трудной экономической, политической, духовной жизни страны. Все это приводит к тому, что дети и молодежь часто обращаются к употреблению алкоголя, наркотических веществ и табакокурения. Удержать ребенка, подростка, молодого человека от пагубных шагов в этом направлении – задача профилактики вредных привычек и в среде семьи, и в образовательных учреждениях. В этом выражается актуальность данной работы.
Объектом исследования в данной работе является профилактика табакокурения в общеобразовательных учреждениях. Предметом исследования в работе является деятельность, направленная на профилактику табакокурения в среде подростков и молодежи. Целью данной работы является раскрытие деятельности педагогов по профилактике табакокурения среди подростков и молодежи в образовательных учреждениях.
1 Теоретические вопросы проблемы табакокурения
1.1. История возникновения табакокурения
Родиной табака является Северная и Южная Америки, поэтому Европейцы узнали об этой культуре только после открытия Колумбом этих земель. Правда, да этого открытия в гробницах египетских фараонов находили керамические трубки для курения, но раскуривали в них вероятнее всего не табак, а какие-то другие, возможно наркотические, курительные смеси.
Итак, открытие табака было произведено Христофором Колумбом. В своем дневнике 15 ноября 1492 года он описал растение, листья которого возможно курить, и которое называется «табак». Местные жители скручивали из высушенных листьев этого растения то, что в современном мире называется сигарами. Они поджигали эти сигары и вдыхали дым. Местными жителями табак считался лечебным растением с обезболивающими свойствами. Они подарили Колумбу листья и семена этого растения, а также научили его курить.
Примерно в это же время было замечено, что курение табака разделилось на две разновидности: на курение сигар и на курение трубок. В Южной Америке прижилось курение сигар, а в Северной Америке было развито курение трубок.
Несмотря на то, что местные жители рассказывали о целебных свойствах табака, из команды Колумба курить сигары из скрученных листьев начали только двое. Будучи в Испании, один из моряков по имени Родриго де Херес продемонстрировал умение курить сигару, приобретенное за время путешествия. За это он был осужден и отсидел в тюремном заключении семь лет, одновременно и став первым курящим европейцем и избавившись от этой пагубной привычки в самом начале ее развития. Тюремный же срок постиг моряка за то, что выдыхание дыма сквозь нос и рот в те времена считалось признаком связи с дьяволом. Вообще, моряку повезло, что за свою вредную привычку он не был сожжен на костре.1
Монах Фрой Роман Пано, участвовавший во второй экспедиции Колумба в Новый свет, впервые привез семена табака в Испанию в 1496 году.
В1555 году Андре Теве - французский монах-путешественник, принявший участие в экспедиции адмирала Николя Виллеганьона в Южную Америку, привез первые семена табака во Францию.
Массовое распространение табака по Европе началось в 1560 году, когда Жан Вильман Нико - французский дипломат, завез нюхательный табак из Португалии во Францию. Нико во Франции преподнес табак, как лекарство он недугов, в частности от мигреней, которыми страдала королева Екатерина Медичи. Табак так понравился королеве, так как временно отвлекал ее от головных болей. Вслед за Медичи по ее примеру, табак стал входить в моду высшей знати Франции.
Спустя сто лет после открытия Америки, табак уже стали выращивать в Испании, Бельгии, Швейцарии, Италии, и Англии. Начали налаживать торговлю табаком в Сибирь и Азию.
Вальтер Рейли, являвшийся заядлым курильщиком, в конце XVI века создал несколько табачных плантаций, в том числе и в Америке. Одну из них он назвал Вирджинией, что впоследствии дало название одному из самых распространенных сортов табака.
Но не всё так радостно. В Европе к концу XVII века возникло «антитабачное движение». Ученые начали интересоваться влиянием табакокурения на здоровье человека.
ВИспании в 1636 году, основалась первая табачная компания государства - "Tabacalera". В ней производились сигары. Позднее, все остальные страны тоже стали стараться установить государственную монополию на продажу табака.
Однако табачный бизнес был слишком прибыльным, для того, что бы оставаться лишь в руках государства, поэтом табачный рынок стал постоянно разрастаться. Табаком заинтересовался частный капитал и табачная промышленность очень быстро начала развиваться.
Табак стал незаменимой частью рациона солдат во время Первой Мировой войны. Вконце 40-х — начале 50-х сигареты стали неотъемлемой частью имиджа всех знаменитостей, что послужило огромным толчком в табакоиндустрии.
Первые научные публикации о вреде табака появились в 50-е годы, поэтому были изобретены сигареты с фильтром. Предупреждения о вреде курения впервые появились в 1960 году. В 80-е годы началась глобальная борьба против табакокурения. Налоги на табак повысились в странах на 85%
Табак в России. История табака в России начинается с 1553 года. 24 августа 1553 года английский мореплаватель Ричард Ченслор, из-за разыгравшейся в Белом море бури, сбился скурса и вышел к берегам России. Они посчитали, что попали в Индию, но расспросив местных жителей, узнали, что страна именуется Россией. После аудиенции у Ивана IV Грозного, между Россией и Англией открывается морской торговый путь. Нельзя точно сказать, что сам Ченслор завез табак в Россию или последующие торговые суда. Известно лишь, что с этого момента табак появляется в России и поставляют его нам английские моряки. За курение Иван IV строго наказывал за курение, поэтому большое распространение табак получил лишь при правлении Романовых.
В 1634 году Михаил Федорович запрещает курение табака по всей России. В "Соборном уложении" от 1649 года запрещалось табак курить, пить (бедняки пили настойку на табаке) и хранить у себя. Федор III Алексеевич, внук Михаила Федоровича, был более лоялен к табаку, поэтому его курили даже при царском дворе.
Петр I, считающийся главным пропагандистом курения в России, поначалу был против табака и продолжал политику наказаний за его употребление. В 1696 году за курение наказывали по разному: служившим людям, за курение полагался кнут, а остальным курильщикам и торговцам полагался штраф - 5 рублей с купца и 1 рубль с простолюдина, за второй привод - 50 рублей с купца и битье простолюдина, за третий привод - 100 рублей штраф или ссылка
Отношение Петра к табаку кардинально поменялось после его поездки в Европу. В Англии он ближе познакомился с культурой табакокурения, после чего Петр поменял свои взгляды на счет табака. Указом от 1697 года русским торговцам разрешили торговать табаком, а иностранным наоборот запретили. При Петре, в 1716 году, была создана первая в России табачная плантация, расположившаяся на территории Украины, но отечественный табак не имел большого спроса.
Начиная с 18 века, табак в России набирает популярность. До этого обычный люд его не курил и не нюхал, а предпочитал пить, но и это делали в основном "гулящие" люди. В массе своей, у народа к табаку было негативное отношение.
До 1810 года предпочтение в России отдавалось нюхательному табаку, ввозимому в основном из Турции. Большой любительницей нюхательного табака была Екатерина Великая. В 1848 году, из-за частых пожаров, полицейским указом было запрещено курение в общественных местах. Курить разрешалось только в специально отведенных для этого заведениях - трактирах. Примерно с 1844 года, в моду входят папиросы, бычки от которых разбрасывались где душе угодно.
Затем благодаря рекламе к курению приобщились и девушки, хотя это дело считалось постыдным, именно поэтому в основном табак курили лишь девушки лёгкого поведения. История распространения и запрета на табакокурение насчитывает несколько веков.2
16-18 века характеризовались широким распространением курения в Европе, но вместе с тем началась и история запрета табакокурения. Запрет шёл по нескольким направлениям: запрет на табакокурение, выращивание табака и наказания за курение. Жестокая антитабачная кампания началась в Англии и Турции, Японии, Китае, России. Но никакие запреты на табакокурение не помогали, люди продолжали курить. 19 век произошла первая в истории массовая антитабачная кампания. 20 век – характеризуется пандемией табакокурения. Доказано влияние табакокурения на здоровье человека. Первым «знаменательным» событием стал запрет в Нью-Йорке – женщинам нельзя было курить на людях. Появился первый антитабачный слоган, впервые в истории журнал (американский «Good Housekeeping») отказался размещать рекламу табака. 1980-е годы характеризовались началом глобального наступления на табак. 20 век подошёл к концу, наступил 21 век, но никакие запреты на табакокурение не помогали, люди продолжали курить. В 2003 году мир решил объединиться, была принята Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с табаком. За четыре года к Конвенции присоединились 146 стран мира. Во многих странах вступил в силу закон о запрете курения в общественных местах. В 2008 году Совет Федерации одобрил присоединение России к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. В 2012 году правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу законопроект «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Законопроект был принят. Он вступил силу 1 июня 2013 года.3
Ратификация Рамочной конвенции и принятие закона позволят начать реализацию национальной программы по борьбе с курением принятые меры должны снизить распространение курения среди населения России.
1.2 Особенности формирования вредных привычек у детей и подростков
Все мы знаем, что каждый ребенок неизбежно проходит в своем развитии стадию «маленькой обезьянки». На это стадии дети с удовольствием искусно копируют поведение родителей и других окружающих людей. Эта особенность поведения детей в психологии называется реакция имитации. Она необходима каждому человеку для правильного развития психики, так как именно таким путем дети изучают и примеряют на себя те социальные роли, которые впоследствии им придется играть в обществе. Так они учатся выстраивать правильное взаимодействие с окружающим миром.
Однако в этом поведении кроется опасность. У ребенка еще не сформирована в достаточной мере способность анализировать и критически оценивать свои образцы для подражания. Дети подобно зеркалу – отражают в себе все, что видят. Поскольку, как правило первыми образцами для подражания выступают родители, то зачастую именно благодаря им дети знакомятся с вредными привычками – с алкоголем и табакокурением.
Именно наблюдая за взрослыми, он узнает о традиции использования алкоголя по торжественным случаям и перенимают привычку курения. Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей - таких сильных, мужественных, взрослых. Так происходит первая алкогольная проба и первая сигарета. Конечно, совсем необязательно, что эти пробы неминуемо приведут к формированию зависимости. Но... По исследованиям, 82% несовершеннолетних наркоманов из благополучных семей начинали свою карьеру зависимости от табака и алкоголя с домашних праздников, поддерживая компанию взрослых.4
Подростковому возрасту присущ так называемый этап аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Ребенок с удовольствием демонстрирует окружающим «чудеса храбрости»: не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед носом мчащейся машины, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». Стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к одурманивающим веществам, к алкоголю и курению.
В определенной степени на раннее приобщение к одурманиванию способны влиять реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Неспособность найти выход копящемуся внутри напряжению может подтолкнуть к использованию одурманивающих веществ.
Принято считать, что большинство подростков и молодых людей, использующих наркотические и токсикоманические вещества, воспитываются в неполных семьях - там, где есть только мама (реже - отец). Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность: значительная часть несовершеннолетних, имеющих опыт приема алкоголя и употребления табака (по нашим данным, больше 60%), живут вместе с обоими родителями. Классическая семья, где есть и отец, и мать, может явно проигрывать семье, состоящей из матери-одиночки и ребенка, если в первом случае взаимоотношения людей напоминают непрекращающуюся борьбу, а во втором случае ребенок окружен нежностью, любовью, заботой.
Особое место среди семей составляют семьи наркозависимых и алкоголиков.
Для детей алкоголиков и наркоманов значительно выше доступность одурманивающих веществ, они с раннего детства имеют возможность освоить различные варианты наркотизации. С другой стороны, дети воочию видят, к каким последствиям приводит использование алкоголя, наркотиков, курения и эти вещества воспринимаются ими как причина семейной трагедии. Поэтому очень часто в дошкольном и младшем школьном возрасте такие мальчики или девочки высказывают твердые антинаркогенные установки. Порой из таких детей вырастают ярые поборники трезвеннических традиций, избегающие любых форм наркотизации. Однако чаще всего развивается иной сценарий. Ребенок, став подростком, очень быстро знакомится с дурманом. Программа воспитания, заложенная родителями, начинает реализовываться.5
И это вполне объяснимо. Ведь именно в семье мальчик или девочка осваивает способы взаимодействия с окружающим миром, решения проблемных ситуаций, удовлетворения своих потребностей. В семье зависимых основной поведенческой схемой, используемой практически во всех случаях, является наркотизация. Молодой человек не владеет иными вариантами получения удовольствия, он не умеет преодолевать трудности, успокаиваться и т.д. без помощи дурмана. Стоит отметить, что сыновья или дочери зависимых часто используют для наркотизации иное вещество, нежели их родители. Дети наркоманов чаще становятся алкоголиками, дети алкоголиков - наркоманами.
1.3 Последствия воздействия табакокурения на организм человека
Подсчитано, что в 20 веке курение табака явилось причиной смерти примерно ста миллионов человек по всему миру. Предполагается, что в 21 веке это количество увеличится до одного миллиарда. При этом рассчитано, что к 2030 году курение может стать основной причиной смерти населения всех стран.
Табакокурение является ведущим фактором риска возникновения заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Доказано, что табакокурение вызывает возникновение онкологических заболеваний полости рта, глотки, бронхов, легких, пищевода .
Рост онкологических заболеваний: рак легких в развитых государствах увеличивается прямо пропорционально количеству потребленных табачных изделий. На примере некоторых стран Европы, массовое и количественное снижение табакокурения продемонстрировало снижение смертности от рака легких. Табакокурение в любом виде оказывает токсическое воздействие на организм, сильно страдает печень и желчные пути.
Воздействие на организм женщины во время беременности и в особенности плода носит еще белее выраженный вредный характер. Вдыхание табачного дыма вызывает у новорожденного гипоплазию и приводит замедленному его развитию. Зафиксировано, что табакокурение кормящей матери усиливает заболеваемость и увеличивает процент смертности младенцев. Нахождение в помещениях, задымленных от курения табачных изделий, обуславливает процесс пассивного курения. Такая форма навязанного социального невольного курения провоцирует те же самые заболевания, которые развиваются курильщиков, пускай и меньшей интенсивностью.
Таким образом, возникает высокое воздействие табакокурения на организм человека, ведь никотин и табачный дым отрицательно действуют на всю его соматику.
Табакокурение – это основной фактор риска развития хронических обструктивных заболеваний легких (ХОБЛ). Каждый год регистрируются новые пациенты с такими диагнозами. Курение приводит к большой группе лёгочных заболеваний: хронический обструктивный бронхит, эмфизема лёгких, бронхиальная астма.
Возникают онкологические заболевания (рак горла, рак лёгких) вследствие поглощения при вдыхании табачного дыма сильно действующего канцерогенного вещества бензпирена и одного из наиболее активных радиоактивных элементов – полония.
Через органы дыхания табачный дым поступает в организм курильщика. Систематическое табакокурение вызывает хронический отек слизистой оболочки дыхательных органов.. Курильщики больше подвержены простудным заболеваниям из-за снижения общего иммунитета. Развитие простудного воспаления воздушно-дыхательных путей у них происходит гораздо быстрее из-за так называемого нейропаралитического воздействия никотина на реснички в носу. Именно они обеспечивают приток лейкоцитов, защитников организма от различных микробов и инфекций, в слизистую носа, постоянно перемешивая ее содержимое. А никотин останавливает их движение на довольно длительное время.
Слизистая носа постоянно раздражена во время курения и из-за этого происходит нарушение обоняния, а также повышаются риски синусита и хронического насморка. Нос курильщика не может полноценно выполнять эту функцию, поэтому загрязнения и инфекции проникают в организм человека гораздо чаще. Раздражение носоглотки, в свою очередь, ведет к развитию ринитов и гайморитов. Также существует риск развития рака носоглотки.
Гортань представляет собой непарный орган сложного строения; здесь происходит перекрест дыхательного и пищеварительного трактов; выполняет защитную, дыхательную и голосообразовательную функции. Перманентное раздражение голосовых связок делает голос неприятным, хриплым. Кроме того, курильщики чаще страдают ларингитами, протекающими в более тяжелой форме, чем у некурящих людей. Также есть вероятность заболеть раком гортани, который в 98 % случаев встречается именно у курильщиков.
Ротовая полость. Попавший в рот табачный дым сразу же действует на эмаль зубов очень липучей, быстро твердеющей и крайне токсичной смолой. От горячего дыма зубная эмаль покрывается микротрещинами, микрочастички табачного дегтя окрашивают зубы в неприятный цвет. Счистить с зубов табачный деготь очень сложно, а пахнет он неприятно, поэтому курильщиков сопровождает запах изо рта. Едкий и токсичный табачный дым вызывает раздражение мягких тканей ротовой полости. Курильщики нередко страдают воспалением небных слюнных желез. Также у курильщиков появляются заболевания десен.6
Часто курильщиков сопровождает кашель, который характеризуется тем, что при откашливании выделяется грязно-серая мокрота. При частом табакокурении усиливаются кашель и одышка, происходит обострение бронхита. При обострении гнойного бронхита больные ощущают повышенную потливость, повышается температура тела. Скорость развития бронхита у курящих может быть разной. У некоторых бронхит развивается через несколько месяцев после начала курения, приобретает хроническое течение и быстро приводит к осложнениям — эмфиземе легких и легочной недостаточности.
В легких при курении постепенно скапливаются табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие легких, значительно ослабевает дыхание. Курение оказывает особенно неблагоприятное влияние на органы дыхания молодых людей, так как легкие их полностью еще не сформированы. Отмечено, что у курящих подростков объем грудной клетки и развитие легких примерно на 25% отстают от этих показателей у некурящих. Самая большая опасность здесь — риск развития рака легких. Смерть от рака легкого одна из самых мучительных и тяжелых.
Влияние никотина на кровообращение реализуется преимущественно через нервную систему и надпочечники. При этом наблюдаются нарушения ритма сердца, перебои, чувство замирания сердца, повышение тонуса сосудов, их спазм. Ишемическая болезнь сопровождается резкими болями в области сердца, отдающими в левую руку и лопатку. При этом, может развиваться еще более опасное заболевание — омертвение части мышцы сердца — инфаркт миокарда
Эпидемиологические исследования указывают, что риск инфаркта возрастает с количеством выкуренных за день сигарет. Влияние курения на развитие инфаркта миокарда обычно связывают с возникновением коронарного атеросклероза, вследствие чего появляются ишемия сердечной мышцы и последующий её некроз.
Кроме того, табачный дым мешает нормальному насыщению крови кислородом. Повышенная концентрация углекислого газа в организме человека вызывает кислородное голодание и ишемию тканей. От этого страдает головной мозг.
Вмолодом возрасте люди, которые стали курить регулярно, страдают такими патологиями, как гипертония (повышение артериального давления); ишемическая болезнь (увеличение сердечной мышцы); инфаркт миокарда; аритмия (нарушение правильного ритма сердца). Нервное потрясение, стрессы, тяжелый физический труд, малоактивный образ жизни и неправильное питание лишь усугубляют течение болезни. Поэтому многие курильщики к 40 годам приобретают целый «букет» сердечнососудистых патологий.
У курильщиков в связи с развитием атеросклероза мозговых сосудов и повышением артериального давления развивается нарушение мозгового кровообращения — инсульт (при этом возникают параличи конечностей, нарушается речь).
Внастоящее время от причин, связанных с курением, умирает преждевременной смертью 42% мужчин в возрасте 35-69 лет, и 52% всех раковых заболеваний связано с курением. С увеличением стажа курения и количества выкуренных сигарет нарастает вероятность онкологических заболеваний и заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Нарастает и смертность от них. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
1)Смертность среди курящих приблизительно на 30-80% больше, чем среди некурящих;
2)Смертность возрастает с увеличением количества выкуриваемых сигарет;
3)Смертность среди курящих пропорционально выше среди лиц в возрасте 45-55 лет, чем среди более молодых или пожилых людей;
4)Смертность выше среди людей, начавших курить в молодом возрасте;
5)Смертность выше среди тех курящих сигареты, кто затягивается дымом;
6)Смертность среди бросивших курить ниже, чем среди тех, кто продолжает курить;
7)Курильщики трубок или сигарет в целом умирают не чаще, чем некурящие, так как они курят умеренно, не затягиваются;
8)Среди тех, кто курит часто или затягивается, показатель смертности на 20-40% выше, чем среди некурящих.
Прогнозируется, что к 2020 г. курение станет ведущей причиной смерти и важнейшей проблемой для общественного здоровья в мире; если в настоящее время число курящих уже составляет 1,1 млрд человек, то к 2025 г. их число достигнет 1,6 млрд. В 2030 г. из 60 млн смертей 10 млн будут вызваны курением. Причем, по прогнозу ВОЗ, уже к 2020 г. более 70% смертей будет происходить в странах с низкими и средними доходами населения (ВОЗ, 2000).7 Большинство смертей из них придется на нынешних детей и подростков, приобщившихся сегодня к курению.
1.4.Развитие никотиновой зависимости
Курение, определяемое как хроническое потребление табака (эквивалентные термины
-табачная зависимость или никотиновая зависимость) является болезнью, а не привычкой.
Кроме того, никотиновая / табачная зависимость является хроническим патологическим состоянием рецидивирующей природы, которое приобретается, в основном, в подростковом возрасте .
Табачная (никотиновая) зависимость имеет много характеристик хронической болезни: большинство курильщиков продолжают потреблять табак в течение многих лет или десятилетий, и переживают рецидивы, несмотря на то, что им, возможно, удавалось прекратить курение на короткий или более длительный период времени .
Потребление курительных и бездымных табачных изделий является одной из основных причин заболеваемости, потери трудоспособности и смертности во всем мире (в соответствии с РКБТ ВОЗ). Известно, что ожидаемая продолжительность предстоящей жизни у курильщиков на десять лет короче, чем у некурящих: половина курильщиков потеряют 20 лет здоровой жизни, прежде чем умрут от болезней связанных с табаком.
Курение является болезнью и зависимостью. Табачная зависимость является заболеванием, которое является основным двигателем потребления табака среди взрослых. Табачная зависимость связана с долгосрочным, ежедневным потреблением табачных продуктов (сигареты, трубки, сигары, биди, кальяны, жевательный табак и т.д.). Большинство курильщиков не могут прекратить курение по своей воле. В медицине хроническое курение определяется как табачная зависимость, никотиновая зависимость, табачное привыкание или никотиновое привыкание.
Основным этиологическим фактором заболевания табачной зависимостью является никотин. Никотин - вызывающий сильную зависимость наркотик, который содержится в табаке и определяет зависимость у людей, хронически потребляющих табачные изделия. Табачная зависимость является хроническим, рецидивирующим заболеванием .
Никотиновая зависимость — один из видов наркомании, возникающий в результате употребления табака в той или иной форме. Привыкание организма к никотину зависит от стажа курения и количества выкуриваемых сигарет в день. С каждой новой дозой никотина сила зависимости возрастает.
Различают психологическую и физическую зависимость от никотина.
Психологическая зависимость. Вследствие воздействия никотина на рецепторы головного мозга, человек, быстро привыкает к состоянию наркотического опьянения.
Изменение физического состояния организма в результате нехватки никотина в крови вызывает психологический дискомфорт. Собственно, именно этот комплекс влияния на ощущения человека и на его сознание формирует психологическую наркотическую зависимость.
Никотин действует на человеческий организм как психоактивный наркотик. Он вызывает лёгкую эйфорию и кратковременно повышает умственную активность. Тем не менее, влияние никотина на организм крайне разрушительно и опасно.
Физическая зависимость. Привыкание к никотину происходит не только на психологическом, но и на физическом уровне. По своей сути, физическое привыкание представляет собой изменение работы органов и систем человека. Никотин, как и любое другое наркотическое и токсическое вещество, в первую очередь, оказывает пагубное влияние на головной мозг и очень быстро вызывает отчётливое нарушение его функций.
Дискомфорт в отсутствии никотина может проявляться по-разному, все зависит от стажа курильщика и от количества выкуриваемых сигарет в день. Если человек страдающий никотиновой зависимостью некоторое время не курит, у него возникает абстинентный синдром.
Ощущения, возникающие в период отмены, достаточно неприятные. Злость, раздражительность, апатия, нервозность – вот некоторые из них. Стадии никотиновой зависимости:
Первая стадия – начальная, в которой человек становится зависимым от никотина. Образуется психическая зависимость. Сопровождается снижением контроля выкуриваемых сигарет в день. Человек постоянно курит, в день он может выкуривать до 10 сигарет, в некоторых случаях больше. Первая стадия постепенно переходит во вторую. Продолжительность от нескольких месяцев до пяти лет.
Вторая стадия – переход психологической зависимости в психосоматическую форму или физическая зависимость. В сознании возникает установка что курение – это не что иное, как привычка. Появляется навязчивое желание курить, курение вызывает чувство комфорта. При попытке отказа возникают серьезные трудности, развитие абстинентного синдрома. Возникает высокая толерантность, требуемая увеличения количества выкуренных сигарет, порой до 2-х пачек в день. Длительность второй стадии составляет от нескольких до 20 лет.
Третья стадия - организм начинает испытывать непреодолимые трудности: у курильщика ухудшается общее самочувствие, комфорт от курения отсутствует, снижается психическое влечение и увеличивается физическая зависимость. В данном случае наблюдается нарушение всех адаптивных возможностей. Толерантность к никотину снижается. Человек начинает курить «автоматически». Нередко возникает желание избавиться от столь пагубного пристрастия, но человек не может бросить курить сам .
Абстинентный синдром (синдром отмены) возникает при прекращении поступления никотина в организм человека. Наблюдаются следующие симптомы: неконтролируемая тяга курить; усталость; чувство беспокойства, гнева, тревоги; раздражительность; повышенный аппетит; проблемы с концентрацией и сосредоточением памяти; проблемы со сном и бессонница; головные боли; депрессия; головокружение.8
Таким образом, увеличение длительности и интенсивности табакокурения приводит к развитию табачной или никотиновой зависимости, т.е. к развитии болезни.
2 Виды профилактики и методика ее проведения в образовательных организациях среди детей, подростков и молодежи
2.1 Задачи и виды профилактики
Профилактика (греч. prophylaktikós, предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Успешность профилактики зависит от ее последовательности, комплексности и своевременности. Данные условия важны в работе с подростками и молодежью.
Профилактика в социально-педагогической деятельности направлена на:
1.Снижение социального риска в данной группе подростков
2.Нормальный уровень жизни подростков и их здоровье
3.Раскрытие внутреннего потенциала подростка
Типы профилактических мероприятий:
1.Нейтрализующего характера;
2.Компенсирующего характера;
3.Предупреждающие девиантное поведение;
5.Контролирующие профилактику и ее результаты.
Одна из важных технологий в профилактике - это информационный подход. Он основан на знании социальных норм среди несовершеннолетних. Поэтому необходимо через средства массовой информации донести подросткам об их правах и обязанностях.
Социально-профилактический подход – это выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, которые могут вызвать негативные явления. Подход основан на социально-экономическом, общественно-политическом, организационном, правовом и воспитательном уровне мероприятий, которые проводятся образовательным учреждением, преподавателем для устранения причин девиантного поведения.
Используют различные методы в профилактической работе: ролевая игра, видеофильмы, лекции, акции, спортивные соревнования, круглые столы, дискуссии, дебаты.
Вкачестве контролирующих методов профилактики выделяют: беседу, опрос, анкетирование. Выделяют несколько видов профилактики: первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика - это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний. Цель первичной профилактики – предупредить начало курения. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические, и социальные технологии.
Задачи первичной профилактики:
1)Формирование здорового образа жизни у несовершеннолетних и молодежи;
2)Предупредить начало табакокурения;
3)Снизить распространенность табакокурения среди обучающихся;
4)Привлечь обучающихся к активному образу жизни.
Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению заболевания.
Задачи вторичной профилактики:
1)Мероприятия, направленные на снижение уровня риска заболеваемости от табакокурения;
2)Повышение информированности знаний;
3)Отказ от продолжения курения;
4)Формирование моделей и навыков безопасного поведения;
5)Создание определенного личностного отношения к проблеме;
6)Куда обратиться за помощью.
Третичная профилактика – это лечение и реабилитация.
Таким образом, в общеобразовательном учреждении проводится первичная и вторичная профилактика табакокурения. Первичную и вторичную профилактику могут проводить подготовленные по вопросам табакокурения психологи, социальные педагоги и преподаватели. Целевыми группами профилактической работы должны быть не только обучающиеся, но и их родители.9
2.2 Технологии, применяемые в профилактической работе по борьбе с табакокурением
Проведение профилактики табакокурения в старших классах общеобразовательной организации, а также в колледжах и ВУЗе, выполняется в качестве социально-профилактического подхода, а по типу наше исследование можно отнести к контролирующим профилактическим мероприятиям. В частности, мы провели анкетирование с целью сбора информации о степени никотиновой зависимости среди несовершеннолетних и молодежи.
Анкетирование – это сбор материала в виде теста или письменного опроса, респондентов. Анкетами можно задействовать большое число обучающихся - это дает возможность получить достоверные и точные результаты по проблеме табакокурения. По анкете удобно проводить математические расчеты. Она отличается структурой, спецификой вопросов.10
Проведение профилактической работы по табакокурению среди несовершеннолетних и молодежи необходимая составляющая воспитательного процесса, так как поколение, злоупотребляющее табачными изделиями, подвержено риску развития различных соматических заболеваний. Большинство подростков курят торопливо и тайком, поэтому сильнее затягиваются дымом, и тем самым причиняется вред здоровью в большем размере. Это происходит из-за поступления в организм вдвое больше никотина и вредных веществ, чем при обычном курении. Подростки тратят все карманные деньги на сигареты, из-за этого некоторые из них склонны к мелкому воровству.
Профилактика табакокурения в общеобразовательном учреждении имеет цели и задачи.
Цели:
•Сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
•Снижение и предотвращение потребления табака обучающимися;
•Подготовка обучающихся к осознанному формированию здорового образа жизни;
Задачи:
•Дать обучающимся достоверную информацию о последствиях табакокурения и сформировать представление о негативном влиянии табакокурения на здоровье, учебу, личную жизнь;
•Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков отказа от курения, риска приобщения к табакокурению.11
Профилактику табакокурения необходимо начинать с обучающихся младшего возраста, так как никотиновую зависимость и табакокурение легче предупредить, чем бороться с ней.
Профилактика табакокурения в младших классах общеобразовательного учреждения имеет психологические особенности. Важно понимать, что учитель является авторитетом среди обучающихся. Поэтому поведение и отношение оказывают учебное и воспитательное воздействие на обучающихся. Негативное мнение учителя о табакокурении, должно многократно повторяться и иллюстрироваться житейскими примерами. Младшим школьникам необходимо разъяснить о вредных последствиях табакокурения на организм. У детей могут возникать затруднения из-за отсутствия знаний из области анатомии и физиологии человека. Чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную и сердечнососудистую систему человека, необходимо все объяснить в образной и доступной форме. Нужно учесть, то что нельзя предложить информацию раньше, чем она будет осваиваться в последующих классах – это нарушает обучающий процесс.
Далее профилактику необходимо продолжать с обучающимися 6-7 классов. Важно знать, что подростки в этом возрасте ориентированы на своих ровесников и друзей, поэтому родителям и педагогам необходимо больше времени уделять на воспитание и обучение. Так же необходимо научиться выслушать ребенка, поставить себя на его место, быть с ним больше времени рядом, интересоваться повседневно его делами и увлечениями. Профилактику проводить необходимо в виде дискуссий и ролевых игр. Это поспособствует активизировать подростка, и информация для него будет более интересной и понятной.
Позднее проводится профилактика со средним звеном общеобразовательного учреждения. В этом возрасте происходит первое знакомство и приобщение к табакокурению. Главная задача преподавателя – это убедить обучающегося, привести факты, примеры из жизни, доказать, что никотин и табакокурение действует отрицательно на организм человека. Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности подростка. Лучшая форма проведения профилактической работы – беседа и дискуссия. Беседу лучше проводить с помощью современных интерактивных технологий, это даст возможность визуально получить и запомнить больше полезной информации. Дискуссия будет способствовать активизации обучающихся. В результате таких занятий формируется негативное групповое мнение .
После проведения профилактики в среднем звене необходимо перейти к старшим классам. В этом возрасте количество курильщиков может резко возрастать. В отличие от младших школьников и подростков у старшеклассников отсутствует эмоциональная зависимость от своих друзей и ровесников. Старшеклассник уже хорошо осознает и понимает, что он индивидуален и ему не нужно кому-то демонстрировать свою взрослость. Главная задача преподавателя и родителей не переусердствовать в профилактике, так как это может привести к обратной реакции. В этом возрасте формируется симпатия к противоположному полу, поэтому лучше строго сообщить, приводя примеры и факты о негативном влиянии табакокурения на внешность. Необходимо подчеркнуть, что отказ от табакокурения вернет привлекательность. Это особенно будет актуально для девушек этого возраста. Важно подчеркнуть, что табакокурение наносит вред плоду во время беременности и ребенку во время грудного вскармливания.12
2.3 Социально-педагогические технологии профилактики табакокурения в высших учебных заведениях
Технология – практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью. Это функции, приемы, направленные на достижение результата. Социально-педагогические технологии, можно определить как целенаправленную деятельность специалистов по реализации методов, средств, приемов, которые обеспечивают достижения цели в работе с группой людей .
Программы создания групп социальной поддержки. Следующим направлением превентивной профилактической активности является создание групп социальной поддержки лидеров-сверстников, лидеров-родителей и лидеров-педагогов, групп само - и взаимопомощи. В одиночку трудно преодолеть кризисную ситуацию. Если у молодого человека отсутствует социальная среда, способная поддерживать его, такую среду необходимо создавать.
Мультикомпонентные программы учитывают школьные, семейные, общественные взаимоотношения. Этот подход более перспективный, поскольку установлено, что эффективность программ прямо пропорционально связана с количеством включенных в нее компонентов. Цель мультикомпонентных программ получить синэргический эффект при комбинации различных превентивных стратегий.13
Основные моменты программы профилактики курения среди учащихся:
-Необходимо вовлечь обучающихся в профилактические мероприятия. Лекционный материал усваивается только на 5-10%, а дискуссии могут увеличить усвоение материала до 50%, а если человек сам преподает, то он усваивает до 90% материала. Поэтому нужно привлекать старшеклассников для профилактики как среди сверстников, так и среди младших школьников;
-Важна поддержка со стороны окружающих в стремлении обучающегося бросить курить;
-Специальная подготовка преподавателей по профилактике улучшает результаты;
-Вовлечение родителей увеличивает эффективность профилактики;
-Информация должна быть достоверной, необходимо избегать запугивания.
-Профилактика табакокурения в школе может проводиться как в виде отдельных уроков, так и на классных часах.
Задача настоящей работы – дать достаточный объем информации для разработки комплексных программ профилактики табакокурения у старших подростков в зависимости от конкретных социально-экономических и субкультурных особенностей конкретных микрогрупп.
Профилактическая работа по табакокурению направлена на три целевые группы: школьники, родители, педагоги.
1.Школьники - через уроки ОБЖ; внеклассная работа: через классные часы, введение элективных курсов, проведение акций, различных конкурсов; проведение конкурсов социальных реклам, стенгазет; международных Дней (например, 30 мая отказ от курения) и т.д.
В качестве альтернативы вредным привычкам, и табакокурению в частности, можно предложить занятия физической культурой, спортом, приобретение интересного хобби. Следует заметить, что объем профилактической работы должен рассчитываться в зависимости от возрастной группы учеников. Объем информации должен нарастать постепенно.
2.Родители – через родительские собрания.
3.Педагоги – беседы с учителями, которые курят о запрещении табакокурения на территории школы.14
Как видим из всей имеющейся информации, проведение профилактики с целью борьбы с курением среди подростков и молодежи крайне необходимо, потому что именно от подобной работы зависит здоровье подростков, молодых людей, а затем и всего взрослого населения нашей страны в целом. А успешное проведение профилактической работы невозможно без знания технологий, методов, форм, средств этой работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, 16-18 века отмечены в истории табакокурения интенсивным распространением курения во всех странах Европы. В этот период очень быстро росло количество курильщиков. Люди начинали курить в возрасте десяти-двенадцати лет. С тех пор, как значительная часть населения Земли приобщилась к этой вредной привычке, табакокурение охватило все социальные слои общества, все возрастные группы населения. Статистика говорит нам, что на данный момент в России курильщиком является каждый второй мужчина и каждая четвертая женщина. Подростки возрастом от пятнадцати до девятнадцати лет курят в соотношении: каждый третий юноша и каждая десятая девушка. И что самое печальное, среди беременных женщин практически каждая третья продолжает курить, портя здоровье и себе, и своему будущему ребенку.
Курение табака это, пожалуй, самая важная причина возникновения обструктивной болезни легких, приводящей к мучительной смерти от удушья. С каждым годом количество больных с подобным диагнозом растет.
Кроме этого, табакокурение вызывает ряд серьезных заболеваний органов дыхания и сердечно - сосудистой системы. Курильщики имеют пониженный иммунитет, повышенную восприимчивость к различным вирусным заболеваниям.
Распространение курения в среде молодежи провоцирует плохое состояние здоровья молодого поколения, рост среди них онкологических заболеваний, увеличивает вероятность рождения детей с врожденными дефектами здоровья. В последующем табакокурение приводит к росту заболеваемости, повышает вероятность получения инвалидности, влечет за собой раннюю смерть.
Все перечисленные выше факторы обосновывают необходимость проведения профилактических мероприятий среди подростков и молодежи в общеобразовательных учреждениях. Эти мероприятия включают в себя:
- непрерывное ведение профилактических работ, направленных на предотвращение начала курения, причем подобная работа должна начинаться с первого класса;
- ведение профилактики, направленной на отказ от курения у уже курящих подростков, проведение работы с их родителями;
- выявление курящих среди несовершеннолетних, выявление степени их никотиновой зависимости;
- направление детей, подростков, молодежи с выявленной зависимостью от табака к специалисту психологу или социальному педагогу для проведения работы с ними по отказу от табакокурения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Александров А. А. Профилактика курения у подростков / А. А. Александров и др. // Вопросы психологии. – 2008. - № 2. – С. 55-61.
2 Баранов, А. А. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения : монография / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, И. В. Звездина ; Союз педиаторов России и др. – Москва : Литтерра, 2007. – 213 с.
3 Без дыма и огня : способы и методы борьбы с табакокурением // Здоровье. - 2011. - № 3. - С. 68-71
4 Данишевский, К. Десять фактов о курении, которые должен знать каждый / К. Данишевский // Вопросы социального обеспечения. - 2008. - № 8. - С. 22-23.
5 Защитить от пагубной привычки : борьба с курением // Вопросы социального обеспечения. - 2011. - № 9. - С. 32.
6 Когда здоровье тает как дым. Курение - одна из ведущих причин смерти людей // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2008. - № 6. - С. 20-22.
7 Лебедева, О. А. «Курение - личное дело каждого?» : классный час с учащимися старших классов: методическая разработка классного часа для старшеклассников, который поможет сформировать отрицательное отношение к курению / О. А. Лебедева // Воспитание школьников.- 2011. - № 1. - С. 72-78.
8 Методика работы с молодежью в целях профилактики негативных социальных явлений: Теория и практика: Информац.-метод. сб. / Мин-во образования и по делам молодежи; Отв. за вып. Коськин Е.Л.; Ред. А.А. Антошкин. – Санкт-Петербург- 2013. - 164 с.
9 Передерин, В. Слагаемые здоровья детей : [о факторах курения, влияющих на здоровье детей] / В. Передерин // Экология и жизнь. - 2009. - № 2. - С. 84-86.
10Червяков А.В. Никотиновая зависимость и мотивации начала курения у школьников / А.В. Червяков, К.Г. Гуревич, В.В. Червина // Наркология. -2010. - Т. 9. - № 12. - С. 47-51.
11Чистякова, М. Подростковое курение: борьба нон-стоп / М. Чистякова ; коммент.: В. Головнев, С. Чернышова, О. Гордеева // Здоровье. - 2009. - № 8. - С. 48-51.
12 Шацкий, Г. Курение в России : опросы показали, что россияне курили, курят и бросать не собираются / Г. Шацкий // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - № 13. - С. 22.
13 Блог «Мир без никотина» [Электронныйресурс] - Режим доступа : http://www.nosmoking18.ru/statistika-kureniya-v-rossii/ - 12.01.2017
14 Влияние пассивного курения на организм человека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.neboleem.net/passivnoe-kurenie.php - 12.01.2017
Шацкий, Г. Курение в России : опросы показали, что россияне курили, курят и бросать не собираются / Г. Шацкий // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - № 13. - С. 22.
Защитить от пагубной привычки: борьба с курением // Вопросы социального обеспечения. - 2011. - № 9. - С. 32.
Лебедева, О. А. «Курение - личное дело каждого?» : классный час с учащимися старших классов: методическая разработка классного часа для старшеклассников, который поможет сформировать отрицательное отношение к курению / О. А. Лебедева // Воспитание школьников.- 2011. - № 1. - С. 72-78.
Баранов, А. А. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения : [монография] / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, И. В. Звездина ; Союз педиаторов России [и др.]. – Москва : Литтерра, 2007. – 213 с.
Влияние пассивного курения на организм человека [Электронный ресурс]. – URL: http://www.neboleem.net/passivnoe-kurenie.php - 12.01.2017
Когда здоровье тает как дым. Курение - одна из ведущих причин смерти людей // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2008. - № 6. - С. 20-22.
Данишевский, К. Десять фактов о курении, которые должен знать каждый / К. Данишевский // Вопросы социального обеспечения. - 2008. - № 8. - С. 22-23.
Червяков А.В. Никотиновая зависимость и мотивации начала курения у школьников / А.В. Червяков, К.Г. Гуревич, В.В. Червина // Наркология. -2010. - Т. 9. - № 12. - С. 47-51.
Чистякова, М. Подростковое курение: борьба нон-стоп / М. Чистякова ; коммент.: В. Головнев, С. Чернышова, О. Гордеева // Здоровье. - 2009. - № 8. - С. 48-51.
Передерин, В. Слагаемые здоровья детей : [о факторах курения, влияющих на здоровье детей] / В. Передерин // Экология и жизнь. - 2009. - № 2. - С. 84-86.
Методика работы с молодежью в целях профилактики негативных социальных явлений: Теория и практика: Информац.-метод. сб. / Мин-во образования и по делам молодежи; Отв. за вып. Коськин Е.Л.; Ред. А.А. Антошкин. – Санкт-Петербург- 2013. - 164 с.
Без дыма и огня : способы и методы борьбы с табакокурением // Здоровье. - 2011. - № 3. - С. 68-71
Александров А. А. Профилактика курения у подростков / А. А. Александров и др. // Вопросы психологии. – 2008. - № 2. – С. 55-61.
Блог«Мирбезникотина».[Электронныйресурс].- URL:http://www.nosmoking18.ru/statistika-kureniya-v-rossii/ - 12.01.2017