Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Доклад-исследование «Профессиональное самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в КГБУ «ЦСРСФУ «Эчган»

Исследовать понятие профориентации и выявить сложности профессионального самоопределения у воспитанников детских домов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Доклад-исследование: «Профессиональное самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в КГБУ «ЦСРСФУ «Эчган»

Объект  исследования: профориентация воспитанников  детских домов.

Предмет исследования:

Особенности профессионального  самоопределения   и профориентации  воспитанников детских домов.

Цель  работы:

Исследовать понятие профориентации и выявить сложности профессионального самоопределения у воспитанников детских домов.

А.Е.Голомшток  определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и  педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к  сознательному выбору профессии 

И.Н.Назимов  дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая  составная часть – профотбор  – это научно обоснованная система  методов и средств воздействия  на обучающихся и трудоустраивающихся  лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области  народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию  и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта  склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» 

Глава I

1.1 Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение - процесс, влияющий на весь жизненный путь человека, и поэтому так важно  не допустить ошибки в выборе будущей  профессии.

Процесс профессионального самоопределения  включает в себя:

Важнейшее средство профессионального самоопределения - целенаправленная деятельность, предполагающая оказание помощи детям в сознательном выборе профессии в соответствии со своими способностями и интересами.

Выбирая из множества профессий, надо, во-первых, четко представлять себе, что человек  хочет от профессии (мотивы выбора):

Второе  условие выбора профессии - учет своих  способностей.

И третье условие - важно знать содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.

 В  деятельности социальных работников  и педагогов, осуществляющих работу  с воспитанниками детских домов,  необходимо учитывать следующие  негативные факторы, влияющие  на процесс профессионального  самоопределения:

При этом необходимо знать ситуации трудности  выбора профессии, с которыми сталкивается воспитанник детского дома:

У большинства воспитанников детских  домов обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать  свою деятельность, что связано с  особенностями их психического развития и условиями проживания. В данном случае немаловажна работа социальных педагогов  с ребенком для формирования навыков целеполагания, т.е.обучение навыкам постановки целей.

1.2 Цели и мотивы  профессионального самоопределения

Цель - это образ желаемого результата, специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличие от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Самый важный шаг - постановка целей. Если удастся сосредоточиться на цели, гораздо легче отыскать пути к ее достижению. Это важно как  в жизни вообще, так и в профессиональной деятельности тем более. Существует два вида целей:Глобальные цели, то есть те, которые вы рассчитываете  достичь через продолжительный  период времени. Текущие цели, то есть те, для достижения которых вы принимаете конкретные решения.

Наряду с навыками целеполагания  необходимо формирование и мотивов  профессионального самоопределения. Традиционно под мотивацией понимаются побуждения вызывающие активность и  определяющие ее направленность. Предмет  деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как  вещественным, так и идеальным, как  данным в восприятии, так и существующим только в воображении, мысли.Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем  придают ей личностный смысл. Эти  мотивы называются смыслообразующими.Другие, сосуществующие с ними и исполняющие  роль побудительных факторов (положительных  или отрицательных) - порой остро  эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции. Условно их называют мотивами-стимулами.

Формирование мотивации имеет  два механизма:

Первый из них заключается в  том, что сложившиеся или специально организованные воспитателем (педагогом) условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений актуализируют  отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической  актуализации постепенно переходят  в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».

Второй процесс (механизм «сверху  вниз») заключается в усвоении воспитуемым  предъявляемых ему в готовой  форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у  него сформироваться и которые сам  воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых, во внутренне  принятые и реально действующие.

(Полноценное формирование мотивационной  системы личности должно включать  в себя оба механизма).

Профессиональная мотивация - это  действие конкретных побуждений, которые  обусловливают выбор профессии  и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация динамична, изменчива  и представляет собой непрерывный  процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или  специальности (взвешиваются все за и против, плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной  специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).

Каждый человек нуждается в  признании окружающих и хочет, чтобы  его ценили, ищет одобрения, любви  и независимости. Один из способов достичь  этого - выбрать профессию, которая  выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное  удовлетворение. Стремление достичь  большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению  чувства собственного достоинства. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень  сильна мотивация «выбрать профессию», способствующую реализации личности.

В большинстве случаев  не происходит рационального выбора профессии, как  такового; воспитанники детских домов  просто выбирают первую попавшуюся профессию, которую выбрали их друзья; и это  может быть единственное место, на которое  их точно  примут,  или в котором  они могут быть уверены, т.к. только в этом учебном заведении есть реальные  условия проживания и обучения для детей-сирот.

 В данном случае выбор  профессии оказывается скорее  случайным, чем осознанным, но  здесь уже важен не сам выбор  профессии, а выбор условий  социальной защищенности в нашем  обществе. В данном случае ребенок  выбирает не столько профессию,  сколько привычный для себя  образ жизни, т.к. не знает  и не умеет жить по-другому.

Глава II

2.1 Сущность профориентационной работы

Профессиональная ориентация - это  научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать  как индивидуальные особенности  личности, так и необходимость  распределения трудовых ресурсов.

Сущность профориентации, как общественной проблемы проявляется в том, что  необходимо преодолеть противоречия между  объективно существующими потребностями  общества в сбалансированной структуре  кадров и профессиональными устремлениями  молодежи. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями.

Традиционно профориентация строится на основе «триады»:

Задачами профориентационной работы в учреждениях для детей-сирот  являются следующие:

Направления деятельности системы  профориентационной работы:

Следует отметить, что профориентация  содержит в себе три главных аспекта:

Профессиональная ориентация воспитанников  детских домов содержит в себе несколько этапов работы:

          Профессиональные  консультации бывают двух видов  - индивидуальные и групповые.  Особенности групповых консультаций  – взаимовлияние и общение  воспитанников между собой в  обсуждении той или иной профессии.

Существует ряд критериев сформированности готовности к профессиональному  самоопределению, которые нужно  учитывать при проведении профессионального  отбора :

В соответствии с данными критериями можно выделить основные задачи профессионального самоопределения в процессе обучения воспитанника детского дома:

Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные  формы и методы профессиональной диагностики и различные виды профконсультаций.

Различают следующие виды консультаций:

Для профессиональной диагностики личности воспитанника детского дома используются следующие  методы и формы работы:

В процессе психологической профессиональной диагностики воспитанников детского дома оцениваются  те особенности  их психологического развития, которые  могут существенно затруднить освоение ими профессии и последующую  профессиональную самореализацию.  В их число входят:

Спектр и широта применяемых в ходе обследования методик определяется предпочтениями, уровнем квалификации специалиста-психолога, тактическими и стратегическими  целями и задачами профориентационного  диагностического обследования.

Для проведения минимального профориентационного  психодиагностического обследования воспитанников детских домов  можно применять следующие методики: «Дифференциально-диагностический  опросник» (ДДО);  «Карта интересов»; тест Холланда;  профориентационную методику Пряжникова и т.д.

Глава III

3.1 Профориентационная работа с воспитанниками детских домов

Профориентационная  работа с воспитанниками детских  учреждений для детей-сирот должна начинаться гораздо раньше, чем ребенок  достигнет возраста, в котором  для него станет актуальным профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в  рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств  характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению  будущего профессионала. Развитие необходимых  качеств начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда  происходит формирование понятия необходимости  труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполненной работы и любви  к ней.

Психологическое и профессиональное просвещение  начинается в младших классах  и является первым этапом профессиональной ориентации воспитанников детских  домов. Педагоги стимулируют интерес  воспитанника к собственной личности с ее индивидуальными особенностями  и недостатками.

Формы профориентационной работы с воспитанниками младшего школьного  возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов, встречи с представителями  различных профессий, создание кружков  по интересам – музыкальных, рисования  или лепки. В кружках есть возможность  создать все условия для творческого  развития способностей: изобразительных, конструкторских и  т.д.

На данном этапе следует достичь решения  следующих задач:

На следующем  этапе среднего школьного возраста(11-13лет) дети-сироты включаются в общественно-полезный и учебный труд; у них формируются  общественно значимые мотива выбора профессий, выявляется и развивается  интерес к конкретному виду деятельности, знания о профессиях расширяются  за счет знакомства с содержанием  труда той или иной профессии. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться  в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельности.

Основные  задачи профориентационной работы в  этот возрастной период следующие:

Формы профориентационной работы на данном возрастном этапе  содержат:

Трудовые  пробы, Общетрудовая подготовка, общественно-полезный труд, ознакомление с кругом предпочтительных профессий, формирование трудовой дисциплины, изучение условий труда и производства и т.д.

На следующем  возрастном этапе(13-15лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с  учетом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников.

К основным задачам профориентационной работы данного этапа следует отнести:

В этот период проводятся трудовые пробы, которые  предполагают попробовать воспитанника в различных видах труда непосредственно  в учебных мастерских.

Формы профориентационной работы в данном возрастном периоде  заключаются в предпрофильной трудовой подготовке, формировании трудовой культуры, привитии навыков делового общения, организации бытового труда, ведения  домашнего хозяйства с ориентировкой  на его самостоятельное осуществление.

На заключительном возрастном этапе (15-16лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым.

Основные  задачи профориентационной работы данного  этапа:

Основные задачи педагога на данном этапе - на основе ранее  полученных знаний о профессии сформировать у воспитанника правильное отношение  к выбору профессии, обрисовать характерные  ошибки при выборе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области