Доклад-исследование: «Профессиональное самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в КГБУ «ЦСРСФУ «Эчган»
Объект исследования: профориентация воспитанников детских домов.
Предмет исследования:
Особенности профессионального самоопределения и профориентации воспитанников детских домов.
Цель работы:
Исследовать понятие профориентации и выявить сложности профессионального самоопределения у воспитанников детских домов.
А.Е.Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии
И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека»
Глава I
1.1 Профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение - процесс, влияющий на весь жизненный путь человека, и поэтому так важно не допустить ошибки в выборе будущей профессии.
Процесс профессионального самоопределения включает в себя:
Важнейшее средство профессионального самоопределения - целенаправленная деятельность, предполагающая оказание помощи детям в сознательном выборе профессии в соответствии со своими способностями и интересами.
Выбирая из множества профессий, надо, во-первых, четко представлять себе, что человек хочет от профессии (мотивы выбора):
Второе условие выбора профессии - учет своих способностей.
И третье условие - важно знать содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.
В деятельности социальных работников и педагогов, осуществляющих работу с воспитанниками детских домов, необходимо учитывать следующие негативные факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения:
При этом необходимо знать ситуации трудности выбора профессии, с которыми сталкивается воспитанник детского дома:
У большинства воспитанников детских домов обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность, что связано с особенностями их психического развития и условиями проживания. В данном случае немаловажна работа социальных педагогов с ребенком для формирования навыков целеполагания, т.е.обучение навыкам постановки целей.
1.2 Цели и мотивы профессионального самоопределения
Цель - это образ желаемого результата, специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличие от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.
Самый важный шаг - постановка целей. Если удастся сосредоточиться на цели, гораздо легче отыскать пути к ее достижению. Это важно как в жизни вообще, так и в профессиональной деятельности тем более. Существует два вида целей:Глобальные цели, то есть те, которые вы рассчитываете достичь через продолжительный период времени. Текущие цели, то есть те, для достижения которых вы принимаете конкретные решения.
Наряду с навыками целеполагания необходимо формирование и мотивов профессионального самоопределения. Традиционно под мотивацией понимаются побуждения вызывающие активность и определяющие ее направленность. Предмет деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, мысли.Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл. Эти мотивы называются смыслообразующими.Другие, сосуществующие с ними и исполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции. Условно их называют мотивами-стимулами.
Формирование мотивации имеет два механизма:
Первый из них заключается в том, что сложившиеся или специально организованные воспитателем (педагогом) условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».
Второй процесс (механизм «сверху вниз») заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых, во внутренне принятые и реально действующие.
(Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма).
Профессиональная мотивация - это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все за и против, плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).
Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его ценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого - выбрать профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация «выбрать профессию», способствующую реализации личности.
В большинстве случаев не происходит рационального выбора профессии, как такового; воспитанники детских домов просто выбирают первую попавшуюся профессию, которую выбрали их друзья; и это может быть единственное место, на которое их точно примут, или в котором они могут быть уверены, т.к. только в этом учебном заведении есть реальные условия проживания и обучения для детей-сирот.
В данном случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным, но здесь уже важен не сам выбор профессии, а выбор условий социальной защищенности в нашем обществе. В данном случае ребенок выбирает не столько профессию, сколько привычный для себя образ жизни, т.к. не знает и не умеет жить по-другому.
Глава II
2.1 Сущность профориентационной работы
Профессиональная ориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость распределения трудовых ресурсов.
Сущность профориентации, как общественной проблемы проявляется в том, что необходимо преодолеть противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и профессиональными устремлениями молодежи. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями.
Традиционно профориентация строится на основе «триады»:
Задачами профориентационной работы в учреждениях для детей-сирот являются следующие:
Направления деятельности системы профориентационной работы:
Следует отметить, что профориентация содержит в себе три главных аспекта:
Профессиональная ориентация воспитанников детских домов содержит в себе несколько этапов работы:
Профессиональные консультации бывают двух видов - индивидуальные и групповые. Особенности групповых консультаций – взаимовлияние и общение воспитанников между собой в обсуждении той или иной профессии.
Существует ряд критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению, которые нужно учитывать при проведении профессионального отбора :
В соответствии с данными критериями можно выделить основные задачи профессионального самоопределения в процессе обучения воспитанника детского дома:
Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные виды профконсультаций.
Различают следующие виды консультаций:
Для профессиональной диагностики личности воспитанника детского дома используются следующие методы и формы работы:
В процессе психологической профессиональной диагностики воспитанников детского дома оцениваются те особенности их психологического развития, которые могут существенно затруднить освоение ими профессии и последующую профессиональную самореализацию. В их число входят:
Спектр и широта применяемых в ходе обследования методик определяется предпочтениями, уровнем квалификации специалиста-психолога, тактическими и стратегическими целями и задачами профориентационного диагностического обследования.
Для проведения минимального профориентационного психодиагностического обследования воспитанников детских домов можно применять следующие методики: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО); «Карта интересов»; тест Холланда; профориентационную методику Пряжникова и т.д.
Глава III
3.1 Профориентационная работа с воспитанниками детских домов
Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот должна начинаться гораздо раньше, чем ребенок достигнет возраста, в котором для него станет актуальным профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала. Развитие необходимых качеств начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда происходит формирование понятия необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполненной работы и любви к ней.
Психологическое и профессиональное просвещение начинается в младших классах и является первым этапом профессиональной ориентации воспитанников детских домов. Педагоги стимулируют интерес воспитанника к собственной личности с ее индивидуальными особенностями и недостатками.
Формы профориентационной работы с воспитанниками младшего школьного возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов, встречи с представителями различных профессий, создание кружков по интересам – музыкальных, рисования или лепки. В кружках есть возможность создать все условия для творческого развития способностей: изобразительных, конструкторских и т.д.
На данном этапе следует достичь решения следующих задач:
На следующем этапе среднего школьного возраста(11-13лет) дети-сироты включаются в общественно-полезный и учебный труд; у них формируются общественно значимые мотива выбора профессий, выявляется и развивается интерес к конкретному виду деятельности, знания о профессиях расширяются за счет знакомства с содержанием труда той или иной профессии. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельности.
Основные задачи профориентационной работы в этот возрастной период следующие:
Формы профориентационной работы на данном возрастном этапе содержат:
Трудовые пробы, Общетрудовая подготовка, общественно-полезный труд, ознакомление с кругом предпочтительных профессий, формирование трудовой дисциплины, изучение условий труда и производства и т.д.
На следующем возрастном этапе(13-15лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с учетом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников.
К основным задачам профориентационной работы данного этапа следует отнести:
В этот период проводятся трудовые пробы, которые предполагают попробовать воспитанника в различных видах труда непосредственно в учебных мастерских.
Формы профориентационной работы в данном возрастном периоде заключаются в предпрофильной трудовой подготовке, формировании трудовой культуры, привитии навыков делового общения, организации бытового труда, ведения домашнего хозяйства с ориентировкой на его самостоятельное осуществление.
На заключительном возрастном этапе (15-16лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым.
Основные задачи профориентационной работы данного этапа:
Основные задачи педагога на данном этапе - на основе ранее полученных знаний о профессии сформировать у воспитанника правильное отношение к выбору профессии, обрисовать характерные ошибки при выборе.