Хевертей Сайзана Дортужуковна
г. Кызыл Республика Тыва
Игровые формы на уроках русского языка
«Естественная потребность для ребенка – это игра». Игровые методики обучения важны, так как, участвуя в игре, дети не боятся ошибки, они свободны и раскованы. Ведь для них важен не результат, а сам процесс игры. Психологическое напряжение, которое испытывает ребенок в процессе учебной деятельности, во время в игре заметно снижается. В игре школьник чувствует себя равноправным участником с другими детьми и даже с учителем. У него есть право на свое мнение, на собственное решение, он может отстаивать свою точку зрения. Таким образом, в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества.
Игра – это форма познания мира. Благодаря активной и свободной мыслительной и речевой деятельности у ребенка вырабатываются важные качества: самостоятельность мышления и творческая инициатива. В диалоге-игре общение между участниками максимально близко к реальным, естественным речевым ситуациям, а это способствует формированию у детей навыков спонтанной устной речи.
Известный педагог Е.Н. Ильин писал: «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу».
Решением проблем учителей-словесников может стать использование лингвистической игры на уроках русского языка. Учебная игра отличается от детской игры тем, что в ней очень важен результат. Но при использовании учебной игры желательно, чтобы для школьников игра оставалась игрой, приятной паузой во время урока, возможностью переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, имеет возможность оценивать не только процесс, но и результат.
Во время проверки ученики по очереди называют составленные слова. Победителем становиться тот, кто последним называет слово. При этом необходимо быть очень внимательным, так как тот, кто повторит уже названное слово, выбывает из игры. Можно дополнительно отметить тех ребят, кто смог составить наиболее длинное слово.
Игра №1. «Найти «четвертое лишнее» по теме «Фразеологизм»
Задание. В каждой группе найдите лишний фразеологизм, объясните, почему он «лишний», и составьте с ним предложение.
Игра №2 «Одним словом».
Задание. Замените фразеологический оборот одним словом:
Игра №3 «Глаголы наши – фразеологизмы ваши»
Гневаться - метать гром и молнии;
Исчезнуть - …
Медлить - …
Прослушать - …
Победить - …
Превзойти - …
Бездельничать - …
Преувеличивать - …
Голодать - …
Запретить - …
Игра №4 «Кто больше знает фразеологизмов-синонимов»
Игра №5 «О ком так говорят?»
Игра №6 «Восстановите фразеологизм»
Задание. Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова (из мира животных):
Подобные лингвистические игры можно провести при изучении «Лексики», «Словообразования», «Морфологии» и другим разделам русского языка.
Таким образом, предложенные учебные игры не только расширяют лексический запас, активизируют память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость. Они развивают у школьника внимание к написанию слов, что в итоге способствует развитию орфографической зоркости.
Литература: