Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Юргамышский детский сад «Улыбка» структурное подразделение детский сад «Сказка»
Проект в средней группе
«Комнатные растения»
Вид проекта: : информационно-исследовательский, групповой,краткосрочный (1 неделя)
17.01.2022 по 21.01.2022
Участники проекта: дети средней группы «Лучики», воспитатель.
Воспитатель: Останина О.Н.
2022 год
Актуальность проекта:
Всё самое прекрасное в жизни сравнивается с цветами. Каждый человек достоин удивления, восхищения и особого ухода и внимания.
Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы позволит детям и родителям изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям. Данный проект поможет детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, мной был разработан и запущен информационно – исследовательский проект «Комнатные растения» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
o Уточнить и систематизировать знания детей о растениях;
o развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
o Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
o Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
o Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
o Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
o Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.
o Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
o Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать.
Методы и формы работы:
- наблюдения
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- настольные игры
- подвижные игры
- дидактические игры
- чтение литературных произведений
- консультации для родителей
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Предполагаемый результат:
- У детей проявится интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения.
- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
- Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
- Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
- Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
- Приобретение практических навыков.
- Расширение экологической среды группы.
- Активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагогов.
Практическая значимость:
• расширение зелёного уголка в группе детского сада;
• составление паспорта комнатных растений;
• посадка комнатных растений для группы (наблюдение, уход за цветками).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.
2. Вовлечь дошкольников в решения проблемы.
3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.
4. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей.
5. Собрать материал, информацию.
II этап – основной (работа над проектом):
1. Проведение намеченных мероприятий.
2. Самостоятельные творческие работы детей под руководством воспитателя.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
1. Настольно-печатная игра «Собери цветок» из частей (Приложение №1)
2. «Угадай растение по описанию». (Приложение №2)
3. С/р игра «Магазин цветов». (Приложение №3)
4. Игра «Хорошо – плохо» (комнатные цветы). (Приложение №4)
Двигательная деятельность:
Физкультминутка «На окне в горшочках», «Незабудки»; пальчиковые игры «Комнатные растения»; дыхательная гимнастика «Приятный аромат». (Приложение №5)
Познавательно-исследовательская деятельность:
1. «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?».(презентация)
2. Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка.
3. Опыт «Дети солнца» - что происходит с растением, если ему не хватает света.(К№16 Картотека )
4. «Растения в нашем уголке природы» - совестная посадка комнатных растений.
5. Рассматривание «Паспорт комнатных растений».
6. Работа в уголке природы: «Полей комнатное растение».
7. «Безопасность при уходе за комнатными растениями» (рассматривание иллюстраций).
Коммуникативная деятельность: (Приложение №6)
1. Составление рассказов – описаний о комнатных цветах.
2. Придумывание сказки о комнатном цветке.
3. Беседа: «Что растет на окошке?»
4. Беседа: «Кто такие зеленые друзья?»
5. Беседа: «Что означает цвет цветков?».
Чтение художественной литературы:
Чтение стихов о комнатных растениях, загадок, пословиц.
Чтение и обсуждение произведений:
В. Катаев «Цветик–семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин».
Продуктивная деятельность:
1. Рассматривание иллюстраций к книгам, альбомов «Комнатные растения».
2. Апликация: «Комнатные растения».
3. Рисование «Комнатное растение» (с натуры).
4. Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов»; музыкальный этюд «Цветочек».
III этап – заключительный:
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2. Выставка детских работ «Комнатные растения».
Результаты проектной деятельности:
1. Повысился уровень знаний о комнатных цветах, о значении растений в жизни человека.
2. Владеют навыками правильного ухода и бережного отношения к комнатным растениям
Выводы: необходимо и дальше продолжать работу по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Приложение №1
Дидактическая игра «Собери цветок» применяется для индивидуальных и подгрупповых занятий с дошкольниками. Предназначается для разностороннего развития детей: формирования представления о растениях, закрепления навыка различения цветов, улучшения моторики пальцев. Это отличная тренировка цветового восприятия, памяти, логического мышления, концентрации внимания.
Разрежьте карточки произвольно на несколько частей, сложите в конвертики.
Раздайте воспитанникам по конвертику. Игровая задача – собрать из частей картинку. Правильно выполнив задание, игрок должен сказать, какое растение у него получилось.
Приложение №2
Дидактическая игра для детей «Угадай растение по описанию»
Задача: найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие: поиск предмета по загадке-описанию.
Правило: показывать растения можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование: для первых игр отбирают несколько комнатных растений(2-3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.
Ход игры: воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала она, например, отмечает, на что оно похоже "на дерево", на "травку", затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы-как огурчик, узкие, длинные, окраску цветов (основные цвета, их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: "О каком растении я вам рассказала?". Дети показывают растение и, если могут, называют его.
Приложение №3
Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов»
Цели игры: учить детей действовать согласно принятой на себя роли; формировать умение развивать игровой сюжет; учить создавать игровое пространство.
Примерные игровые действия:
- продажа в магазине цветов;
- создание красивых букетов;
- проведение рекламной компании;
- торговля сувенирами, подарками;
-доставка цветов на дом;
- привоз свежих цветов.
Приложение №5
Физкультминутка.
«На окне в горшочках»
На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг.
Поднялись цветочки. Медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.
В солнышке утонут.
«Незабудки»
Под окошком у Анютки Руки согнуть в локтях, кисти рук перед собой,
Распустились незабудки. пальцы обеих рук собраны в щепоть, кисти
На цветочках-лепесточках – раскрыть, растопырить пальчики в стороны. Неба синие кусочки.
Серединки-донышки – Соединить пальцы обеих рук, округлить.
Маленькие солнышки.
Пролетала пчелка, Короткие взмахи руками-крылышками.
Золотая челка.
Села на цветок: Присесть, руки положить на колени,
- Ну-ка, где медок? покрутить головой вправо – влево.
Выглянуло солнце, Встать, согнуть руки в локтях и высоко поднять
Разогрело донце. их, пальчики-лучики растопырить.
Медок сварило, Круговые движения правой рукой.
Пчелку накормило. Короткие взмахи руками-крылышками.
А Анютка-быстроножка Легкий бег.
Все увидела в окошко. Покрутить головой вправо – влево.
Дыхательная гимнастика «Приятный аромат»
Дети делают спокойный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят: «А-а-ах!»
Приложение №6
Беседа №1
Воспитатель: Ребята! Сегодня в нашу группу пришло письмо от сестричек Оли и Юли. Они решили поделиться историей, которая произошла с ними. Когда им исполнилось 6 лет, бабушка принесла в подарок каждой девочке по маленькому горшочку с землей и сказала: «Поставьте горшочки на окно, поливайте землю через день, и произойдет чудо».
Оля сделала всё, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. Через неделю у Оли появился в горшочке росток, а через 2 недели распустился прекрасный цветок.
- А где же мой цветочек? - спрашивает Юля.
Воспитатель: Ребята, скажите, что случилось с Юлиным цветком? Почему так произошло?
Ответы детей: (цветок погиб, так как Юля не ухаживала за ним).
Беседа №2
Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, какие растения сажают в горшочки и ставят на окошко.
Ответы детей: (Комнатные или растения.)
Воспитатель: А почему они называются комнатными?
Дети: Потому что они растут в комнате, в помещении, дома.
Воспитатель: А есть ли в нашей группе уголок, где стоят комнатные растения?
Дети: Да.
Воспитатель: Да, у нас в группе есть такой уголок и называется он – живой уголок.
Воспитатель: А почему он так называется, живой уголок.
Дети: А потому что растения живые они растут, дышат, пьют, размножаются.
Воспитатель: А как вы думаете для чего нужны комнатные растения?
Дети: Чтобы было красиво.
Воспитатель: Правильно, чтобы было красиво. Растения украшают наш дом и создают уют. Но они не только радуют своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие растения ещё и хорошо пахнут.
Воспитатель: Ребята. А что нужно растениям для роста?
Дети: Свет, тепло, вода, воздух, земля и обязательно им нужна наша забота и хороший уход.
Воспитатель: А какие названия комнатных растений вы знаете, может у вас дома растут они?
Дети: отвечают …
Беседа №3
(Отдельно на столе стоят цветы: герань, фиалка, фикус.)
Воспитатель: А как называются цветы, которые стоят на столе?
Дети: Герань, фиалка, фикус (Дети отвечают и показывают цветы.)
Воспитатель: А из чего состоят цветы? Ребята, вам надо ответить на вопрос и найти нужную картинку.
Дети: Корень, стебель, листья, цветки, если растение цветет.
(Дети называют часть растения и показывают нужную картинку.)
Воспитатель: А что нужно делать, чтобы комнатные растения росли?
Дети: Поливать, протирать, опрыскивать, рыхлить землю.
(Воспитатель обращает внимание детей на цветы, стоящие на столе.)
(Рядом с цветами лежит инвентарь по уходу за комнатными растениями: палочка для рыхления, тряпочка и тазик с водой, опрыскиватель, лейка с водой.)
Воспитатель: Ребята, вы мне уже сказали названия цветов, стоящих здесь на столе. А чтобы они выросли здоровыми и красивыми (не завяли) нужно правильно ухаживать за ними. Вы умеете это делать? Кто хочет мне помочь?
Воспитатель: Ребята, чтобы вы вспомнили, как это надо делать, я покажу вам таблицу, которая называется «Уход за комнатными растениями». Это будет ваша подсказка (вешает таблицу на мольберт).