Методическая разработка
урока русского языка по теме:
«Союз как часть речи.
Простые и составные союзы»
Учитель русского
языка и литературы
Хевертей С.Д.
Кызыл, 2018 год
Тема: Союз как часть речи. Простые и составные союзы.
Класс: 7
Цель: Уточнить грамматическое понятие союза, как служебной части речи: познакомить с простыми и составными союзами.
Задача:
Оборудование:
План:
а) Морфологический разбор причастия;
б) Синтаксический разбор предложения;
в) Работа с текстами №1 и 2
Ход урока:
а) Морфологический разбор причастия: Очарованный
б) Синтаксический разбор предложения:
От заходящего солнца пробежит по воде золотая дорожка, станет алой вода, и замрет путник, очарованный сказочной красотой Сут-Холя.
в) Работа с текстом:
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, кто из вас скажет, что означают географические названия:
Монгун-Тайга, Хаан-Даг, Баян-Кол, Алдын-Булак, Сут-Хол и т.д.
Ответы на эти вопросы дает наука топонимика (греч. Топос - «место», онима – «имя, название»).
Богата и разнообразна топонимия Тувы. Тувинцы – прекрасные знатоки природы, давали своим рекам, горам красивые звучные названия: Хилин-Хоол – «Бархатное озеро», Хаан-Даг – «Царь-гора», Монгун-Тайга – «Серебряная тайга», Баян-Кол – «Богатая река», Сут-Хол – «Молочное озеро».
2. Чтение текста №1 «Сказочный Сут-Хол». Работа с орфограммами, пунктограммами.
Сут-Хол запоминается каждому, кто хоть раз его видел. Дикие скалы, пр_чудливые (полу)острова, белые обл_ка отражаются в в_де, как в ска_ке. В ра(н,нн)ие утре(н,нн)ие часы Сут-Хол сияет серебром. Прекрасен он и вечером. От заходящего со_нца проб_жит по в_де з_л_тая доро_ка, станет алой в_да, и замрет путник, зач_рова(н,нн)ый сказочной красотой Сут-Холя.
Озеро лежит (не)далеко от бурного Хемчика. Близ Сут-Холя виднеется лесистая гора Бора-Тайга. С юга над озером поднялась Кызыл-Тайга – «Красная тайга». На б_регах Сут-Холя р_стут и стройные ели, и могучие кедры, и огромные лиственницы. Цветут колокольчики, лилии и ирисы.
Вопросы:
Работа с предложениями из текста №1.
Задание: Найти предложения, в которых есть союз, и нарисовать схемы предложений, объяснить знаки препинания.
Работа с текстом №2
Послушайте легенду (демонстрация слайдов).
Легенда о Сут-Холе.
В народе живет легенда. В древние времена у озера Сут-Хол поселилась старуха-колдунья. Она варила их трав целебные отвары. Иногда старуха была злой и насылала грозу на тайгу. Сут-Хольские чабаны сумели покорить ее добротой, цедрой душой. Однажды вечером старуха-колдунья вышла на берег Сут-Холя и выплеснула в него большой чан молока. Стало озеро белым-белым, словно молоко. Проснулись люди утром и не узнали озера. Подбежали они к самому берегу и увидели, что это не молоко, а туман. С тех пор в народе стали замечать, что на сут-хольских пастбищах коровы дают много густого, как сливки молока. Сут-Хол в переводе на русский язык означает «молочной озеро».
Задание:Найти в данном тексте предложения с союзами и нарисовать схемы предложений.
1. Союзы бывают простыми и составными (§59)
2. какие еще части речи бывают простыми и составными?
3. Работа с таблицей, ученики приводят свои примеры.
Простые | Составные | |
Числительные | Один, сто, миллион | Двадцать пять, сто сорок один |
Предлоги | К, в, из-за, вблизи | В течение, в счет, в связи с |
Союзы | И, а, но | Потому что, так как |
4. Чтение теоретического материала в учебнике (страница 121)
Упражнение 277 страница 121 (самостоятельно) с последующей проверкой.
Упражнение 279 комментированное письмо.
§58, 59 (правила), упражнение 275, выучить словарные слова в рамках
Литература: