Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Русский язык. 11 класс. Подготовка к экзамену. Написание сочинения по прослушанному тексту.

Цель обмен опытом с целью формирования у обучающихся навыков написания сочинения по прослушанному тексту в рамках подготовки к экзамену. Задачи. Образовательные расширять и углублять знания учащихся о типах речи, о композиции сочинения уметь определять проблему текста, авторскую позицию, обосновывать собственное мнение. Развивающие формировать умения проводить композиционно-содержательный исходного текста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Русский язык. 11 класс. Подготовка к экзамену. Написание сочинения по прослушанному тексту.

Русский язык. 11 класс. Подготовка к экзамену. Текст.

____________________________________________________________ (ФИО)

Текст - словесное устное или письменное произведение, имеющее завершенное содержание.

Стиль текста - система выразительных средств языка, которую принято использовать в определенной коммуникативной сфере (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный).

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор, который его волнует, который требует разрешения.

Тема текста отвечает на вопрос: «О чём написано произведение?».

Идея текста отвечает на вопрос: «Какие мысли автор хочет донести до читателя?»

Абзац – микротекст, где есть основная мысль.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Мне поручили нап..сать статью о неизвес..ном в нашем городе учителе трудового обучения Евгени.. Александровиче Субботине. Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. Это был солнечный человек с отзывчивым, горяч..м сердцем.

Я пришел к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовле..ые вопросы.

- Знаешь что, Жень, мне приятно, что ты пиш..шь обо мне статью. Там будет, наверное, много хороших слов. Но я бы хотел, чтобы ты нап..сал о другом. Конечно, теперь я стал извес..ным в городе, уважаемым человеком, но все могло бы сложит..ся совсем иначе. И, наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один случ..й.

У меня не было отца, не было матери. Вернее, они как бы существовали, пр..ходили н..чевать и см..трели на нас, г..лодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, что они тут делают? Я жил тем, что в..р..вал или выпрашивал. К..рмил двух своих маленьких с..стренок. Моих р..дителей то и дело вызывали на какие-то к..миссии, к нам постоянно приходил то учас..ковый, то инспектор по делам несоверше..олетних. Да только что они могли сделать… Я рос волч..нком. Вокруг меня был мир, населе..ый людьми, они жили в теплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы, а я см..трел на них из глухого леса, где всегда было сыро и темно. Вот тогда и научился открывать любой замок, разбираться во всех видах сигнализации… Но однажды я попался. В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне пришлось прыгать с третьего этажа, и я выв..хнул ногу. Суд. Родителей нигде не могли найти, и на заседании с..дела классная руководительница. Ни лица, ни ее имени я не помню. Помню только, что она была совсем м..лоденькой девч..нкой. Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала. Она плакала и говорила: «Не надо сажать его в тюрьму! Пожалуйста». Прокурор ей строго говорит: «Не плач..те, вы на вопрос ответ..те». А она опять – плачет и только одно твердит: «Не сажайте его в тюрьму», И в этот момент я испытал чувства, которые невозможно описать никакими словами. Чужой человек плачет по тебе. Это что значит? Это значит, что я ей чем(то) дорог, это значит, что я ей нужен. Выходит, что я не посторонний, не чуж..й! Выходит, что со..нце светит и для меня, и трава на лугах – это тоже мое, и в жизни есть какое(то) мое место. Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, что(бы) я был. Я сейчас вот пытаюсь описать св..и мысли, а тогда это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою душу.

Мне дали четыре года колонии. Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. У меня было много хорошего, теперь я счас..ливый, состоявшийся человек. Но до сих пор я не могу забыть тех слез, которые отогрели моё закоченевш..е сер..це. И ( ни)когда не забуду.

(По Е. Новикову)

Выполните задания.

Русский язык. 11 класс. Подготовка к экзамену.

Проблема текста.

____________________________________________________________ (ФИО)

Проблема – это сложный вопрос, предполагающий глубокое и разностороннее исследование

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор, который его волнует, который требует разрешения. По данному вопросу могут быть несколько мнений. Присутствие разных вариантов решения вопроса говорит о существовании проблемы.

Важно правильно сформулировать проблему.

Варианты формулировки проблемы: 1) обозначено отрицательное явление (проблема наркомании, проблема одиночества); 2) использовано противопоставление (проблема добра и зла, проблема таланта и бездарности); 3) показан характер необходимых действий (проблема сохранения памятников культуры, проблема преодоления эгоизма); использованы нейтральные слова «отношение», «влияние», «восприятие», «назначение» (проблема влияния природы на человека, проблема восприятия произведений искусства, проблема назначения искусства в жизни человека).

Типовые конструкции формулировки проблемы: в тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) - (какая?) проблема (чего?); в предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?); предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?)

Слова-подсказки для формулировки проблемы: проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная, злободневная, до боли знакомая; проблема (чего?) воспитания, образования, сохранения родного языка, возрождения личности, толерантности.

Необходимо отличать проблему от темы и идеи текста.

Тема текста отвечает на вопрос: «О чём написано произведение?»; идея текста отвечает на вопрос: «Какие мысли автор хочет донести до читателя?»; проблема текста — это сам вопрос, решаемый писателем посредством содержания произведения.

Текст В. Быкова о войне.

Всё дальше уходит война в невозвратное прошлое, но шрамы от её страшных когтей нет-нет да и проглянут в привычном благополучии нашей сегодняшней жизни. Минуло столько лет, а память о ней жива в сердцах и душах людей. Как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые утраты, понесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом! Война преподала истории и человечеству ряд уроков на будущее, игнорировать которые было бы непростительным равнодушием. Но память человека ограничена в своих возможностях. То, что недавно ещё было памятно тебе, по прошествии лет постепенно затягивается туманной дымкой забвения. и уже требуется усилие, чтобы вспомнить имена иных фронтовых товарищей, даты некогда так хорошо памятных боёв, названия сёл и урочищ, которые, казалось бы, на всю жизнь врезались в твою память. К тому же с неотвратимостью редеют ряды ветеранов, тех, кто прошёл войну и мог бы со знанием дела и подробностей рассказать о ней людям.

Тема текста: (о чем написано произведение?) память о войне. Идея текста: (какие мысли автор хочет донести до читателя) автор пишет о невозможности забыть подвиг людей, о невосполнимых утратах во время войны. Главная проблема текста: сохранение исторической памяти. Решая данную проблему, В. Быков отвечает на вопрос: «Почему важно сохранять историческую память?»

Задание. Прочитайте текст Ю. Бондарева. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Война была для детей ж…стокой и грубой школой. Они сидели не за партами а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради а брон…бойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё (не) обладали жизне(н,нн)ым опытом и поэтому (не) понимали исти(н,нн)ой ценности простых вещей которым (не) пр…даёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до пр…дела. Они могли плакать не от горя, а от (не)нависти, могли (по)детски радова(т,ть)ся весеннему журавли(н,нн)ому клину, как (ни)когда (не) радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хр…нить в душе тепло ушедш…й юности. Кто остался в живых в…рнулись с войны сумев сохранить в себе веру и надежду став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей но память о ней должна жить, ведь главные учас…ники истории - это Люди и Время. Время это значит не забывать Людей, не забывать Людей это значит не забывать Время.

Выполните задания.

1.Сформулируйте тему текста.

2. Определите идею текста.

3. Выделите проблемы, над которыми размышляет автор.

4. Сформулируйте основную проблему текста.

5. Выскажите свою точку зрения по данной проблеме.

Русский язык. 11 класс. Подготовка к экзамену.

Авторская позиция. (1)

____________________________________________________________ (ФИО)

Формулировка авторской позиции тесно соединена с формулировкой и комментарием проблемы.

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор, который его волнует, который требует разрешения.

Позиция автора — это авторское отношение к проблеме исходного текста, это мнение и выводы автора по затронутой им проблеме. Позиция автора является ответом на какой-либо вопрос, который автор ставит в своём тексте. В тексте может быть несколько проблем, среди которых имеется основная. По любой из проблем может быть сформулирована позиция автора.

Правильно найти авторскую позицию помогают вопросы: что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? как автор оценивает описываемую ситуацию, поступки героев?

Отношение автора к проблеме может быть положительным, отрицательным, осуждающим, неоднозначным, ироничным, двойственным, скептичным, юмористическим и другим.

В тексте К.Г. Паустовского «На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки» авторпишет: «Он справедливо полагал, что таким путем даёт толчок развитию воображения». Слово «справедливо» указывает на положительное отношение автора к описанному пути влияния учителя на формирование личности учеников.

А.Г. Алексин в тексте «Ты, наверное, очень удивлен тем, что … я словно бы забыл твой адрес и телефон…» осуждающе относится к поступкам героя: «Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне? Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма?».

Надо внимательно читать текст. Чаще всего основная мысль текста (позиция автора) находится либо в начале, либо в конце исходного текста.

Важно помнить. Нельзя отождествлять «я» автора с «я» рассказчика (героя текста). Герой текста не всегда выражает авторское мнение, его взгляд на мир может резко отличаться от позиции автора исходного текста.

Прочитайте текст В.И. Белова, ответьте на вопросы, выполните задания.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками?

Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему. Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому. Довольно ходить по пепелищам. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что... В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам. Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая.

Помню, была весна, твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя на горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома. Надо быть современным.

И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.

Выполните задания.

Русский язык. 11 класс. Подготовка к экзамену.

Авторская позиция (продолжение).

____________________________________________________________(ФИО)

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор, который его волнует, который требует разрешения.

Позиция автора — это авторское отношение к проблеме исходного текста, это мнение и выводы автора по затронутой им проблеме. Позиция автора является ответом на какой-либо вопрос, который автор ставит в своём тексте.

Способы выражения позиции автора: 1) прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста; 2) косвенный, когда автор избегает однозначных оценок.

Экзаменационный текст может быть либо публицистическим, либо художественным.

В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно. В таком случае средствами выражения позиции автора могут быть название текста (если есть), отдельные предложения в тексте, различные аргументы, факты. Например, «…в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».

В художественном тексте явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора скрыта. Например, писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но читатель понимает, что сила женской любви проявляется в том, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания. (Текст К.Г. Паустовского «Летом 1940 года…). Средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть риторические вопросы, порядок слов в предложении, лексические повторы, оценочная лексика, вводные конструкции.

Например, в тексте Б. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется», повтор слов «боялась», «спасибо», разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений: «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить сострадание даже в суровые годы войны».

Типовые конструкции для выражения авторской позиции

Автор считает, что…; автор утверждает, что…; автор убежден, что подобная уверенность небезосновательна…; бесспорно мнение автора о том, что …; цель автора – заставить читателя обратить внимание на…; задача автора – убедить читателей в том, что…; автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…; позиция автора очевидна; позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте; утверждение автора, что… , бесспорно; справедливость высказанных автором суждений несомненна; резкая категоричность автора вызвана тем, что…; подобная авторская позиция нова и интересна; на мой взгляд, автор привлек внимание читателя к подобным явлениям; автор дает прямые оценки явлениям и событиям; автор обосновывает справедливость своих суждений …; автор с сожалением говорит о том, что…

Прочитайте текст, поставьте недостающие знаки препинания.

Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел добрых чувств. Злое дело забывается быстрее чем доброе. Может быть это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Конечно приятнее! Но дело и в другом. Зло дробит общество. Добро же соединяет, объединяет роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

«Волчья стая» обозленная, дикая, жестокая, безжалостная оскалившаяся, с налитыми кровью глазами рано или поздно кончается дракой волков. Объединение же на почве доброго дела добрых чувств живет даже тогда когда завершено доброе дело послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.

Сфера добра требует от каждого из нас внимания к своей и мировой истории к культурным ценностям накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. Изучение гуманитарных ценностей умножает укрепляет повышает нравственность отдельного человека и всего общества.

Дело каждого в отдельности и всех вместе - приумножать добро чтить и хранить традиции знать и уважать родную историю и историю всего человечества. Знать это помнить об этом – очень и очень важно.
(По Д.С. Лихачёву)

Выполните задания.
1. Определите, к какому стилю относится текст Д.С. Лихачева.

2. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

3. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

4. Определите способ выражения позиции автора?

5. Назовите средства выражения авторской позиции.

Русский язык. 11 класс. Подготовка к экзамену.

Собственное отношение к позиции автора по проблеме текста.

____________________________________________________________ (ФИО)

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор, который его волнует, который требует разрешения.

Позиция автора — это авторское отношение к проблеме исходного текста, это мнение и выводы автора по затронутой им проблеме. Позиция автора является ответом на какой-либо вопрос, который автор ставит в своём тексте

Собственное отношение к позиции автора по проблеме текста - умение выразить свое отношение к мнению писателя, продемонстрировать способность понимать содержание предложенного текста и его посыл.

Существуют два варианта выражения собственного отношения к позиции автора: 1) согласие, 2) полное или частичное несогласие (в таком случае следует корректно, в соответствии с этическими нормами высказать своё отношение к позиции автора и обосновать его).

Я согласен с позицией В.П. Астафьева. Хотя со времен Великой Отечественной войны прошло более семидесяти лет, многие помнят военные годы как трагическое время, заставившее изменить взгляды и на жизнь.

В целом доводы Б.Л. Васильева текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что на войне осознаётся ценность человеческой жизни. Постараюсь обосновать свою точку зрения.

Свое отношение к позиции автора должно соответствовать сформулированной в сочинении проблеме исходного текста! Его необходимо правильно выразить с помощью различных типовых конструкций. Типовые конструкции — это речевые клише, устойчивые выражения, для которых характерны определенный постоянный состав слов и их порядок.

Формулы согласия с позицией автора:

Я согласен с автором данного текста в том, что…; я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…; я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…; моя позиция совпадает с позицией автора; мне близка позиция автора; нельзя не согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора; позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя…), и я тоже считаю, что….

Формулы несогласия (полного или частичного) с позицией автора:

Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…; по моему мнению, … ; соглашусь с автором частично, считаю, что … ; в целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что …; текст писателя … произвёл на меня неоднозначное впечатление; с одной стороны, … , но с другой стороны… .

Своё отношение можно выразить при помощи вводных конструкций или деепричастных оборотов в сочетании с безличными предложениями: безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, думаю, полагаю); оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…; размышляя (раздумывая) над позицией автора, прежде всего хочется отметить…; разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

Мы пр.. ходим в мир для того, что (бы) постигнуть красоту утвердить создать ее.

Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по) тому что увид..л глубину л..зурного неба мерцание звезд розовый разлив вечерн..й зари прозрач..ную дымку степных просторов б..гровый закат перед ветрен..ым днем тр..петание марева над горизонтом, сини… тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отр..жение солнца в каплях утрен..ей  р..сы серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на с..реневом кусте нежный ст..белек и голубой колокольчик подснежника. Увид..л и пошел по земле создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлени.. перед красотой, и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни (по) тому что он услышал ш..пот листьев и песню кузнечика журчание весен..его ручейка и переливы серебрян..ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршанье снежинок и стон метели ласковое пл..сканье волны и торжествен..ую тишину ночи. Услышал и затаив дыхание слуша..т сотни и тысячи лет чудес..ную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги ее.

(В.А. Сухомлинский)

Выполните задания.

Русский язык. 11 класс. Подготовка к экзамену.

Обоснование собственного отношения к позиции автора.

____________________________________________________________ (ФИО)

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор, который его волнует, который требует разрешения. Позиция автора — это авторское отношение к проблеме исходного текста, это мнение и выводы автора по затронутой им проблеме. Позиция автора является ответом на какой-либо вопрос, который автор ставит в своём тексте. Собственное отношение к позиции автора по проблеме текста - умение выразить свое отношение к мнению писателя, продемонстрировать способность понимать содержание предложенного текста и его посыл.

Обоснование - подтверждение своего мнения убедительными доказательствами, аргументами (фактами, объяснениями, примерами). Свое мнение можно обосновать следующим образом: подтвердить позицию автора (привести аргументы «за»); опровергнуть (привести аргументы «против»).

Обосновать свою точку зрения по поводу позиции автора по проблеме – привести аргументы, примеры, подтверждающие собственное отношение к позиции автора.

Аргументы обоснования - веские доводы, которые приводятся в сочинении для подкрепления собственного отношения к позиции автора.

Аргументы, которые используются для обоснования своего мнения по поводу позиции автора исходного текста.

Факты: в доказательство своих мыслей приводятся примеры реальных событий и явлений, действительно произошедших в жизни. (Я разделяю точку зрения автора. …В истории Великой Отечественной войны можно найти множество примеров, когда солдаты, накрывая собой мины и гранаты, умирали, спасая жизнь товарищей по оружию).

Иллюстрации: используется конкретный пример (из литературы или жизни) или предположительный пример (размышление о том, что могло бы произойти при определенных условиях).

(С позицией автора трудно не согласиться. …Когда я был маленьким и заболел желтухой, все члены моей семьи после моей болезни сели на диету и ели только то, что разрешалось мне).

Опыт: используется как личный опыт, так и общечеловеческий, исторический, если они помогают доказать собственное отношение к позиции автора. (Я согласен с позицией автора, так как сам живу в селе и вижу, как в последние годы многие жители села уехали в областной центр…)

Обращение к авторитетным мнениям: ссылка на мнения известных ученых, философов, писателей. (Моя позиция совпадает с позицией автора.  Вспоминаются слова историка Василия Ключевского: «Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость; не быть благодарным - подлость»).

Обращение к читательскому опыту: примеры из художественной, научной, публицистической литературы. (Я разделяю позицию автора. В доказательство своей правоты хочу рассказать о героине рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», который оставил в моей памяти неизгладимые впечатления).

Почитайте текст. Поставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы.

Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу? Да потому(?)  что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?)  чтобы вам (н…)чего не мешало(?),  чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.

Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?),  и вы поймете(?) что есть много книг(?)  без которых нельзя жить(?)  которые  важнее и интереснее(?)  чем многие передачи.

Я не говорю(?)  перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю(?)   смотрите с выбором. Определите сами свой выбор(?),  сообразуясь с тем(?)  какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой. Это значит(?)  что в ней что(то) существенное есть.

А может быть(?)  это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(Д.С. Лихачев)

Выполните задания.

Русский язык. 11 класс. Подготовка к экзамену.

Обоснование собственного отношения (аргументация) к позиции автора (продолжение).

__________________________________________________________ (ФИО)

Обоснование - подтверждение своего мнения убедительными доказательствами, аргументами (фактами, объяснениями, примерами). Свое мнение можно обосновать следующим образом: подтвердить позицию автора (привести аргументы «за»); опровергнуть (привести аргументы «против»).

Выбор способа обоснования зависит от содержания исходного текста и личного опыта.

Обосновывать нужно своё собственное мнение, а не позицию автора и не проблему текста.

Способы обоснования: доказательство, опровержение, подтверждение, интерпретация, оправдание.

Доказательство: доказывается собственная точка зрения, используется свой жизненный (в том числе читательский) опыт, в доказательство приводятся аргументы. Я полностью согласен с автором. Гражданская война - это война братоубийственная, жестокая и несправедливая. Конфронтация между разными частями одного народа уничтожает такие понятия, как доброта, милосердие, честь, совесть. Очень точно это описано в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». В произведении показана тонкая грань, разделившая на красных и белых не только жителей одной станицы, но и членов одной семьи. В душах людей поселяются опустошение, отчаяние, неверие в справедливость…

Опровержение используется при полном или частичном несогласии с позицией автора текста; строится рассуждение, приводятся аргументы «против» позиции автора. Текст Л.Ф. Воронковой произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, автор права, когда показывает, как двуличие отца Жени проявляется в том, что он говорит людям не то, что думает на самом деле. С другой стороны, понятно и его желание лучшей судьбы для своей дочери.  Многие, действительно, полагают, что уважения заслуживают лишь такие профессии, как врач, учитель, юрист. Я же считаю, что любая профессия почётна. Думаю, что и отец Жени это тоже понимает, поэтому он и не давит на дочь, а дает ей еще время подумать.

Подтверждение: приводятся аргументы, факты, подтверждающие согласие с позицией автора.

С позицией автора трудно не согласиться. Дети не проявляют надлежащего уважения своим родителям, очень часто стесняются обнаружить свои чувства и проявление любви. Подтверждение этому есть в романе (повести, рассказе).

Интерпретация (разъяснение, истолкование): понимание, трактовка, раскрытие смысла текста, требующего интеллектуальных усилий. Выбирать данный вид обоснования лучше всего при написании сочинения по тексту художественного стиля, где трудно определить проблему текста и позицию автора. Я полностью поддерживаю точку зрения писателя. Я считаю, что главным в человеке является его душа, его внутренний мир и такие человеческие качества, как честь, совесть, милосердие, доброта.

Оправдание: приводятся примеры, свидетельствующие о возможности понять и простить ошибки какого-либо человека, описанные в тексте. Я согласен с позицией автора и считаю, что в подростковом возрасте мы вдруг начинаем видеть недостатки своих родителей, начинаем стыдиться их поведения, внешнего вида. В процессе взросления ребенок по-другому начинает воспринимать своих родителей…

Прочитайте текст. Поставьте пропущенные знаки препинания.

Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю...

Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно вливалось в понятия которых нет в других языках. Чем например отличается воля от свободы? Тем что воля это свобода соединённая с пространством. А понятие тоски напротив соединено с понятием тесноты, лишение человека пространства.

Воля вольная! Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли, упряженные в лямку, как лошади... Шли по бечеве, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле.

Воля - это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния дышать вольным воздухом широко вздыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо...

(Д. С. Лихачев)

Выполните задания.

Русский язык. 11 класс. Подготовка к экзамену.

Заключение в сочинении.

____________________________________________________________ (ФИО)

Заключение - логическое завершение рассуждений по поводу проблемы текста; утверждение, сделанное на основе вывода. Задача заключения: логически завершить сочинение, сделать вывод, подвести итог. Объём заключения: 1 - 3 предложения.

Виды заключений.

1. Заключение-вывод: итог размышлений. Прочитав текст В.А. Каверина, начинаешь осознавать, что главное в человеке не внешность, а душа. Внешне некрасивый человек может обладать внутренней красотой, широкой душой.

2. Развёрнутая мысль: связь начала и конца, смысловое единство работы. Материнская любовь животного и человеческая любовь одинаковы. Любая мать готова отдать жизнь за своего ребёнка! И пока мы будем осознавать это, мы будем учиться мудрости у матушки-природы.

3. Личное отношение к проблеме. Рассказ К.Г. Паустовского не может оставить равнодушным. Я согласен с автором, что порядочность человека не зависит от его образования.

4. Концовка – афоризм. В жизни любого человека может настать такой момент, когда он будет готов пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных и близких людей, ради защиты Отечества. «В жизни всегда есть место подвигу»!

5. Концовка - ответ на риторический вопрос, поставленный в начале сочинения. Герой сумел разглядеть за не очень привлекательной внешностью девушки чистую и прекрасную душу. Сможем ли мы оценить по достоинству человека, не погнавшись за внешней обёрткой? Очень хочется надеяться, что да. О красоте человека правильнее судить по его характеру и поступкам.

6. Цитата отражает проблему текста. Итак, я полностью согласен с автором, что «на каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину».

7. Корректное, тактичное возражение автору при несогласии с его позицией по проблеме. Обобщая сказанное, хочу сказать, что сложно не согласиться автором. Он прав, когда говорит, что каждый молодой человек имеет право сам выбирать, кем ему стать в будущем. Стоит ли учитывать опыт родителей или лучше выбирать профессию самостоятельно? Думаю, в разных семьях этот вопрос решается по-своему.

Клише для заключения.

1)Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод; 2) невольно напрашивается вывод; 3) таким образом, мы приходим к выводу; 4) на основании вышеизложенного можно сделать вывод; 5) итак, можно сделать вывод, что; 6) в заключение хочется призвать людей к; 7) так давайте не забывать о, будем помнить о; 8) в заключение хочется выразить надежду на то, что; 9) в заключение хотелось бы отметить; 10) хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте; 11) подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что; 12) подводя итог, хочется сказать; 13) обобщая сказанное, хочу сказать, что; 14) все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают в том, что; 15) к какому выводу я пришёл, размышляя над проблемой?

Прочитайте текст, поставьте пропущенные буквы.

Даль - вот кого переводчикам нужно читать, а так(же) тех русских писателей, у которых был наиболее б_гатый словарь: Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Сергея Аксакова, Льва Толстого, Чехова, Горького.

Перечитывая русских кла(с,сс)ических авторов, перево_чики должны запом_нать те слова, которые могли(бы) им при переводе пр_годит_ся. Они должны сост_влять для себя обширные ко(л,лл)екции этих слов, самых простых, заурядных, которые употр_бляются в русской обыден_ой речи. Перево_чикам такие слова почему (то) (не)свойстве_ны. Я редко встречаю в переводных повестях такие простые слова, как зря, н_впопад, н_взначай, пр_вередливый, взбалмошный, н_казистый, угодливый, бе_заветный, прыткий, р_збитной, отпетый, оз_рной.

Язык великих русских писателей - прекрасный источник пополнения коллекции простых русских слов.

(К. Чуковский)

Выполните задания.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области