Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Содержание изотерапевтических коррекционно-развивающих занятий, как средства преодоления страхов у детей 5-7 лет

Познакомить педагогов и родителей с наиболее эффективными методами избавления от страхов у детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание изотерапевтических коррекционно-развивающих занятий, как средства преодоления страхов у детей 5-7 лет

Поговорим о преодолении детских страхов через использование метода изо-терапии.

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Определить боящегося ребенка несложно, так как дети, испытывающие постоянный страх, отличаются напряженностью и беспокойством в поведении. Они знают источник угрозы и стараются его избегать. Но, тем не менее, точная диагностика детских страхов – это работа психолога. Боязни у детей выявляются во время общения с ними с помощью различных приемов. Преодоление детских страхов осуществляется несколькими методами.

Одним из самых действенных методов диагностики и коррекции является рисование страхов, когда ребенку предлагается нарисовать то, чего он больше всего боится. Смысл данного подхода заключается в том, что ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание интересно тем, что при его проведении ребенок одновременно получает положительный психотерапевтический эффект.

На втором этапе ребенку можно предложить подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха, как он может победить этот страх. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания и, размышляя над своим страхом, ребенок сам справляется с ним. Рисунки после этого теста очень показательны и говорят сами за себя.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка. Важно, во-первых, то, что такое задание дает сам родитель (мама или папа), которому ребенок доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в тёплой атмосфере общения, обеспечивая поддержку и одобрение со стороны родного человека.

Если с первого раза ребенку не удается справиться с заданием, то задание повторяется.

Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками.

Свою методику, основанную на использовании изотерапии, я назвала «Устроим страху праздник!» Этот метод дополняет игровые методики проработки страхов и дополняет понравившиеся детям методики: «Преврати страшное в смешное» или «Преврати страшное в доброе».

Также, эта методика дополняет игровые методики проработки страхов. Во время выполнения этой методики важно не торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

На первом этапе - после прорисовывания страха и его совместного обсуждения вы предлагаете ребёнку: « Этому …(название страха), видимо очень одиноко и тяжело живётся, у него нет друзей, семьи, радости в жизни и т.п. (ориентируясь на конкретный страх), поэтому этот страх и «ходит» к детям, пугает их…». И предложите: «А давай устроим твоему страху праздник!»

Все дети с энтузиазмом откликнутся на это обращение. И тут же постарайтесь совместно с ребенком начать творческое придумывание радостных событий для страшных персонажей, явлений природы и проч. У монстров, зомби, пауков и т.д. появляются друзья, вторые «половины» (жены или мужья), рождаются дети или детёныши. У страхов наступает «День Рождения», куда являются их появившиеся любимые и друзья с подарками и добрыми пожеланиями. Тщательно прорисовывайте атрибуты праздника: торты со свечами, воздушные разноцветные шары, цветы, нарядные коробки с подарками… После чего страхи сами перекрашиваются детьми в другие (по желанию детей) цвета, им дорисовываются улыбки, добрые любящие сердца, банты и др. Страху темноты дарится красивая лампа. Страх грозы освещает разноцветный салют, а молния становится электрической «зарядкой» для детских игрушек.

На втором этапе - при следующей встрече с ребёнком после игры разминки проводится обсуждение предыдущего рисования с установкой: "Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься". Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: "так", "хорошо", "молодец". За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки или шоколадки. Оставшиеся страхи можно ещё раз проиграть по сочиненным на их тему историям (дополнить и расширить «праздники для страхов»).

Хочется отметить, что весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко должно пройти несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер - страх страха. Решиться рисовать - это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия мамы или папы, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы частично освободиться от изображенных на них страхов. Поэтому не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Зачастую дети лишь отражают тревоги и опасения взрослых, навязывающих им излишнюю мнительность и закрепляющие в них трусливое поведение. Если ребенок боится темноты и страшных снов, помочь ему можно уменьшив уровень тревожности днем. Для этого родителям нужно наладить взаимоотношения в семье, нейтрализовать все конфликты, а также исправить свои ошибки в воспитании. Положительно на детей влияют активные игры и занятия спортом, предполагающие плаванье, преодоление препятствий, а также нейтрализацию страхов перед высотой, темнотой и водой. Даже обычные игры в пятнашки или казаки-разбойники помогут ребенку бороться с некоторыми страхами, такими как боязнь нападения и страх перед наказанием. Хорошо прорисовывать вместе с ребенком его страшные сны. Рисование подразумевает встречу ребёнка со своим страхом в спокойной обстановке, когда мама и папа рядом.

Родителям необходимо учиться эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области