Проектно-исследовательская работа по теме:
«Хочу быть финансово грамотной»
Автор: Щербакова Ксения Владимировна, учащаяся 8 «а» класса МКОУ «СОШ №6» г.Киров Калужской области
Руководитель: Зарецкая А.Е, учитель математики МКОУ «СОШ №6» г.Киров Калужской области
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
§ 1 Что входит в понятие финансовой грамотности
§ 2 Анализ литературных источников по вопросам потребительской
грамотности
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
§1 Результаты исследований потребительской грамотности обучающихся 8
классов МКОУ «СОШ №6» г. Кирова Калужской области
§2 Разработка и апробация методических рекомендаций, проведение других мероприятий, способствующих повышению уровня потребительской
грамотности обучающихся
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Одна из значимых тенденций развития системы финансового просвещения, состоит во включении населения в процесс изучения финансовой грамотности. В данный момент практически на всей территории страны осуществляется проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В рамках этого проекта проводится множество мероприятий, в которые вовлекаются не только взрослые, но и дети. Практически ежедневно человек сталкивается с финансами и подчас не знает или не понимает, как ими правильно распорядиться. Финансовая грамотность дает понимание законов, по которым живут деньги. В современном мире одной смекалки недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя при обращении с финансами. Знания повышают степень свободы выбора и действий.
Ряд бизнесменов создали литературу, в которой отразили своё отношение к финансовой грамотности и понимание её. Бодо Шефер - известный бизнес-тренер, увлекательно рассказал о психологии успеха. Андрей Паранич поднимает многие вопросы экономики. В книге Наполеона Хилла описаны истории самых известных миллионеров. У кого, если не у них, учиться финансовой грамотности? И другая литература о финансовой грамотности некоторых авторов тоже пропитана идеей повешения знаний человечества о своих правах.
Уровень осведомленности обучающихся финансовой грамотности
7%
среднего □ Знания и навыки отсутствуют
Бизнесмены, исследующие эту тему, пришли к выводу, что обучающиеся в возрасте от 13 до 19 лет считаются самой ценной демографической группой с точки зрения потребительской грамотности. Однако эта группа является одной из самых уязвимых, так как менее всего осведомлена о своих финансовых правах. Возникает вопрос, почему же они не эрудированны в вопросах финансов? Возможно, нехватка времени,
большое количество домашних заданий, отсутствие желания или не понимание
значимости сказываются на отсутствии экономических знаний.
Мы провели тестирование обучающихся МКОУ «СОШ №6» г. Кирова Калужской области (Приложение 1). Результаты теста «Уровень осведомленности обучающихся финансовой грамотности» представлены на диаграмме:
Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью распоряжаться финансами, совершать финансовые операции и недостаточной компетентностью обучающихся в этом вопросе. Проблема исследования состоит в определении и повышении уровня финансовой грамотности среди обучающихся 8 классов. Объект исследования: процесс изучения и повышения уровня финансовой грамотности обучающихся.
Предмет исследования: процесс изучения и повышения уровня потребительской грамотности обучающихся 8 классов.
Цель исследования: изучить уровень осведомленности обучающихся в вопросах финансовой грамотности (потребительской грамотности) и провести мероприятия по ее повышению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обучающиеся 8 классов недостаточно компетентны в вопросах финансовой грамотности, (потребительской грамотности) и ряд мероприятий будет способствовать ее повышению.
В соответствии с проблемой, целью и выдвинутой гипотезой нами определены следующие задачи исследования:
Методологической основой исследования явились работы: Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Б87 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы; Соколова, Г.М. Интернет-покупки: права покупателя.
Методы исследования: Опрос, анкетирование, тестирование, разработка методических рекомендаций.
Организация и этапы написания работы. Исследование проводилось в период ноябрь 2021- март 2022 г. и состояло из трех этапов.
В качестве экспериментальной базы была выбрана МКОУ «СОШ №6» города Кирова Калужской области в составе: обучающиеся 8-х классов- 50 человек. Итого: 50 человек
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
§ 1 Что входит в понятие финансовой грамотности
В современном мире финансовая грамотность имеет огромное значение. Обладание финансовой грамотностью помогает добиться финансового благополучия и сохранить его на протяжении всей жизни. При наличии подобных знаний человек не существует от зарплаты до зарплаты, а займы оформляет только тогда, когда уверен, что в будущем такое действие принесёт ему доход.
Финансовая грамотность - это умение управлять финансовыми потоками
(доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по
средствам и правильно приумножать имеющийся капитал.
Основными понятиями финансовой грамотности являются актив, пассив
и денежный поток. А также плохой долг и хороший долг.
Активы - это имущество организации, которое приносит деньги в бюджет
Пассивы - это совокупность всех источников формирования средств
предприятия, которое вынимает деньги из вашего кармана
Денежный поток - это разница между активами и пассивами. То есть, из
совокупного дохода за месяц необходимо вычесть сумму всех расходов за
месяц.
Покупательская способность — экономический показатель, обратно пропорциональный количеству валюты, необходимой для покрытия определённой потребительской корзины из товаров и услуг.
-Покупательская способность показывает, сколько
среднестатистический потребитель может купить на определённую сумму денег товаров и услуг при существующем уровне цен. -Покупательская способность зависит от уровня доходов населения и той их части, которая может быть выделена на покупки, но не в меньшей степени обусловлена величиной цен и тарифов на услуги
Падение покупательской способности валюты называется инфляцией, рост покупательской способности — дефляцией.
Каждый из нас ежедневно бывает потребителем тех или иных услуг. Сегодня потребительский рынок насыщен всевозможными товарами и услугами, качество же их зачастую оставляет желать лучшего.
В нашем исследовании мы остановились на вопросах потребительской грамотности обучающихся 8 классов МКОУ «СОШ №6» г. Кирова Калужской области.
§ 2. Анализ литературных источников по вопросам потребительской грамотности
Ряд литературных источников описан нами во введении при обосновании актуальности исследования. Далее мы приводим анализ книг и статей, с которыми познакомились сами и довели до сведения наших испытуемых.
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10 - 11 классы общеобразовательной организации.
В пособии в доступной форме изложены основные аспекты управления личными
финансами с учётом современных тенденций
развития финансового сектора экономики и действующего законодательства.
(https://fmc.hse.ru/10-11forms)
Книга «Грамотный ход. 1000 секретов
искушенного потребителя, или, как экономить нервы, деньги, время»
(Издательство: «Издательский Дом Ридерз Дайджест» (2009))
за
шагом весьма способы
перехитрить недобросовестных продавцов, юристов, банковских служащих, и т. д. и одержать над ними верх на их собственном поле.
В книге шаг
раскрываются
эффективные
(https://www.labirint.ru/books/219681/)
Астахов, П.А. Права потребителя: юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма.
В данной книге адвокат помогает разобраться в важных для каждого потребителя вопросах.
Всё о защите
потребителей.
прав
М.:Мартин,2012.-160с.
В настоящий сборник включены: текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» со
всеми изменениями и дополнениями; | |
Соколова, Г.М. Интернет- покупки: права покупателя/Г.М.Соколова. - М.:Издательство « Омега- Л»,2010.-160 с.- (Защита прав потребителей) | Рассматриваются вопросы защиты ИНТЕРНЕТ- • прав потребителей, совершающих покупки в интернет-магазинах и ©1 другими дистанционными способами (в телемагазине, по каталогу, через почту), а также обязанности продавцов. |
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ §1 Результаты исследований потребительской грамотности обучающихся 8 классов МКОУ «СОШ №6» г. Кирова Калужской
области
Изучив литературные источники и проведя беседы со специалистами по вопросам финансовой грамотности (потребительской грамотности), мы определили актуальность исследования и разработали пути его проведения, составили список задач.
Уровень осведомленности обучающихся финансовой грамотности
7%
16%
77%
8
грамотности. Это было необходимо, чтобы определиться с актуальностью нашей проблемы.
Уровень осведомленности в вопросах потребительской грамотности
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
□ Правильных ответов больше среднего
Тест на знание потребительских прав: проверьте на сколько хорошо вы знакомы с правами 4% потребителя
гораздо ниже среднего. Поэтому мы решили, что необходимо провести анкетирование «Уровень
3. Проведение анкетирования. Подводя итоги тестирования, мы поняли, что уровень знаний обучающихся в данном вопросе
Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10
осведомленности в вопросах потребительской грамотности» (Приложение 2), чтобы выяснить причины недостаточной компетентности обучающихся.
4. Проведение теста. Мы предложили восмиклассникам пройти «Тест на знание потребительских прав: проверьте, насколько хорошо вы знакомы с правами потребителей» (Приложение 3). По итогам проведенных испытаний, учащиеся 8 класса показали слабое владение основами финансовой грамотности и, в частности, правами потребителей. Мы поставили задачу повысить знания учащихся в вопросах потребительской грамотности.
§2 Разработка и апробация методических рекомендаций, проведение других мероприятий, способствующих повышению уровня потребительской грамотности обучающихся.
На классные часы, с разрешения классного руководителя, мы пригласили Спиридонову И.А (ведущий эксперт в отделе экономического развития и инвестиций Кировской районной администрации), которая проконсультировала нас по вопросам защиты прав потребителей, мониторинга розничных цен на товары. Так же мы пригласили индивидуального предпринимателя Штырхунова А.В (ИП Штырхунов А.В «Ивановский текстиль»). В формате круглого стола, он вместе с ребятами обсудил многие вопросы потребительской грамотности.
Мы попросили помощи у учителя истории, и в рамках кружковой работы предложили познакомиться с литературными и интернет источниками о потребительской грамотности. Обучающиеся разделились на 5 групп. Им необходимо было проанализировать книгу (см . Глава I, § 2, распределили по жребию) и подготовить сообщение по наиболее важным моментам. Защита состоялась в присутствии всех испытуемых.
Мы собрали обучающихся 8 классов (на классном часу) и разделили их на 4 команды. Каждой команде была предложена определенная ситуация (1 команда - На прилавке лежал просроченный товар; 2 команда - Продавец отказывался брать купюру, т.к она была немного порвана; 3 команда - Случайно разбили бутылку; 4 команда - Цена товара в чеке не соответствовала цене товара на прилавке). Каждая команда должна была обыграть эти ситуации и показать пути решения проблем, которые были им представлены. Команды оценивала экспертная комиссия (Зарецкая А.Е - учитель математики МКОУ «СОШ №6»; Спиридонова И.А - ведущий эксперт в отделе экономического развития и инвестиций Кировской районной администрации; Штырхунов А.В - индивидуальный предприниматель)
На основе итогов анкетирования, проведенных мероприятий, мы разработали методические рекомендации для повышения уровня финансовой грамотности (потребительской грамотности) (Приложение 4) и познакомили с ними обучающихся 8 классов.
«Уровень осведомленности в вопросах потребительской грамотности».
Уровень осведомленности в вопросах потребительской грамотности
00%
90%
80% —- 70% — 60% — 50% — 40% — 30% — 20% — 10% —
0%
«Тест на знание потребительских прав: проверьте, насколько хорошо вы знакомы с правами потребителей».
Тест на знание потребительских прав: проверьте на сколько хорошо вы знакомы с правами
Результаты свидетельствуют о том, что разработанные нами методические рекомендации и все проведенные мероприятия способствовали повышению финансовой грамотности обучающихся, в частности в вопросах потребительской грамотности. Что свидетельствует о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.
Заключение.
Подводя итоги сказанного, хочется отметить, что цель нашего исследования была достигнута, гипотеза доказана. Мы выполнили весь список запланированных задач. Изучили литературные источники, уровень осведомленности обучающихся и выяснили причины недостаточной компетентности в вопросах потребительской грамотности, разработали и апробировали методические рекомендации. Провели ряд мероприятий по повышения знаний в сфере потребительской грамотности.
В итоге испытуемые стали более финансово-грамотными, что свидетельствует о результативности проведённого нами исследования. Мы добились желаемого результата и, учитывая интерес, с которым десятиклассники включились в предложенную работу, надеемся, что они продолжат свое развитие в данном направлении.
Литература
Интернет-источники
Сайты организаций по защите прав потребителей:
http://www.potrebitel.netСоюз потребителей Российской Федерацииwww.ozppou.ruОбщероссийская общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг»
www.turistprav.ruОбщественная организация содействия защите прав потребителей в сфере туризма «Клуб защиты прав туриста»
www.cnpe.spb.ruЦентр независимой потребительской экспертизыwww.konfop.ruМеждународная конфедерация обществ потребителейwww.pro-credit.ru/complaintЖалобная книга СПРФ на портале Профессионального кредитования
www.rospotrebnadzor.ruФедеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Приложение 1
Тест «Уровень осведомленности обучающихся финансовой грамотности»
Вопрос № 1
Как Вы считаете, что означает понятие «финансовая грамотность»? (Можно выбрать несколько ответов)
умение эффективно управлять личными финансами;
умение грамотно вести учет своих доходов и расходов;
иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;
умение разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг;
умение принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и нести ответственность за такие решения;
Вопрос № 2
Какие источники получения информации по вопросам финансовой грамотности Вы хотели бы иметь? (Можно выбрать несколько ответов)
специальные социальные учреждения для получения консультаций у специалистов;
обучающие программы по телевидению;
обучающие вебинары и курсы в интернете;
специальные печатные издания;
возможность прохождения специальных курсов по месту работы или учебы;
возможность прохождения специальных курсов по месту жительства;
это фиктивное понятие, не имеющее отношение к реальной жизни;
затрудняюсь ответить.
ничего из выше перечисленного мне не нужно;
затрудняюсь ответить.
Вопрос № 3
Нуждаетесь ли Вы в повышении своей финансовой грамотности?
да, это сейчас важнейший вопрос для меня;
да, сильно нуждаюсь;
скорее да;
скорее нет;
нет, не нуждаюсь;
затрудняюсь ответить.
Вопрос № 4
Как Вы считаете, необходимо ли изучение основ финансовой грамотности в школе?
да, это крайне важно и необходимо сейчас;
да, необходимо;
скорее да;
скорее нет;
нет, в этом нет необходимости; затрудняюсь ответить.
Вопрос № 5
В какой форме необходимо изучение финансовой грамотности в школе?
факультативные занятия;
Вопрос № 6
финансовой
вопросам
Какими информационными источниками Вы пользуетесь для получения сведений по
грамотности?
элективные курсы;
Пронумеруйте их в порядке значимости для Вас (1 - самое значимое; 2 - на втором месте и т.д.)
отдельный предмет «Основы финансовой грамотности»;
в рамках курса «Экономика»;
специальные образовательные программы, проводимые участниками финансовых рынков (пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, банки и т.п.);
затрудняюсь ответить.
массовые периодические издания
телевидение;
интернет, социальные сети;
специализированные периодические издания о мире финансов;
специальную литературу о финансах;
советы друзей и знакомых;
не пользуюсь ничем из выше перечисленного.
Вопрос № 7
Какие вопросы Вас больше всего интересуют в плане повышения уровня своей финансовой грамотности? (Можно выбрать несколько ответов)
банковские услуги (кредиты, депозиты);
планирование личного бюджета;
функционирование пенсионной системы, пенсионные фонды;
налогообложение физических лиц;
функционирование страховой системы, страховые полисы;
фондовые рынки
ничего из выше перечисленного меня не интересует;
Вопрос № 8
Как Вы считаете, насколько важно для человека в современном обществе вести учет личных денежных средств и планировать свой бюджет?
да, это крайне важно и необходимо сейчас;
да, необходимо;
скорее да;
скорее нет;
нет, в этом нет необходимости;
затрудняюсь ответить.
затрудняюсь ответить.
Приложение 2
Анкета «Уровень осведомленности обучающихся в вопросах потребительской грамотности». Вопрос № 1
Что Вы знаете о правах потребителя? На что он имеет право? (Опишите кратко) Вопрос № 2
Как Вы считаете, обязательно ли сдавать вещи в камеру хранения? Почему? Вопрос № 3
Что делать, если на кассе нет сдачи? Вопрос № 4
Что делать, если цена не соответствует ценнику? Вопрос № 5
Случайно разбил бутылку - кто виноват? ( опишите кратко с учётом различности
ситуаций)
Вопрос № 6
Что делать, если кассир не принимает рваную купюру? Вопрос № 7
Что делать, если на прилавке лежит просроченный товар? Вопрос № 8
Куда обратиться, если нарушены права потребителя? Вопрос № 9
Какие существуют способы оплаты? Вопрос № 10
Что делать, если вас обсчитали в магазине?
Приложение 3
Тест «Уровень осведомленности в вопросах потребительской грамотности».
Вопрос № 1 Вы открыли вклад в банке. В случае, если у банка отзывают лицензию, вправе ли вы претендовать на возмещение по вкладу, и если да, то каков его максимальный размер? | Вопрос № 2 Вправе ли банк в одностороннем порядке менять условия кредитования (например, увеличивать процентную ставку)? |
Вопрос № 3 Вы потеряли SIM-карту и после этого просто купили новую. Спустя 4 месяца вам пришло уведомление о необходимости срочно погасить задолженность за услуги связи в размере 1500 руб. Вероятно, вашей картой воспользовался кто-то другой. Должны ли вы оплачивать данную задолженность? | Вопрос № 4 Вы приобрели билеты в цирк. На оборотной стороне указано, что они не подлежат возврату или обмену. За два дня до события ваши планы изменились, и теперь вы не сможете пойти на представление. Имеете ли вы право на возврат денег? |
Вопрос № 5 Вы купили ботинки и решили надеть их прямо в магазине. По дороге домой вы поняли, что приобретенная обувь сильно жмет. Есть ли у вас право обменять в магазине данную пару на более подходящую? | Вопрос № 6 Вы приобрели электрический чайник. В гарантийном талоне указан срок 12 месяцев, однако в товарном чеке продавец отметил, что гарантия составляет 6 месяцев. На какой срок вы будете ориентироваться? |
Вопрос № 7 Вы приобрели фотоаппарат, но вскоре после покупки он сломался. Вы сдали его в магазин на гарантийный ремонт, но время ремонта как раз совпадает со временем поездки, в которой вам уже хотелось бы иметь возможность фотографировать. Можете ли вы потребовать предоставить вам другой фотоаппарат на время ремонта вашего? | Вопрос № 8 Вы заказали деталь для автомобиля в интернет-магазине и полностью оплатили покупку. Заказ будет доставлен через неделю. Однако на следующий день вы приобрели необходимую деталь в розничном магазине и поэтому хотите отказаться от вещи, заказанной через интернет. Есть ли у вас такое право? |
Вопрос №9 Вы обратились в ателье и заключили договор на пошив костюма. Ткань предоставило ателье. Через 2 недели вам позвонили и сообщили, что материал подорожал, поэтому необходимо прийти и заключить новый договор - на большую сумму. На что вы имеете право в этой ситуации? | Вопрос № 10 Вы сдали пальто в химчистку, но когда пришли его забирать, увидели, что вещь испорчена - краситель растекся, а ткань деформировалась. На что вы вправе претендовать в данной ситуации? |
Права потребителей
Ю К>
Когда вы заходите в магазин
L.Платить цену, указанную на ценни- <е. (Независимо от способа расче-ов)
'.Отказаться от навязанных услуг или те платить за них.
3.Обменять непродовольственный овар, который не подошел.(по фор- ле, фасону, цвету, размеру или ком- тектации)
^Защищать свои права претензия- ли, жалобами и обращением в суд.
>.Покупать качественные и безопас- 1ые товары и услуги.
>.Получать оплаченные покупки и слуги вовремя.
'.Требовать возмещения вреда и бытков. (при нарушении прав)
Шолучать достоверную и полную 1нформацию о продукте и продавце.
|.Вернуть любой качественный то- ар, купленный по телефону или че- ез интернет.
О.Отказаться от заказа в любое вре- 1Я. Возместив исполнителю фактиче- кие расходы.
ЗоЗПП
Куда обратиться, если нарушены права потребителя?
Существуют следующие органы по защите прав потребителей: Общество по защите прав потребителей (8 (499) 110-74-12) Федеральная антимонопольная служба (+7 (499) 755-23-23) Налоговые органы Органы полиции
Государственная жилищная инспекция 8-800-450-01-01; 8(4842)27-77-77 Департамент здравоохранения (8 499 251-83-00)
Я ■а s
и о
51 п х s
ft
4-
Роскомнадзор((495) 983-33-93)
1.0бязательно ли сдавать вещи в камеру хранения?
Публичность договора розничной купли-
продажи (ст. 426 ГК РФ) освобождает покупателя от сдачи вещей на входе в мага
зин. Ведь в сумке помимо кошелька многие носят жизненно важные вещи: ингаляторы, таблетки, документы.
4.Что делать, если на кассе нет сдачи?
Стоит помнить, что договор купли- продажи - публичная сделка. И отказать в реализации товара магазин не вправе. Это прописано в ст. 426 ГК РФ. В случае отказа продажи товара по причине отсутствия сдачи можно пригрозить сотрудникам магазина судом или жалобой. Тогда сдача непременно найдется.
2.Что делать, если цена не соответствует ценнику?
3.Случайно разбил бутылку - кто виноват?
Ценник - это публичный способ информирования граждан о правилах продажи товара, то и продаваться товар должен только согласно той стоимости, которая указана на нем.
5.Что делать, если кассир не принимает рваную купюру?
■ Продырявленные.
Согласно указаниям Банка России от 26 декабря 2006 года N° 1778-У к обороту пригодны банкноты с наличием следующих дефектов:
Монеты принимаются к обмену при целостности поверхности в 75%. И менять испорченные деньги - обязанность продавца, а не покупателя, так как поврежденные купюры считаются пригодными для
Ответственность покупателя в данной ситуации наступает только в случае умышленной порчи продукта (ст. 401 ГК РФ). И если все произошло случайно (ст. 211 ГК РФ), то за свой товар отвечает магазин. Если же бутылка разбилась после ее оплаты на кассе, то здесь действует правило, прописанное в ст. 459 ГК РФ. После оплаты товар становится собственностью покупателя, и все риски, связанные с ним, несет теперь только владелец.
б.Что делать, если на прилавке лежит просроченный товар?
1.Обратиться к продавцу, чтобы этот товар убрали со стеллажей.
*
i
G4
Ш
.rv,^ j>5
т
wm 11 f rr