Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рисование с малышами нетрадиционными техниками

Цель теоретическое обоснование и составление комплекса занятий для развития творческих способностей у малышей Задачи Сущность понятия нетрадиционные техники рисования Изучить и проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу Рассмотреть проблемы развития детской изобразительной деятельности Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционных техник изображения с целью развития детского творчества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «Нетрадиционные техники рисования с малышами». (слайд1)

Изобразительная деятельность имеет особо важное значение для всестороннего развития личности. В процессе создания изображения у малышей формируются такие качества, как наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус и, конечно, творческие способности. Рисуя, маленькие дети выражает собственное эмоциональное состояние, свое отношение к окружающему миру. Доступными для своего возраста средствами малыш самостоятельно создает прекрасное и учится видеть прекрасное в окружающем его мире. Изобразительная деятельность – наиболее эффективное средство развития творческих способностей детей. Одно из самых любимых занятий малышей – рисование. Маленькие дети охотно соглашаются на предложение нарисовать что-то и с удовольствием берутся. Однако еще интереснее для ребёнка рисовать необычно: пальцами, ладошками, палочками, штампами.

Сухомлинский В.А. отмечал: «Истоки способностей и одаренности детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Во время выполнения работы по изобразительной деятельности малыш постоянно тренирует движения пальцев рук. Учеными доказано, что развитие зон мозга, которые отвечают за речь, происходят под влиянием импульсов, идущих от пальцев. И даже при общей физической активности, если развитие движений пальцев отстает, то у малышей задерживается и развитие речи. Кроме того, стимулирования речевого развития маленьких детей путем тренировки пальцев рук является одновременно и подготовкой руки к письму. Поэтому работа по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста чрезвычайно актуальна.(слайд 2)Задача педагогов – мотивировать маленьких детей к созданию прекрасного своими руками.(слайд 3)В этом поможет нестандартный подход в методике обучения навыкам и приемам рисования, в частности, нетрадиционными техниками.(слайд 4)

(слайд 5)Нетрадиционные техники рисования – это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу раскованности, открытости, развитие самостоятельности малышей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого маленького ребёнка индивидуальна, неповторима.(6)

Рисование нетрадиционными техниками помогает привить любовь к изобразительному искусству и вызывает интерес к рисованию, желание рисовать еще больше. Нетрадиционные техники рисования вызывают у малышей массу положительных эмоций, открывают возможности использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Необычные техники рисования интересуют маленьких детей, способствуют развитию творчества у всех, без исключения. Во время рисования нетрадиционными техниками малыши получают знания о изобразительно - выразительные возможности материалов, овладевают техническими приемами работы с ними и последовательностью выполнения изобразительного процесса. У детей задействуются все возможные сенсомоторные рецепторы. Они учатся создавать красивые изображения, радоваться им, верить в свои силы, координировать действия визуально, руки, кисти. Благодаря нетрадиционным техникам детские рисунки становятся содержательнее, привлекательные, выразительные, эмоциональные. Научившись выражать свои чувства на бумаге (и не только), малыши лучше понимают чувства других, учатся преодолевать застенчивость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится, проявляют свои склонности, способности, дарования, воображение, фантазии. Важно, что каждый ребенок учится работать на своём уровне способностей. Детские работы, во время творческого процесса такого рисования, не зависящие от образца, как обычно - они не похожи друг на друга и удивляют других. Нетрадиционные техники рисования и художественное творчество помогают малышам раскрыть свою личность, индивидуальность и неповторимость.

Рисование нетрадиционными техниками способствует решению следующих задач в дошкольном воспитании:

1. Обогащать опыт эстетического видения малышами окружающей действительности.

2. Осуществлять художественно-эстетическое воспитание малышей на основе широкой интеграции, включая различные формы работы с детьми (занятия, самостоятельная художественная деятельность, праздники, развлечения, кружки - индивидуальные и групповые занятия).

3. Развивать у маленьких детей природные склонности, способности, дарования.

4. Способствовать формированию у детей раннего возраста эмоционально-оценочного отношения к творческим проявлениям.

5. Поощрять желание малышей фантазировать и творить.

6. Проводить с малышами специальные занятия по изобразительному искусству с применением нетрадиционных форм (экскурсии, игры-путешествия, занятия по интересам и т.д.).

7. Осуществлять художественно-эстетическое воспитание детей маленького возраста в сотрудничестве детского сада с семьей.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования требует от педагога, прежде всего, своего творческого развития, нестандартного мышления, индивидуального подхода в выборе тематики занятий, приёмов выполнения рисунка и материалов, которые могут воплотить тот или иной замысел малыша. Необходимо предусмотреть организационный момент, малыши пока не умеют действовать сообща, поэтому нужно соблюсти ряд условий:

• группа должна составлять не более 4-5 человек;

• такой форме работы нужно приучать малышей постепенно;

• желательно, чтобы занятие помогал проводить с помощником.

Наряду с традиционными мелками, карандашами, фломастерами, кистями для рисования, акварельными и гуашевыми красками, уместно использование таких материалов и инструментов для свободной деятельности: (слайд 7)

- штампы с овощей (картофель, свекла, морковь, болгарский перец, гриб шампиньон)

- трафареты (картон, пластик, монеты)

- ватные палочки, поролон, кисти разной жесткости

- опавшие листья различных деревьев различной формы и величины, перья;

- зубная щетка, круглая щетка для мытья посуды;

- палочку, обратная сторона карандаша, соска;

- корковая пробка, резинка канцелярская, пенопласт;

- каменная соль, манная крупа, пищевые красители;

- клей ПВА, восковая свеча, нити;

- сжатая бумагу, поролон, ткань, марля, косметический спонж;

- желатин, крахмал, шампунь, муку, лимонная кислота, масло,

- вода, молоко, пена для бритья;

- водораспылители, стекло, zip - пакет, пищевая пленка;

- подошва обуви, строительная (пузырьковая) пленка;

- губная помада, пластилин. (слайд 8)

Сегодня проблема развития творческих способностей находится в центре внимания. Именно изобразительная деятельность создаёт благоприятные условия эстетического и эмоционального восприятия искусства, способствует формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.

Малыш через рисование, лепку, аппликацию часто передаёт своё самовыражение к окружающему. Поэтому необходимо хорошо всматриваться в то, что изображает маленький ребёнок и попытаться понять, что огорчает, пугает, интересует, от чего радуется.

Изобразительная деятельность должна быть разнообразна по содержании материала, если интерес малыша ограничивается одним видом деятельности, определенной тематике однообразным материалом, такой интерес ограничен. Показателем развития интереса к изобразительной деятельности можно считать желание обучаться на занятиях, кружках в свободное время, в семье, используя различные материалы, стремление овладеть умениями, навыками, различными техниками.

Изучив методическую литературу разных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», В.А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»,

Г.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» можно выбрать и включить в содержание занятий дидактические игры и упражнения направленные на развитие восприятия и воображения, следующие комплекс занятий с применением нетрадиционных техник с малышами:(слайд 9)

Опустить в гуашь щетку и, держа вертикально, ударять по листу, рисуя по контуру и заполняя весь рисунок. Щетку в воду не опускать.

Сделать кляксу. Раздувать кляксу краски через трубочку в разных направлениях в зависимости от замысла. Дорисовать необходимо пальчиком, кистью, жамканой бумагой.

Именно нетрадиционная техника рисования – это способ создания нового произведения искусства, в котором гармонирует цвет, линия, сюжет.

Метод заключается в том, чтобы научить детей делать пятна (черные и цветные). Затем уже 3-летний малыш может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твое или мое пятно?», «Кого или что она тебе напоминает?» – эти вопросы очень полезны, поскольку развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обводки или дорисовка пятен. В результате может получиться целый сюжет.(слайд 10)

Выбрать листья гербария различной формы и величины. Одну сторону листа раскрасить и приложить, прижав, к листу бумаги. Дорисовать необходимо кистью. (слайд 11)

Смять белый лист бумаги. Расправить бумагу и закрепить на столе. Нарисовать акварельными красками (на сгибах краска оставляет более четкие линии и создается эффект мозаики).

Взять лист картона и нарисовать на весь лист кружочек (можно взять шаблон мяча). Затем нанести и равномерно распределить поверх рисунка (по всей площади) с помощью кисти клей, сверху него посыпать крупу. Излишек встряхнуть. Следующий этап – это нанесение краски на рисунок. Малышам можно при покраске рисунка воспользоваться техниками примакивании, тычка, кляксографии.

Под лист бумаги подложить вырезанные трафареты или предметы (скрепки, монеты, кусочек обои с рельефным рисунком и т.д.). Сверху по листу постепенными движениями прокрасить цветными или восковыми карандашами. Дорисовать необходимые элементы рисунка по замыслу. (слайд14)

Нетрадиционная изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой работе, целеустремленность деятельности.

Применение нетрадиционных техник поможет: наладить эффективную коммуникативное взаимодействие с малышами во время совместной художественно-творческой деятельности, более глубоко познать внутренний мир каждого малыша, почувствовать ее неповторимость, личностную своеобразие, определить потребности и интересы, диагностировать эмоциональное и психическое состояние малыша, способствовать успешной социализации личности.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребёнок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, способствует созданию с маленькими детьми эмоционально окрашенных образов.

Для самовыражения малышей необходимо создавать комплекс занятий с применением нетрадиционных техник с малышами и расширять не только стандартные техники развития, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса, применяя дидактические игры упражнения направленные на развитие восприятия и воображения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области