Ланская Н.А.
Хутиева О.А.
Филиал государственного бюджетного
Учреждения высшего образования
«Ставропольский Государственный
Педагогический Институт» в
г. Железноводске, Россия
Особенности речевого развития детей раннего возраста.
Аннотация: в данной статье речь идет об особенностях развития речи детей раннего возраста. А также охватывает требования к организации занятий в ДОО по формированию речи.
Ключевые слова: ранний возраст, дошкольный возраст, развитие речи, развитие детей.
Двухлетний возраст – это период бурного развития речевых функций, иными словами, это наиболее оптимальный возраст для развития речи. Изучая родной язык, дети усваивают как фонетические, так и семантические аспекты. Воспроизведение слов переходит на более правильное и четкое, искореняются искаженные слова и звуки в речи. А к трем годам формируются все основные звуки языка. Колоссальные изменения в речи ребенка заключаются в том, что каждое слово приобретает для него предметное значение. Дети начинают классифицировать предметы по обобщающему признаку или способу общения с ними. В раннем детстве активно пополняется пассивный словарный запас, а значит, увеличивается количество понятных слов [2]. В два года дети понимают 90 % слов, воспроизводимых взрослой средой, включая бытовые понятия.
Этот возрастной период характеризуется пониманием и объяснением алгоритмов действий взрослому партнеру по игре. В связи с тем, что дети быстро изучают окружающую среду, как естественную, так и предметную, наиболее существенную роль играет манипулирование этими предметами, но важно помнить, что для освоения новых манипуляций с предметами ребенку необходима помощь воспитателя. взрослый. Дети рано начинают понимать действия, что позволяет им понять небольшой рассказ в 2-3 года [4].
Увеличение знаний о мире и явлениях облегчает ребенку понимание историй. Для понимания рассказов и сказок, содержание которых недоступно детям из-за малого опыта, важно организовать дополнительные занятия, позволяющие детям расширить кругозор и пополнить свой опыт, такие занятия должны быть организованы родителем или учителем. Оптимальная длина рассказа для восприятия должна составлять 3-5 предложений.
Активная речь также развивается с высокой интенсивностью. Систематически увеличивается активный словарный запас, строятся первые предложения, впервые задаются вопросы взрослому. К трем годам формируется активный словарный запас, в котором 1000-1500 слов. Примерно в полтора года ребенок начинает строить односложные предложения из нескольких слов. Чаще всего эти предложения выглядят как субъект и его действие, действие и объект действия или действие и место действия [5].
К третьему году жизни у ребенка формируется понимание грамматических форм и синтаксических конструкций родного языка. В активной речи ребенка используются слова из разных частей речи. Активность речевой деятельности ребенка возрастает в 2-3 года. В этот период также расширяется круг общения детей, это связано с посещением детского сада. Ребенок начинает отвечать на вопросы взрослых, а также начинает задавать вопросы о том, что они делают вместе. Диалог со сверстником скудный, так как дети еще не способны глубоко вникать в суть фраз собеседника [1]. Для развития речи в раннем возрасте важно обращать внимание на следующие особенности:
- развитие речи не только непосредственно связано с общением со взрослым, но и включается в практическую деятельность по овладению предметами;
- формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
- Регуляторная функция речи формируется, когда ребенок подчиняется указаниям взрослого, выполняя его требования;
- появляется ситуационная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
- присутствует описательная речь;
- ребенок воздействует на себя и на взрослого с помощью речи;
- речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающими, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
- Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослых, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.
На основе особенностей речевого развития и с учетом индивидуальных возможностей детей в дошкольной организации строится воспитательный процесс, направленный на формирование речи у детей раннего возраста. Для организации этого процесса учителя соблюдают требования во время занятий [1].
1. Занятия проводятся ежедневно, по режиму и планируются на основе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
2. В каждом уроке конкретно выделены тип урока, тема, содержание программы.
3. К каждому уроку учителя тщательно готовят вопросы, пособия, игрушки, иллюстрации и прочее.
4. Продумывается повтор занятий или отдельного материала, с добавлением нового.
5. Применять игровые формы и методы обучения на занятиях. Задачи урока усложняются по мере усвоения детьми программного материала.
Ранний возраст - особый период развития ребенка. В это время необходимо правильно создать для него развивающую среду. Особое внимание следует уделить развитию речи. Педагоги, ориентируясь на детей, выстраивают развивающий и воспитательный процесс, интересный и доступный для детей. А вот родитель, со своей стороны, должен больше общаться с детьми, начиная с самого раннего возраста.
Литература: