Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа внеурочной деятельности Спасатель

Цель программы Привить учащимся любовь к своей стране и малой родине. Расширить горизонт знаний в межпредметных областях. Привить им стремление к активному образу жизни, повысить уровень межличностных коммуникаций. Сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития. Задачи Формировать патриотизм и любовь к Родине • Развивать коммуникативные качества личности для ответственного и осознанного поведения во время экстремальных ситуаций • Развивать навыки оказания первой необходимой помощи в различных жизненных ситуациях • Развивать чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. • Вырабатывать и совершенствовать новые формы и методы подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, развития ее заинтересованности в предотвращении возможных ЧС • Формировать у учащихся модель безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера • Формировать у обучающихся индивидуальную систему здорового образа жизни

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 станицы Отрадной

Отрадненского района Краснодарского края

УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета

от 31 августа 2021 г. протокол № 1

Председатель _________Ю.С.Тонаканян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Спасатель»

туристическо – оздоровительное направление

Уровень образования (класс)основное общее (8 класс)

Количество часов:68 часов (2 часа в неделю)

Срок реализации:1 год

Учитель:Диденко Игорь Вячеславович

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).

С учётом ООП ООО МБОУСОШ № 16, утверждённой решением педсовета 31 августа 2021 года протокол № 1 и примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол УМО от 8 апреля 2015 года № 1/15).

Цель программы:

Привить учащимся любовь к своей стране и малой родине. Расширить горизонт знаний в межпредметных областях. Привить им стремление к активному образу жизни, повысить уровень межличностных коммуникаций. Сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития.

Задачи:

Формировать патриотизм и любовь к Родине

I. Планируемые результаты

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться

II. Содержание программы

1. Основы топографии и ориентирования (16 ч.)

1.1. Топографическая и спортивная карта

Виды карт, схем и основные сведения о них: масштаб, координаты и оформление. Какие при проведении походов. Условные знаки топографических карт.

Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы, рельеф.

Отдельные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно–балочный. Тщательное изображение различных форм рельефа на спортивных картах. Построение профиля маршрута.

Практические занятия

Упражнения на запоминание условных знаков. Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения группы с учетом основных форм и элементов рельефа.

1.2. Компас. Работа с компасом

Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута, снятие азимута с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном коридоре.

1.3. Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.

Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени движения.

Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

Практические занятия

Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, определению ширины реки, оврага.

1.4. Способы ориентирования

Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной (параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута.

Ориентирование при условии отсутствия видимости. Организация разведок в походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем.

Движение по легенде — подробному описанию пути.

Особенности ориентирования в различных природных условиях: в горах, в тундре, на воде.

Ориентирование при использовании спортивной карты, определение точки своего стояния и выбор пути движения.

Практические занятия

Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи карты. Участие в соревнованиях по ориентированию.

1.5. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности.

Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного пути, поиск сходной, параллельной ситуации на карте, попытка найти опорные ориентиры и подтвердить свои предположения. Необходимость выхода на крупные линейные или площадные ориентиры. Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту. Движение вдоль ручьев, рек, выход к жилью.

Поведение членов группы, необходимость жесткой дисциплины и отсутствия паники.

Действия отдельного члена группы, участника соревнований в случае потери им ориентировки. Основная задача — движение по тропам и дорогам до выхода к населенным пунктам, стремление как можно меньше срезать тропинки, идти по азимуту. Обязательное извещение организаторов соревнований о своем местонахождении при выходе к людям во избежание напрасных поисковых работ.

Практические занятия

Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.

1.6. Соревнования по ориентированию

Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Виды стартов. Жеребьевка команд и участников. Обязанности участников соревнований.

Соревнования по ориентированию в заданном направлении, их характеристика. Соревнования на маркированной трассе. Соревнования по выбору, их разновидности, характеристика. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Определение результатов в соревнованиях по ориентированию.

Туристское ориентирование, движение по обозначенному маршруту. Отдельные виды ориентирования в программе туристских слетов и соревнований.

Практические занятия

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и туристскому ориентированию.

2. Основы медицинских знаний. (36 ч.)

2.1. Профилактика травматизма и заболеваний

Травмы и заболевания, характерные в природной среде. Характеристика травм и заболеваний, меры по их профилактике.

Горные дезадаптации, признаки, первая помощь, прогноз и изменение тактики похода. Акклиматизация как средство профилактики горной болезни.

Инфекционные заболевания характерные в природной среде, причины их возникновения и механизм передачи. Признаки инфекционных заболеваний и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Предупреждение обморожений и переохлаждений.

Гигиена туриста. Соблюдение правил личной гигиены в походе.

Основные принципы оказания первой медицинской помощи. Проведение осмотра пострадавшего, порядок его проведения (обеспечение проходимости дыхательных путей, наличие дыхания, наличие пульса).

Правила поведения оказывающего первую медицинскую помощь.

Практические занятия

Профилактика травм и заболеваний до выхода на маршрут и во время похода.

2.2. Средства оказания первой медицинской помощи

Состав медицинской аптечки туристской группы: перевязочные, дезинфицирующие и лекарственные средства, их характеристика.

Виды повязок и их назначение. Правила наложения повязок на голову, нижние и верхние конечности, грудь, спину, живот и т.д.

Порядок и правила использования и применения дезинфицирующих и лекарственных средств.

Порядок измерения температуры, пульса, артериального давления.

Согревающие и охлаждающие процедуры, их применение.

Практические занятия

Комплектование медицинской аптечки. Демонстрация и отработка правильной последовательности действий при осмотре, выборе и применении перевязочных материалов, дезинфицирующих и лекарственных средств.

2.3. Первая медицинская помощь при травмах

Общая характеристика повреждений. Основные правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях и ранениях.

Характеристика различных видов кровотечений и их причины. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерий, сгибание конечностей). Особенности оказания первой медицинской помощи при внутреннем кровотечении. Оказание помощи при носовом кровотечении.

Характеристика различных видов травм (ушибы, растяжения и разрывы связок, вывихи, сдавливания). Причины и признаки травм. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

Переломы костей и их причины. Характеристика различных видов переломов (открытые и закрытые). Правила оказания первой медицинской помощи при переломах.

Правила и способы транспортировки пострадавшего. Правила транспортной иммобилизации и дисмургия при повреждениях костей черепа и черепно-мозговой травме, позвоночника, таза, конечностей с применением подручных средств. Пневматические шины. Правильное положение тела пострадавшего при транспортировке. Техника транспортировки и страховка пострадавшего.

Практические занятия

Наложение повязок и остановка кровотечений. Наложение шин при подготовке к транспортировке пострадавшего. Изготовление транспортировочных средств. Практика переноски пострадавшего на длительные расстояния с соблюдением мер безопасности.

2.4. Первая медицинская помощь при острых состояниях и несчастных случаях

Причины и признаки укусов насекомых. Правила оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых. Особенности оказания помощи при укусах клещей.

Причины и признаки укусов змеями, правила оказания помощи.

Причины и признаки утопления, правила оказания помощи.

Причины и признаки поражения электротоком и молнией, правила оказания помощи при электротравме и поражении молнией.

Причины и признаки термических и химических ожогов, правила оказания помощи при различных видах ожогов.

Причины и признаки отморожений и переохлаждений, правила оказания помощи.

Причины и признаки теплового и солнечного удара, правила оказания помощи.

Причины и признаки попадания инородных тел в глаза, ухо, полость рта, пищевод, дыхательные пути, правила оказания первой медицинской помощи.

Характеристика причин, вызывающих потерю сознания и остановку сердца. Причины потери сознания и остановки сердца. Сердечно-легочная реанимация и последовательность ее проведения (искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца).

Причины и признаки травматического шока, правила оказания помощи при травматическом шоке.

Причины и признаки обморока, правила оказания помощи.

Практические занятия

Демонстрация и отработка правильной последовательности действий при осмотре и выборе пособий при травмах и заболеваниях.

2.5. Первая медицинская помощь при отравлениях

Причины и признаки отравлений сильнодействующими ядовитыми веществами. Правила оказания первой медицинской помощи.

Причины и признаки отравления средствами бытовой химии, правила оказания помощи.

Причины и признаки отравления лекарственными и наркотическими препаратами, правила оказания помощи.

Причины и признаки пищевых отравлений, правила оказания помощи.

Причины и признаки отравления ядовитыми растениями, ягодами, грибами, правила оказания помощи.

3. Начальная специальная подготовка. (16 ч.)

3.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Классификация чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясения, смерчи, цунами, наводнения, лавины, сели, оползни, камнепады, обвалы).

Чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии, обрушения, пожары и др.).

Чрезвычайные ситуации экологического характера (эпидемии, и др.).

Понятия опасных природных явлений, стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Понятия опасности и определение опасных факторов.

История человечества - борьба за выживание.

Крупнейшие исторически известные катастрофы (гибель Помпеи и др.)

История создания спасательных служб в мире.

История создания спасательных служб на территории России.

3.2. Человек и окружающая среда. Факторы риска в современной техногенной среде.

Окружающая среда: природная, техногенная и бытовая. Взаимодействие человека в процесса деятельности с окружающей средой, аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия. Понятие о риске.

Научно-технический прогресс и вызываемые им последствия. Источники загрязнения, опасные и вредные факторы окружающей среды (физические, химические, биологические и психогенные). Взаимодействие и трансформация загрязнений в окружающей среде, вторичные явления: смог, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, снижение плодородия почв, качества продуктов питания, разрушение технических сооружений. Источники, зоны действия и уровни энергетических загрязнений окружающей среды (парниковый эффект, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, шум, вибрация ). Экологический кризис.

Региональный (местный) комплекс опасных и вредных факторов окружающей среды и причины их формирования.

Понятие о производственной среде. Источники и виды опасных и вредных факторов производственной среды, причины их возникновения. Производств и технические средства повышенной опасности. Пути негативного воздействия на биосферу, промышленные выбросы, твердые и жидкие отходы, энергетические излучения, аварии и катастрофы.

Бытовая среда. Источники и виды опасных и вредных факторов бытовой среды и их взаимосвязь с состоянием окружающей среды. Микроклимат, освещение жилых помещений, шум окружающей среды и их влияние на здоровье и безопасность деятельности. Электробезопасность при пользовании энергией в бытовых помещениях. Средства бытовой химии: правила пользования и оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.

Практические занятия

Наблюдение и определение факторов риска в природной, городской и производственных сферах. Определение причин вредных факторов окружающей среды и выработка мер защиты.

3.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Необходимость создания системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций. Цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, управление и функционирование РСЧС, силы и средства РСЧС. Поисково-спасательные службы. Задачи системы обучения. Этапы и уровни подготовки спасателей. Формы и виды обучения спасателей. Специализированные курсы обучения спасателей.

Квалификационные требования к спасателям. Табель оснащения поисково-спасательной службы. Экипировка спасателя. Технические средства. Транспортные и транспортировочные средства. Средства связи и сигнализации. Медицинское обеспечение. Групповое и личное снаряжение. Назначение и применение различных видов снаряжения. Специальное снаряжение.

Практические занятия

Хранение и эксплуатация снаряжения, средств связи, транспорта.

3.4. Оказание помощи людям в условиях природной среды

Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей в условиях природной среды. ЧС в туристских и альпинистских группах. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях. Использование подручних  средств  для оказания помощи и спасения пострадавших. Использование специальных спасательных средств.

Практические занятия

Оказание помощи в условиях окружающей среды.

3.5. Основы безопасного ведения спасательных работ

Четкое руководство ПСР, единоначалие и строгая исполнительская дисциплина. Создание рабочей обстановки. Определение опасных и безопасных зон. Удаление посторонних лиц с места работы спасателей. Инструктаж руководителя работ о командах и сигналах. Установление наблюдения за возможными опасностями. Разведка и подготовка пути эвакуации пострадавших. Организация эвакуации пострадавших и контроль за их состоянием во время транспортировки.

Практические занятия

Подготовка мест проведения спасательных работ. Организация взаимодействия участников работ. Обеспечение страховки и самостраховки спасателей и пострадавших.

III. Календарно-тематическое планирование

п\п

Разделы (темы)

Общее количество часов

Теория/

практика

Основные виды деятельности

1. Топография и ориентирование

16

1.1.

Топографическая и спортивная карта

2

1/1

Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде.

Называют особенности топографических и спортивных карт. Вырабатывают навыки работы с картой.

1.2.

Компас. Работа с компасом

2

1/1

Вырабатывают навыки работы с компасом.

1.3.

Измерение расстояний

4

1/3

Характеризуют основные способы измерения расстояний на местности.

1.4.

Способы ориентирования

4

2/2

Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. Характеризуют основные меры безопасности во время пеших походов.

1.5.

Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки.

2

1/1

Характеризуют основные способы ориентирования на местности по местным приметам. Вырабатывают алгоритм действия в случае потери ориентировки.

1.6.

Соревнования по ориентированию

2

0/2

Участвуют в соревнованиях по ориентированию.

2. Основы медицинских знаний

36

2.1.

Профилактика травматизма и заболеваний

6

2/4

Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики травматизма и заболеваний.

Классифицируют мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.

Планируют профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья.

Выявляют мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья.

Анализируют состояние своего здоровья.

2.2.

Средства оказания первой медицинской помощи

10

2/8

Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Отрабатывают (в паре, группе) приёмы оказания первой медицинской помощи.

2.3.

Первая медицинская помощь при травмах

10

2/8

Используют алгоритм действий по оказанию первой помощи.

Классифицируют средства оказания первой помощи.

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при травмах. Отрабатывают (в паре) приёмы оказания первой медицинской помощи при травмах. Отрабатывают (в группе) правила транспортировки пострадавшего.

2.4.

Первая медицинская помощь при острых состояниях и несчастных случаях

8

2/6

Характеризуют общие правила оказания первой медицинской помощи при острых состояниях и несчастных случаях. Отрабатывают (в паре) приёмы оказания первой медицинской помощи при острых состояниях и несчастных случаях. Отрабатывают (в группе) правила транспортировки пострадавшего.

2.5.

Первая медицинская помощь при отравлениях

2

1/1

Определяют состояния оказания неотложной помощи. Характеризуют общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Классифицируют средства оказания первой помощи.

Используют алгоритм действий по оказанию первой медицинской помощи при отравлениях.

3. Начальная специальная подготовка

16

3.1.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

4

3/1

Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Характеризуют и анализируют основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Характеризуют причины возникновения ЧС техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией. Объясняют причины возникновения ЧС природного и техногенного характера. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при ЧС природного и техногенного характера. Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной ЧС.

3.2.

Человек и окружающая среда. Факторы риска в современной техногенной среде

2

1/1

Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.Классифицируют и характеризуют условия экологической безопасности.

Используют знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Определяют факторы риска в современной техногенной среде.

3.3.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

4

3/1

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС природного и техногенного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях ЧС природного и техногенного характера. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о ЧС природного и техногенного характера. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера.

3.4.

Оказание помощи людям в условиях природной среды

4

1/3

Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей) во время ЧС. Составляют алгоритмы оказания помощи людям в условиях природной среды.

3.5.

Основы безопасного ведения спасательных работ.

2

1/1

Определяют основы безопасного ведения спасательных работ во время возникновения ЧС природного и техногенного характера.

Итого

68

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора МБОУСОШ №16поУВР

районного методического объединения ---------------- ---------

Преподавателей ОБЖ

подпись ФИО

от___________20___года № _______________20_____года

_________________ _______

Подпись руководителя РМО Ф.И.О.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области