МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КОРМИЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
НА УРОКАХ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
Из опыта работы
педагога
Яценко Натальи Геннадьевны
Предмет: слушание музыки
р.п. Кормиловка, 2022
Мой жизненный принцип: ребёнок, с его неповторимым духовным миром, способностями и возможностями – главная ценность в обществе!
У поэта Никоаля Заболоцкого есть такие строки:
«Два мира есть у человека:
Один - который нас творил.
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил…».
Вдумываясь в эти философские рассуждения, прихожу к мысли о том, что предназначение учителя в школе отнюдь не в том, чтобы передать сумму знаний, а в способности найти и дать свободно вырасти тому уникальному и неповторимому, что есть в каждом ребенке. А это возможно только в процессе творческого развития личности.
Как это сделать? Путей много, но самый простой импульс к творчеству – через интерес к содержанию занятия, на основе увлекательного способа изучения материала, свободы выбора и ориентации на успех.
Механизм формирования интереса к учебе, основные направления и приёмы развития детского творчества изучены ведущими психологами и дидактами (А. Выготским, В. Давыдовым, Н. Ветлугиной, Б. Яворским и др.), при этом акцент делается на место и роль учителя в организации творческого познания.
На учителе лежит ответственность за создание «климата» на уроке в области человеческих отношений, «подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может использовать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе, и совершенно захиреть в другом» (В. Ольшанский.
Благоприятному климату на уроке присущи следующие характеристики:
Уже в момент предъявления педагогического требования важно осознавать, насколько оно целесообразно и понятно ребенку, с учетом жизненных обстоятельств, истории их развития и предыдущего воспитания.
Предъявляя требования, определяя цель и мотивы, учитель предлагает детям вариант выбора и сам присоединяется к ним, сочувствуя и сопереживая им в их направленном усилии.
Ребенок, по мнению М. Щуковой, должен постоянно получать положительное подкрепления в процессе деятельности.
Следующим шагом может стать осознание учителем многообразия условий формирования интереса к учению. Таковыми являются: яркость и эмоциональность материала, разнообразие учебного материала, высокий уровень активности и раскованности, разнообразные формы деятельности (изо, двигательная, музыкальная, звуковая), высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение).
Преступая к обучению своему предмету, ставлю перед собой три основных вопроса: Что? Зачем? Как?
Исхожу из того, что слушание музыки - предмет универсальный, доступный каждому ребенку, призванный открыть перед ним кладезь богатства мировой культуры прошлого и настоящего, приобщить к художественному творчеству.
Система воспитания в области искусства представляется мне в виде прохождения ребенком определенных ступеней развития.
На самых ранних ступенях (0 – 7 лет) идёт развитие природных задатков и способностей через игру, слово, танец, музыку, изобразительную деятельность. По сути, речь идет о выявлении природных задатков и способности детей.
На следующей ступени продолжается формирование способности понимать искусство. Продолжается изучение отдельных пластов, но, таким образом, чтобы доминировали чувства и эмоции, а не сухой язык теории. Учить, по выражению, Неменского, «не искусству, а искусством».
В старшем школьном возрасте можно говорить о формировании личности посредством воздействия искусства. Продолжается познание многообразия мира, изучение основ художественной культуры с опорой на межпредметные связи.
Для решения поставленных задач я использую следующие способы работы:
Для развития воображения использую не только музыкальные инструменты, но и незаконченные рисунки.
Все названные выше приемы и методы способствуют в работе достижению положительных результатов:
Работая над творчески развитием личности, пришла к выводу, что необходимо проводить психологические исследования по определению уровня мотивации, планировать работу учащихся с учетом индивидуальных способностей, строить педагогическую деятельность на законах общения, т.е. диалога «учитель – ученик».
Таким образом, отказавшись от передачи готовых знаний, исключив привычную позицию инфантильного потребителя знаний и впечатлений, деятельность учителя и ребенка приобретает неповторимый творческий характер, а значит – обречена на успех!