План самообразования
STEM – «Робомышь» как средство развития логического
мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Формирование основ логического мышления – одна из важных задач дошкольной педагогики. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения.
Знания, умения, навыки, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И одним из важных является навык логического мышления. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Активно используя в коррекционно-образовательной деятельности программируемый мини-робот «Робомышь» у детей будет происходить развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать. Робот соответствуют гигиеническим, здоровьесберегающим, эстетическим и психолого-педагогическим требованиям к детскому игровому оборудованию. Они позволяют организовать игровую и обучающую деятельность, как с использованием специальных плакатов, так и без них. Программируемый робот «Робомышь» прекрасно подходит для работы с детьми с ТНР. Легкость в управлении, прочный корпус делают его незаменимым помощником в обучении навыкам программирования и развития пространственного и структурного мышления. Работа с «Робомышью» учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей. Создавая программы для робота «Робомышь», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника.
Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что тема работы по самообразованию «STEM – «Робомышь» как средство развития логического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ» является актуальной.
Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью программируемого робота «Робомышь».
Задачи:
План по самообразованию
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Изучение методической литературы | сентябрь-ноябрь | -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013г №1155. -А.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников» -Сборник игр и упражнений с использованием программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей дошкольного возраста (опыт работы педагогов МАДОУ № 5 г. Кушва, составитель Зайцева С.В.). -Методическая разработка «Полифункциональная развивающая игрушка для дошкольников «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в совместной образовательной деятельности педагога с детьми среднего и старшего дошкольного возраста». – Екатеринбург: МАДОУ № 43, 2018. |
Работа с детьми | сентябрь | Диагностика логического мышления детей подготовительной группы |
октябрь | -Познакомить детей с символами и знаками программирования, правилами поведения в игре с робомышью -игра «Выполни команду» -Учить программировать «Робомышь» по схеме; игра «Робомышь ищет сыр» -Игровая ситуация «Осенние листья» -Игровая ситуация «Волшебное лукошко» | |
ноябрь | -Игровая ситуация «Разноцветные квадраты» -Игровая ситуация «Найди геометрическую фигуру» -игровая ситуация «Найди цифру» | |
декабрь | -Игровая ситуация «помоги «Робомышке» -игровая ситуация «Цветная неделька» -Игровая ситуация «Веселая неделька» -Игровая ситуация «Отгадай загадку» | |
январь | -игровая ситуация «Назови время суток» -игровая ситуация «Назови время года» -игровая ситуация «Назови правильно» | |
февраль | -игровая ситуация «Что лишнее?» -игровая ситуация «Собери название нашего города» -игровая ситуация «Собери герб города» | |
март | -игровая ситуация «Города Ханты-Мансийского округа» -игровая ситуация «Путешествие по город» -игровая ситуация «Найди животное, используя схему» | |
апрель | -игровая ситуация «Найди животное по описанию» -игровая ситуация «В зоопарке» -игровая ситуация «Угадай животное или птицу» -игровая ситуация «На ферме» | |
май | Контрольный мониторинг уровня сформированности логического мышления в подготовительной группе на конец года | |
Работа с родителями | октябрь | Информация для родительского уголка «Развивающие игры» |
ноябрь | Практические рекомендации «Развитие логического мышления дошкольников» | |
февраль | Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации логических игр для детей дошкольного возраста» | |
март | Выставка методической литературы по развитию логического мышления дошкольников | |
апрель | Индивидуальные беседы с родителями по результатам проведенного мониторинга, уровня сформированности логического мышления у детей | |
Самореализация | ноябрь | Участие в городском семинаре по преемственности (ноябрь) |
апрель | Отчет по теме самообразования (публикация) |