Конспект интегрированного подгруппового занятия по ориентировке в пространстве и формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе.
«Новогодние предлоги»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, С (СО, ИЗ.
Упражнять детей в правильном употреблении предлогов НА, В, С (СО, ИЗ.
Учить составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным словам.
Учить подбирать глаголы, противоположные по значению.
Упражнять детей в составлении схем предложений с предлогами.
Коррекционно-развивающие:
Развивать навыки анализа и синтеза предложений.
Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение выслушивать собеседника, не перебивая.
Оборудование: письмо Незнайки, зеркала на каждого ребенка, домики со схемами предлогов, картинки для домиков, мяч, трафарет шкафа, картинки с одеждой
Ход занятия:
I Организационный момент:
1.Прежде чем начать занятие, повторим правила:
На занятии будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори всё чётко, внятно,
Что бы было всем понятно.
Проведем артикуляционную гимнастику. (Сказка о «Веселом язычке»).
2.Речевая зарядка.
Ок-Ок-Ок-у нас идет урок!
День продолжается, у нас все получается!
(сделали глубокий вдох через нос, чтоб животик надулся – контроль руками и продолжительный выдох через «трубочку»3 раза – кто дольше выдыхает). Улыбнулись друг другу.
- Ребята, сегодня, обратите внимание у нас на занятие пришёл гость.
Кто это? Снеговик.
-Что же у него в руках? Два письма.
Обращение к определённому ребёнку
- Открой письмо с цифрой 1 и расскажи нам что в нём.
— Это письмо от Деда Мороза.
«Здравствуйте ребята я в своём тереме в Великом-Устюге уже поставил ёлку. И прислал вам фотографию».
— Вот она, посмотрите внимательно. А снеговик просить описать красиво ёлочку, что б он мог не только показывать её фотографию, но и рассказывать о ней. И просит в своём рассказе использовать маленькие слова – предлоги.
- Вспомним, что такое предлоги? Это маленькие слова, имеют свое значение, они помогают нам понять, где находится предмет.
-Сегодня мы с вами поупражняемся в правильном употреблении предлогов. (Сообщение темы занятия)
II- Основная часть.
Обращение к другому ребёнку
- Открой письмо с цифрой 2 и расскажи нам что в нём.
- План рассказа.
- Расскажи, как мы будем составлять рассказ.
- Вначале нужно сказать какая ёлочка,
- Потом что под ёлкой что на ёлке что за ёлкой, что перед ёлкой
3.Составление описательного рассказа.
Дети с логопедом составляют описательный рассказ используя простые предлоги.
-Молодцы ребя, у нас получился чудесный рассказ о ёлочке. Снеговик наверняка его запомнил. Но есть ещё много разных предлогов которые мы сегодня не использовали.
- Вы знаете, что обозначает предлог В? (вопросы к детям)
- Предлог В появляется тогда, когда предмет находится внутри;
НА – когда предмет находится сверху;
С (СО) - когда говорят о направлении движения или когда два предмета находятся совместно;
ИЗ – выражает движение изнутри, источник сведений, причину, материал
4. Составление предложений с заданным предлогом по двум опорным словам. Работа с раздаточными материалами
- У вас на столах лежат ёлочки, ёлочные украшения и подарки с коробками.
(У детей плоскостные изображения ёлок (с прорезями) с картинками- ёлочными украшениями и подарочные коробками с игрушками, которыми надо украсить ёлку: звезду- на макушку, украшения на верки; игрушки в подарочные коробки, подарочные коробки под ёлку). Украсьте свои ёлочки, разложите игрушки в коробки и поставьте под ёлочку.
Расскажите, что у вас получилось.
- Где стоит ёлка? (на полу), (в комнате)
-Где подарки? (под ёлкой)
- Куда положили игрушки? (в коробку)
- Откуда дети достанут игрушки? (из коробки)
- Где висят игрушки? (на ветках)
- Что висит рядом с колокольчиком? (рядом с колокольчиком висит шарик)
- Откуда упала игрушка? (с ветки)
Молодцы, справились с заданием!
5. Подбор глаголов противоположных по значению.
-Теперь давайте встанем и поиграем в игру «Скажи наоборот!» (с мячом)
- Я спрячу подарки, (а я найду подарки)
- Я включу гирлянду, (а я выключу гирлянду)
- Я встречу Деда Мороза, (а я провожу Деда Мороза)
- Я вешаю украшения, (а я снимаю украшения)
- Я надену карнавальный костюм, (а я раздену карнавальный костюм)
6. Составление схем предложений с предлогами.
- Еще снеговик принёс нам заколдованные домики! Он не знает, что на них нарисовано! Поможем ему разобраться?
(Даю детям трафареты домов со схемами предлогов и картинки)
-Что же за окошки в этих домах? (Так записываются предлоги)
- Какие предлоги вы видите? (НА, С, ИЗ, В)
-Давайте попробуем закрыть окошки нужными картинками. (Дети выбирают нужные картинки, обосновывают свой выбор)
7. Динамическая пауза
Вот от снеговика зарядка -
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте
Вы, надеюсь, не устали?
8. - Еще снеговик просит научить его составлять предложения.
- Посмотрите, у вас у каждого есть карточка с картинками. Там две картинки и схема предлога. Вам нужно каждому составить предложение со своим предлогом, а затем мы запишем схему предложения в тетрадь.
(Составление схемы предложения, его анализ)
- Первая прямая линия с заглавной буквы! Почему?
- Двумя линиями что обозначаем?
- Как запишем предлог?
- Дополнительное слово?
- Назовите первое слово в предложении! (Второе, третье, четвертое)
- Назовите слово- предлог в предложении! Каким оно стоит по счету?
(Опрос детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения) .
III Заключительная часть
- Ребята, снеговик очень рад, что вы помогли ему: научили его правильно составили рассказ о ёлке, заполнили окошки его заколдованных домов, научили его верно употреблять предлоги, правильно составлять и записывать предложения. Я запишу все ваши ответы и передам со снеговиком письмо для Деда Мороза!
- На память он дарит вам портреты себя и своих друзей!