Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Опыт взаимодействия и сотрудничества лицея №389 «ЦЭО» в сфере экологического образования как одно из направлений образования для устойчивого развития ОУР

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Опыт взаимодействия и сотрудничества лицея №389 «ЦЭО» в сфере экологического образования как одно из направлений образования для устойчивого развития (ОУР)

Авторы:

Васекина Л.И.,

директор,

Стешина О.А..

методист,

Селезнев Д.Е.,

методист

В качестве решения правильного построения взаимоотношений человека с природой была предложена Концепция «Устойчивого развития» (1997). Ее основная идея - Улучшение качества жизни человека в настоящем без угрозы для качества жизни будущих поколений. Один из способов достичь устойчивого развития – образование для устойчивого развития (ОУР). Задача такого образования – подготовка ребенка к тому, чтобы став взрослым, он смог сделать свой вклад в построение «устойчивого», «экологичного» общества. Деятельность Центра экологического образования лицея №389 являет собой пример решение задач ОУР.

Единый образовательный комплекс лицей №389 «ЦЭО» был создан в процессе модернизации Российского образования путем присоединения к школе №389 учреждения дополнительного образования Детский экологический центр. Это же и определило естественнонаучный профиль лицея, стало благоприятной почвой для интеграции основного и дополнительного (эколого-биологического) образования в учебной и воспитательной деятельности. Он уникален!!!

Организацию и формы экологического образования во многом определяет материальная база ОУ.

Материальная база нашего уникального образовательного комплекса состоит из главного здания лицея, учебно-лабораторного корпуса ОДОД, в котором размещены хорошо оборудованные для исследовательской работы лаборатория ХОС, Агроэкология, Мастерская художественной флористики. Зоологического корпуса с вольерами для питомцев можно назвать контактным зоопарком. Оранжерея, которая 12 лет существования единого образовательного комплекса ждала окончания реконструкции, была торжественно открыта 21 мая 2015 года. И все это располагается на УОУ в 2 гектара с яблоневым садом, огородом, цветниками.

Материальная база нашего уникального образовательного комплекса состоит из главного здания лицея, учебно-лабораторного корпуса ОДОД, в котором размещены хорошо оборудованные для исследовательской работы лаборатория ХОС, Агроэкология, Мастерская художественной флористики. Зоологического корпуса с вольерами для питомцев можно назвать контактным зоопарком. Оранжерея, которая 12 лет существования единого образовательного комплекса ждала окончания реконструкции, была торжественно открыта 21 мая 2015 года. И все это располагается на УОУ в 2 гектара с яблоневым садом, огородом, цветниками.

Какова модель экологического образования в ЦЭО? Экологическое образование в лицее реализуется в рамках Концепции непрерывного экологического образования по 4 возрастным уровням, позволяя детям с детсадовского возраста по 11 класс продвигаться разнообразными образовательными маршрутами. Для этого педагогами созданы и реализуются в кружках более 40 образовательных программ. Экологической деятельностью охвачены не только практически все учащиеся нашего лицея, но и 16 образовательных и социальных учреждений, а также вузы и общественные организации естественно-научного профиля не только Кировского района, но и других районов СПб, с которыми работаем по договорам. Всего более 2000 ребят занимаются в кружках, лабораториях, мастерских, на учебно-опытном участке, в зоокорпусе с удовольствием приходят на традиционные воспитательные акции, праздники, экологические игры, экскурсии, которые проводят с ними высококвалифицированные педагоги.

Работа ведется по 6 направленностям: естественнонаучная, техническая, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная, физкультурно-спортивная. Все формы работы можно сгруппировать в 4 блока: просветительская, проектно-исследовательская, экспедиционная и конкурсная деятельность, руководствуясь в образовательной деятельности принципом «Нельзя любить то, чего не знаешь».

В материалах Государственной политики в области образования заложена мысль о повышении эффективности Дополнительного образования через усиление воспитательной работы. Исходя из своего опыта, мы убедились, что одной из эффективных форм работы, способствующей развитию ДО, является взаимодействие и сотрудничество лицея-ЦЭО с профильными учреждениями и организациями детскими и взрослыми. Это способствует ранней профильной ориентации и социализации ребенка. А социализация – это важный процесс становления личности, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу

Социальное взаимодействие с этими организациями строится на партнерстве с целью организации продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми для расширения образовательного и культурного пространства, создания условий для повышения качества образования основного общего и дополнительного, приобретения новых знакомых и друзей, для развития самостоятельности в получении знаний и практических умений с использованием взаимным материальной базы партнеров.

В настоящее время в нашем списке социального партнерства 11 учреждений. Это и те, что помогают учащимся раскрывать свои таланты и способности, ориентируют в выборе профессии: Технический университет, Большой университет, «Гос.университет промышленных технологий и дизайна», Гидромет, Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Вавилова Н.И., Централизованная библиотечная система Кир. Района библиотеки №3 и 6.

А еще это учреждения с детьми и взрослыми, которым остро необходимо внимание и забота окружающих, иногда просто выйти за рамки своего ограниченного мирка, испытать новые чувства, впечатления, приобрести новые умения, научиться жить в обществе «как все»: Территориальный центр социального обслуживания, Центр социальной реабилитации инвалидов, социальный приют «Транзит»

Я расскажу вам о многолетнем, более 10 лет, сотрудничестве ОДОД ЦЭО с СПб ГБУ Централизованная библиотечная система Кировского р-на.

Это библиотеки №3 и №6. С ними у наших педагогов сложились особые творческие, деловые отношения. Они активно откликаются на все мероприятия, которые мы предлагаем, помогают их организовать в помещениях библиотек, обеспечивают посещение жителями муниципального округа «Автово».

Кищенкова Т.А. со своими художниками украшает помещения библиотек работами в разных техниках ко всем знаменательным датам, выставляет работы участников и победителей Всероссийских и городских конкурсов. Выставки рисунков: «Детская круговерть», «Моя прекрасная планета», «Снег в городе», «Корабли в городе», выставка иллюстраций к былине «Садко», к сказке «Щелкунчик», выставка «Пернатые жители тропических лесов», «В блокадном городе», «Коралловые рифы», а также мастер-классы.

Ежегодно проводится в библиотеках марафон ученических презентаций учениками педагогов ЛХОС Михайловой З.С., Головановой О.В., Скрижеевой Е.В. с целью экологического просвещения населения нашего района. Но самыми долгожданными посетителями этих мероприятий бывают родители выступающих учеников.

Подготовив конкурсную работу с докладом и презентацией, ученикам необходимо приобрести навык выступления, умения держаться, доходчиво говорить, отвечать на вопросы. А это умение может дать только педагог и практика публичного выступления. В этом помогают и сотрудники библиотеки, и руководители библиотеки №6 Ястребова Елена Юрьевна и библиотеки №3 Неронова Галина Михайловна.

С большим интересом посетители библиотеки знакомятся с различными экологическими проблемами, которые учащиеся под руководством педагогов исследуют в своих проектах. Большой интерес вызывали такие исследования: Все о цикории, Содержание фосфатов в стиральных порошках, Квашеная капуста: ее полезные свойства, О вреде фаст - фуда, Вся правда о чипсах, Coca-cola –пить или не пить, Борьба с плесневыми грибами, Горячий лед, Сбережем здоровье, окружающую среду, нашу планету и другие.

Работа сотрудников дополнительного образования ценится администрацией библиотек, что подтверждается множеством Благодарственных писем в адрес директора лицея Васекиной Л.И., методистов, педагогов дополнительного образования.

Такая форма работы, как взаимодействие и сотрудничество, позволяет вывести детей за привычные школьные стены, увидеть новые возможности познания интересного и важного для их будущего, расширяет образовательное пространство ученика. Это способствует ранней профильной ориентации детей.

Образование для устойчивого развития, основываясь на идеях Концепции УР общества, представляет собой интегративное направление, цель которого помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые помогут им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.

Для этого в своей работе педагоги стараются все программы по 6 направленностям в разной степени экологизировать. Это возможно сделать – ведь экология – наука комплексная, интегративная, гуманистическая.

Еще один опыт социально-экологических практик учащихся - вовлечение детей в природоохранную деятельность: реализованы проекты «Детский экологический мониторинг» объектов окружающей среды Кировского района, «Малые водоемы» Кировского района, «Загрязнение речки Екатерингофки», «Мусор», проводятся исследования почвы УОУ, воздуха в микрорайоне, возможности энергосбережения дома и в лицее. По результатам – сборник комиксов в международном конкурсе «Сохраним Балтийское море», закладки с рисунками детей по правилам экономии энергии с целью сохранения климата на нашей планете.

За активную, продуктивную работу всего учреждения с 2014 по 2018г.г. в рамках Российско-австрийского проекта «Школьный экологический сертификат» лицей получил Экологический сертификат соответствия модели экологической сертификации

Активно действуют созданные у нас отряды «Эколята-защитники природы» и РДШ. Они проводят и участвуют в акциях «Спасем ежика», «Крышечка доброты», «Спасем вязы», «Зеленый островок», «Сдай макулатуру - получи саженцы» совместно с общественным экологическим движением «Круг жизни», «Ригли» и др. Так трогательно было смотреть на малышей-эколят, которые высаживают саженцы хвойников, заработанные сбором макулатуры, на участке в память о погибших в ВОвойне.

Просветительская работа, в которой уделяется большое место социокультурным практикам детей, одно из направлений образования для УР. Это экскурсии по территории и объектам ЦЭО (лабораториям и мастерским учебно-лабораторного корпуса, оранжерея раскрывает много тайн природы в своем хрустальном куполе, питомцы зоокорпуса радостно встречают гостей с угощениями, много тайн раскрывает экологическая тропа по учебно-опытному участку с его цветниками, старым фруктовым садом, огородом).

С нетерпением ждут учащиеся школ района наших традиционных экологических мероприятий (акции, конкурсы, праздники): Сорнякиаду, Неделю окружающей среды, Сад на окне, Энергосбережение-дело каждого, Широкая масленница, Вода вчера, сегодня, завтра, Всемирный День Земли. Здесь они узнают много нового и показывают свои умения и знания.

А в ноябре 2021 года коллектив нашего ОУ был награжден 13 Зеленым флагом и Сертификатом в рамках международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» за достижения в области образования и управления для устойчивого развития, постоянного улучшения экологических показателей школы и общества в целом.

Этот вопрос рано или поздно встает пред каждым учеником, особенно выпускником. Но чем раньше выпускники задумаются о своей будущей профессии, своем профессиональном месте в жизни, тем правильнее будет ответ на этот вопрос.

Естественнонаучный профиль лицея, его материальные возможности позволяют как можно раньше привить детям интерес и любовь к природе, задуматься о состоянии окружающей среды, изучать законы окружающего мира, найти свое место в нем. Профессиональное самоопределение – долгая и кропотливая работа. Она ведется у нас по 4 направлениям: работа учебная и воспитательная внутри учреждения (в кружках ЦЭО по программам ДООП, мероприятия по плану и программе воспитательной работы; мероприятия профильных учреждений в рамках профориентации;

участие в конкурсном движении в мероприятиях Вузов и других профильных организациях; взаимодействие с Вузами города по договору с использованием их материальной базы.

Ситуация успеха, которая создается через участие в конкурсных мероприятиях различного уровня. Усиление профильной ориентации через участие обучающихся в конкурсах, конференциях, семинарах, проводимых ВУЗами Санкт-Петербурга: СПбГУК (химический и биолого-почвенный факультеты), СПбТУ, СПбПУ, СПБ РГГУ ( гидромет), Межрегиональная общественная организация «Экологический клуб аспирантов, студентов и школьников Балтийско- Ладожского региона» и др. В рамках конкурсных мероприятий этих учреждений учащиеся не только представляют свои исследовательские проекты, но и знакомятся с вузами, в которые можно будет поступать. Для привлечения таких мотивированных старшеклассников, организаторы проводят экскурсии по музеям ВУЗов, лабораториям. Возможно также проведение мастер-классов от профессорско-преподавательского состава. Все это позволяет увидеть воочию место потенциального дальнейшего обучения и получения профессии, задуматься о правильности выбора.

Еще одним аспектом профессиональной ориентации будущих выпускников и абитуриентов является работа с профильными высшими учебными заведениями в рамках заключенного договора. Формы взаимодействия Вузов и лицея предусматривают посещения Дней открытых дверей с посещением лабораторий, родительских собраний, участие в предметных олимпиадах и конкурсах, участие сотрудников Вуза в мероприятиях плана воспитательной работы лицея. Все это благотворно сказывается на дальнейшем выборе профессионального жизненного пути учащегося. стремящихся найти свой профессиональный жизненный путь, наглядно демонстрируют цифры поступивших по профилю естественнонаучному. Не случайно многие наши выпускники твердо знают, кем хотят стать: зоологом или ветеринаром, агрономом или садовником, генетиком или врачом.

Даже если будущая профессия этих ребят и не будет связана с экологией, мы уверены в одном: они в своей будущей взрослой жизни всеми силами души и знаниями будут стараться познавать, беречь и умножать красоту и богатство родной земли.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области