Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока 10 класс "Способы информационной переработки текста"

Цель познакомить учащихся с методами и способами свертывания информации, видами переработки текста и приемами сжатия информации. совершенствование навыков извлечения информации из различных источников, использования основных приемов информационной переработки устного и письменного текста развитие культуры учебно-научного общения, навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности совершенствование умений анализировать, сравнивать, делать выводы формирование самостоятельно мыслящей личности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Способы информационной переработки текста.

Цель: познакомить учащихся с методами и способами свертывания информации, видами переработки текста и приемами сжатия информации.

Тип урока: комбинированное: повторение изученного, знакомство с новым материалом, практическое освоение новых знаний, первичное закрепление материала.

Задачи:

совершенствование навыков извлечения информации из различных источников, использования основных приемов информационной переработки устного и письменного текста;

развитие культуры учебно-научного общения, навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности; совершенствование умений анализировать, сравнивать, делать выводы;

формирование самостоятельно мыслящей личности.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают способы переработки текста и приемы сжатия информации, указывают на различия между планом, тезисами и планом; используют на практике основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

Оборудование:

раздаточный материал, ЭД

Ход урока

Раздача оценочных листов.

Аэропорты, жалюзи, красивее, звонишь, свекла, гнала, бухгалтеров, шарфы, хвоя, тезисы, ракушка, завсегдатай, включим, сверлит, квартал, алфавит, новорожденный, диспансер, каталог, реферат.

- Расставьте ударение.

ВЗАИМОПРОВЕРКА с записью баллов в Оценочный лист.

- Что изучает орфоэпия?

III.Организация восприятия. Выход на новую тему.

- Чем интересно слово ТЕЗИСЫ?

- Назовите слова, которые относятся к способам информационной переработки текста.

- На прошлом уроке мы изучали тему «Русский язык помогает мне изучать другие науки». С какими видами работы с информацией мы работаем на разных предметах?

IV. Актуализация знаний. Изучение темы.

1. Объявление темы.

- Какова цель информационной переработки текстов?

- Назовите способы информационной переработки текстов.

Вспоминают виды переработки текста, определяют их необходимость в повседневной жизни ученика.

Называют основные методы, которые положены в основу свертывания информации, дают определения.

2. Вывешивание названия способов. (см. Приложение)

3. Организация осмысления

Заполнение таблицы. (см. Приложение)

Проверка на ЭД.

САМОПРОВЕРКА. Выставление баллов в оценочный лист.

- С какими видами переработки текста вы чаще всего работаете?

4. Работа по повторению. Распечатка. (см. Приложение).

Текст Д.С. Лихачева.

Выполнение заданий.

ПРОВЕРКА (по доске).

Выставление баллов.

V.Закрепление.

- Сегодня мы будем работать, в основном, над планом, тезисами, аннотацией и д.з. у некоторых будет связано с конспектом.

1. . Работа с аннотациями на роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

Сравнение аннотаций.

2. Работа с текстом на распечатке. «Есть ли у книги будущее?»

1) Чтение.

2) Составление сложного плана.

3) Выделение тезисов.

4) Работа по заданиям (см. Приложение).

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

- О чем бы я мог рассказать после этого урока?

- На какие вопросы мог бы ответить?

VII. Д.З. (на выбор)

Приложение.

V. (1) _______________________________________ - книга на все времена. Кажется, что она существовала всегда, настолько знакомым кажется текст, едва мы открываем первые страницы романа, настолько памятны многие его эпизоды: охота и святки, первый бал Наташи Ростовой, лунная ночь в Отрадном, князь Андрей в сражении при Аустерлице... Сцены "мирной", семейной жизни сменяются картинами, имеющими значение для хода всей мировой истории, но для Толстого они равноценны, связаны в едином потоке времени. Каждый эпизод важен не только для развития сюжета, но и как одно из бесчисленных проявлений жизни, которая насыщена в каждом своем моменте и которую учит любить Толстой.

Хорошо известный классический роман-эпопея Льва Толстого рассказывает о сложном, бурном периоде в истории России и всей Европы — эпохе завоевательных походов императора Наполеона в Восточную Европу и Россию, с 1805 по 1812 год. Автор подробно рассказывает о Войне — о ходе боевых действий от Аустерлица до Бородино и Березины; и о Мире — показана жизнь в России в это же время, причем пером писателя охвачены все слои общества — дворянские семьи, крестьяне, горожане, солдаты и даже императоры.

В этом большом, многоплановом романе действуют десятки и сотни персонажей — и в их числе реальные исторические лица, при помощи которых Толстой старается изобразить жизнь в ту эпоху во всем ее многообразии. Часто автор отступает от основных событий романа и излагает свое мнение и взгляды по множеству вопросов — он говорит об исторической науке, о социологии и психологии, морали и нравственности, свободе и необходимости.

V.(2)/ (1)Есть ли у книги будущее? (2)Как бы нелеп ни был этот вопрос, он существует и, более того, вот уже многие годы волнует умы людей. (3)Скептики и сомневающиеся были всегда. (4)И ворчуны тоже. (5)Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно. (6) Поэтому читать перестанут совсем.

(7)«Одна из болезней нашего века – многочисленность книг...», – об этом говорил ещё в семнадцатом веке какой-то ученый муж из Англии. (8)И совсем «хоронит» книгу автор статьи «Конец книги», опубликованной в одном из русских журналов в конце девятнадцатого века. (9)Воодушевлённый изобретением фонографа, он писал, что теперь «писатели будут обращаться к актёрам и певцам, которые будут передавать их произведение фонографу». (10)Будущего читателя он представлял себе в таком виде: «(11)Спокойно развалясь на подушках дивана, в удобных позах, не утомляя глаз, люди будут слушать интересные произведения, передаваемые фонографом... (12)Не сомневаюсь, что книги наконец будут забыты всеми жителями земного шара и печать останется только для торговли и частных надобностей. (13)Так или иначе, а песня книги спета».

(14)Заметим, что во времена подобных оракулов мир не знал ещё ни кино, ни радиоприёмников, ни телевизоров, ни магнитофонов.

(15)Двадцатый век породил своих скептиков и предсказателей гибели книги. (16)Конечно, современники электронного века» имеют для таких высказываний ещё больше оснований. (17)Великие изобретения нашего врёмени не могли не сказаться на роли книги в общей системе получения информации. (18)Но и утратив своё некогда монопольное положение, она по-прежнему остаётся могучей силой, сердцем и душой современной системы коммуникаций, ибо, как пишет учёный и писатель А. Азимов, «никогда не будет придумано что-либо подобное книге – способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда – слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную». (19) Как вы думаете, вытеснит ли книгу компьютер?

(19)Пророчество скорой гибели книги вызывает много разговоров, но его несостоятельность очевидна. (20)Так же, как изобретение фотоаппарата не «устранило» собой художника, а массовый выпуск дисков не уменьшил массы желающих попасть на концерты музыкантов, так и кино, телевидение, радио не могут заменить собой книгу. (21)Мало того, они сами не могут обойтись без её помощи (экранизации, радиоинсценировки, встречи с писателями). (22)Неужели кто-то считает, что техника – враг книги, а не её союзница и помощница?

(По Р. Палю)

Роберт Васильевич Паль – русский писатель, поэт и переводчик.

Задание: прочитав текст, составьте сложный план.

Выделите в тексте тезисы.

А) предложение с вводным словом;
Б) предложение с деепричастным оборотом;
В) предложение с вводной конструкцией.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области