Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бурашевская средняя общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема урока: «Прощание с Азбукой»
Разработала:
учитель начальных классов
Фатькина В.В.
с.Бурашево 2020 г.
Цель: провести развлекательно-познавательное мероприятие.
Задачи: - обобщить знания учащихся, полученные при изучении азбуки;
- развитие умения грамотно, выразительно читать стихи, петь песни;
- воспитывать интерес к книге, к чтению;
- воспитывать в детях лучшие человеческие качества: доброту, уважение, умение дружить.
Ход урока:
Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Мы заканчиваем наше веселое путешествие по страницам от «А» до «Я», и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека. Как называется эта книга?
Дети. Азбука!
Учитель. Сейчас мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.
3. Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
4. Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Учитель. Первая учебная книга «Азбука» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя - Азбуки- нет. Давайте, ребята, позовем её.
Все. Азбука! Азбука! Мы ждем тебя!
Входит Азбука.
Азбука.
-Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я - Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Азбука: Я пришла к вам в гости, но не одна, 33 родных сестрицы, писаных красавицы в одном городе живут и повсюду славятся. Кто же пришёл со мной вместе?
Все дети: Буквы!
Дети. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.
Буква Ё есть в слове «ёж»,
Ты легко её найдешь!
Буква И.
И – игрушки,
И – игра.
Любит игры детвора!
Буква О.
О – похожа на колечко,
Словно шерстка на овечке.
Буква У.
Замычит буренка: «Му-у!»
Узнает букву У?
Буква Ы.
Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!
Буква Э.
Этот дом похож на ваш –
У него один этаж.
Буква Ю.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я.
Ты твердишь всё: «Я да я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
Дети. А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Буква Й.
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М.
Букву М узнал я рано,
Ведь оно есть в слове «мама».
Буква Н.
Н – веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!
Буква Р.
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква Х.
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц.
Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Щ.
Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!
Буква Б.
По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»
Узнаете букву Б?
Буква В.
Буква В есть в слове «вол»,
Я её легко нашел!
Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал наш бедный гость!
Буква Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Ж.
Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
Буква З.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква К.
Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!
Буква П.
П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква С.
С – свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!
Буква Т.
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква Ф.
Я в лесу нашла фиалку –
Только рвать фиалку жалко!
Буква Ш.
Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и «машина»,
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Учитель. Согласные, найдите свои пары!
Д. Б – П, В – Ф, Г – К, З – С, Д – Т, Ж – Ш.
Учитель. Молодцы! Но, обо всех ли буквах мы вспомнили? Никого не забыли?
Дети. Забыли о буквах, не обозначающих звуков: Ь и Ъ
Твердый знак
Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Мягкий знак
Я – мягкий знак.
Меня найдешь,
И в слове «льет»,
И в слове «дождь».
Азбука: А сейчас вас ждут задания. Я хочу проверить, чему вы научились.
Задание № 1.
Необходимо угадать букву по её описанию, правильно её назвать, и показать на веере букв. (после ответа детей Азбука показывает букву на алфавите)
1. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж- же)
2. В этой букве нет угла - до того она кругла.
До того она кругла - укатиться бы могла. (О-о)
3. С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф-эф)
4. На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. (З-зе)
5. Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква ... (М-эм)
А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы умеете отгадывать загадки.
Задание № 2. Отгадай загадку.
крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
реки, горы, океаны.
2. В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.
3.Если ты меня отточишь,
нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Это просто ………..!
4. Разноцветные сестрицы,
заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
нарисуют дом и дым.
5. В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Этот заяц белый …..
6. Разноцветный ящик мой
В ранец я кладу с собой.
Ящик этот очень мал.
Называется …...
7. Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамотно учиться.
8. Я люблю прямоту,
я сама прямая.
Сделать ровную черту
всем я помогаю.
9. Хоть не прачка я, друзья,
Стираю я старательно.
Если мне работу дашь –
Зря трудился карандаш.
Задание № 3. Игра «Буквы перепутались»
А теперь попробуйте в стихотворении, которое я прочту, отыскать буквы, которые стоят не на своём месте. Назовите буквы.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
И едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!» (Звери)
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу)
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке. (Маки)
Нарушая тишину,
Воют вилки на Луну. (Волки)
Пышка любит грызть зерно –
Очень вкусное оно! (Мышка)
Азбука: Спасибо ребята! Наш праздник подходит к концу. Настала пора расставаться.
Ученик. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» – учебник первый
На столах своих нашли.
Ученик. Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
По ним учились мы читать.
Ученик. Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!» (-говорят хором)
Ученик. Мы хотим сказать тебе спасибо!
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы до свидания!
Здравствуй! – новой книге говорим!
Азбука: Теперь вас будет знакомить со сказками, рассказами, стихами, мой младший брат учебник «Литературное чтение». (Азбука выводит Литературное чтение)
Литературное чтение: Я знаю ребята, что все вы аккуратные, и все же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук. (Рассказывая стихотворение, Литературное чтение показывает учебник)
Учитель: Давайте на прощание еще раз скажем спасибо Азбуке и споем ей песню, которая так и называется «Азбука».
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
Припев.
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев . 2 раза
Азбука: Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд,
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю – Удостоверения!
В том что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки. (Азбука проходит по классу и раздает удостоверения!)
Азбука: У меня для вас есть еще один подарок…А для того, чтобы узнать, что я хочу вам подарить, вам необходимо сложить из кубиков слово и прочитать его. Молодцы, ребята! Я дарю вам книги! (Азбука и Литературное чтение проходят по классу и раздают книги!)
Азбука: За вас я, ребята, абсолютно спокойна. Вы многому научились, немало узнали. Прощайте, ребята! Успехов вам в дальнейшей учебе! (Азбука и Литературное чтение машут рукой и уходят)
Учитель. Ребята, вот и подошел к концу наш праздник! Я еще раз поздравляю вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые родители! Скажем хором: «До свиданья, до счастливых новых встреч!». (Говорим все вместе)