ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПЕЙЗАЖ - НАСТРОЕНИЕ. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.
1. ФИО преподавателя: Бондаренко Раиса Леонидовна
2. Класс: 6 Предмет: ИЗО
Тема урока. Пейзаж-настроение. Природа и художник.
Тема урока, номер урока в теме | Пейзаж «Пейзаж-настроение.Природа и художник». Творческое задание: выполнить этюд с пейзажным мотивом, передав в нем свое настроение | ||
Тип урока | комбинированный | ||
Форма урока | Художественно-творческий практикум с игровыми дидактическими упражнениями | ||
Дидактическая цель урока | Формирование цветовосприятия и навыков самостоятельной работы в поиске колористического решения живописной композиции в технике акварели. | ||
Задачи урока: | |||
образовательные: | развивающие: | воспитательные: | |
по - сырому | |||
Метапредметные результаты | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | |
окружающего мира; | |||
Основные понятия темы | «Колорит», «Цветовая гамма», «Палитра художника» «Композиция пейзажа», «Живопись по-сырому», «Акварельные заливки», «Мазок» | ||
Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока) | ИКТ-технологии (на всех этапах), игровые технологии, художественно-творческие технологии: художественный практикум, творческая мастерская | ||
Межпредметные связи | Литература, музыка | ||
Организация пространства | Индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Ресурсы: оборудование, дидактическое обеспечение урока технические средства обучения | Оборудование: набор для дидактической игры «Цветовые цепочки» картины для колористического анализа Набор для живописи акварелью (акварель. кисточка, бумажныне салфетки, баночка с водой. акварельная бумага) Дидактическое обеспечение урока: Мультимедийная презентация, Аудизапись. Технические средства обучения: ПК ,мультимедийое оборудование. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Организационный этап | Организация местоположения каждого ученика Здравствуйте, ребята! По вашим блестящим глазам я поняла, что у вас хорошее настроение. | Занимают свои места | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап мотивации и актуализации знаний | Учитель предлагает найти содержание темы урока. -А что такое, настроение? Каким бывает настроение? Во все времена поэты, художники, композиторы стремились выразить в произведениях свое эмоциональное состояние, т.е. передать с помощью выразительных средств свое настроение или состояние природы. Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. (учитель раздает таблицы и предлагает ученикам объединиться в группы и заполнить таблицы) - Давайте послушаем стих-е А.С.Пушкина «Мороз и солнце…» -С помощью каких выразительных средств поэту удалось передать различное состояние природы и человека? - А сейчас мы с вами послушаем отрывки из музыкальных произведений, ваша задача понять, какое настроение стремились передать в своих произведениях композиторы и с помощью каких выразительных средств им это удалось? -Давайте рассмотрим репродукции картин представленных на доске? (В. Поленов «Первый снег», И.Грабарь «Февральская лазурь») -Что изображено на картинах?(слайд3) - С помощью каких выразительных средств художники сумели передать настроение на своих полотнах? -Давайте проверим результаты нашего исследования. (Проверка таблиц) Вставьте пропущенное слово в предложение: «Языком образов природы выражается состояние ______________ художника». – Души. «Расположение духа», состояние переживаний, жизнеощущения человека – назовите все это одним словом. – Настроение. -Ребята, кто догадался, какая же тема нашего урока? Правильно. Мы познакомимсяс пейзажем-настроением как откликом на переживания художника | Ответы учеников - Эмоциональное состояние человека. - радостным, солнечным, веселым, грустным, печальным и т.д. (ученики заполняют таблицу) - Описание, сравнение, метафора, восклицательные предложения Тональность, тембр, ритм - Композиция, цвет, мазок. Ученики формулируют содержание темы урока - (Пейзаж-настроение) | Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками; Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание; Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Постановка цели урока и учебной задачи | Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. -Какова цель нашего урока? - Как вы считаете, что вам предстоит узнать о пейзаже? | Ученики ставят перед собой цель, называют задачи урока. - Научится передавать в пейзаже свое настроение и состояние природы с помощью выразительных средств | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
Создание проблемной ситуации. | Чтобы понять какую роль цвет играет в искусстве живописи и что означают основные понятия урока КОЛОРИТ ПАЛИТРА ЦВЕТОВАЯ ГАММА ПАЛИТРУ ВЕСНЫ (слайд4) | Составить цветовую цепочку - ЦВЕТОВУЮ ГАММУ к предложенной картине, используя цветные квадратики Составляют цветовые цепочки, анализируют полученный результат, фиксируют проблему, приходят самостоятельно к выводу Разные месяцы имеют свою цветовую гамму | Познавательные УУД: формировать опыт цветовосприятия окружающего мира Регулятивные УУД: формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с восприятием цвета в жизни и в искусстве Коммуникативные УУД: формировать умение строить диалог с собеседниками, беседовать о колористических достоинствах произведениях живописи |
«Открытие» обучающимися нового знания | Учитель устанавливает осознанность восприятия. Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в VII веке появились пейзажи - картины, в которых природа стала их главным содержанием. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката - зыбкие и тонкие изменения в природе - приходят в искусство пейзажной живописи. В спорах о творчестве, новом художественном видении мира рождалось направление - импрессионизм. Это название возникло от французского слова «впечатление». (Слайд 5) Так называлась одна из картин Клода Моне, который первым стал писать картины на воздухе - на пленэре. Он создавал целые живописные циклы - серии картин, в которых один и тот вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток.(Слайд 6) Художники открыли, что когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом, а скорее мы видим некую красочную смесь, рождающуюся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании. (слайд7) На открытом воздухе мы не замечаем тех тонкостей светотени, которые стали уже привычными, при изображении предметов. Четкие контуры предметов исчезают. На солнце контрасты становятся резкими, а в сумерках предметы сливаются в общее цветовое пятно. У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени разводить краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления. Необычайное эмоциональное видение мира принес в живопись Винсент Ван Гог. (слайд8-10) С помощью ритмической организации цветовых мазков он , обостряя состояние природы, выражал напряжение собственных чувств., свое взволнованное вдохновение. Давайте рассмотрим внимательно картины.( Слайд11) Как меняется цвет в природе. | Просмотр учащимися презентации | Познавательные: Приобретение новых знаний; построение логической цепи рассуждений; осуществляют поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении; определяют характер цветовых отношений; знакомятся с художником-импрессионистом, особенностями его творчества; многообразием форм и красок окружающего мира. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение. Личностные: проявляют познавательную активность; осознают свои эмоции |
Первичное закрепление | Учитель устанавливает осознанность восприятия. -Какие краски использует художник для создания веселого, легкого настроения картины? -А для передачи грустного настроения картины? | Обучающие отвечают на вопросы. -Чистые краски, яркие теплые цвета, пастельные цвета. - Темные краски, холодные цвета и оттенки | Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Динамическая пауза | Выполнение движений вместе с учиелем | Личностные | |
Творческая практическая деятельность. | Учитель организует деятельность по применению новых знаний. (слайд 12) - Написать этюд с пейзажным мотивом передав в нем свое настроение. я предлагаю вам создать свой пейзаж-настроение, передать состояние природы: утром или вечером, в дождь или солнце, весной, летом или осенью…. Продумай и объясни какое цветовое состояние характерно для каждого из пейзажей: «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Закат». Важно! Создать колорит (цветовой строй, отвечающий замыслу) Не забыть о воздушной и линейной перспективе Продумать интересную композицию Характер живописных мазков: энергичные или текучие, мелкие или широкие, размашистые… Во время практической работы учитель делает целевые обходы. | Учащиеся выполняют творческое задание в технике «по-мокрому» | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
Проверка и анализ работ, подведение итогов | Выставка работ на доске. | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. Делают вывод, что каждый художник по-своему видит окружающий мир и по- своему передает настроение на своих полотнах. | |
Рефлексия деятельности | Учитель организует рефлексию. (слайд 13) Закончить фразу: -Теперь я знаю, что… -Для меня сегодня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… Желаю вам дальнейших открытий сегодня. Спасибо за работу на уроке! | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Методическая литература:
Основная
Дополнительная
Интернет-ресурсы