Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО

Обобщение опыта работы по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО

Директор ГКОУ «В(С)ОШ №13»

г. Оренбурга

Банникова И.П.

Функционально грамотный человек —

это человек, который способен использовать

все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,

умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач

в различных сферах

человеческой деятельности, общения

и социальных отношений

(А. А. Леонтьев)

Тенденции развития современного образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях. Международные мониторинговые исследования отражают данное направление в полном объеме (PISA, TIMSS, PIRLS). Российские школьники испытывают затруднения в практическом применении учебных знаний. Поэтому Правительством РФ приняты меры по обновлению системы образования:

Цели:

Понятие функциональной грамотности включает грамотную осведомленность, культуру и компетентность. Требования к результатам образования, закрепленные в ФГОС, интегрируют предметные и метапредметные знания и умения. Введено понятие универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Согласно Федеральному образовательному стандарту универсальные учебные действия транслируются как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (Глоссарий сайта standart.edu.ru).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

Выделяют следующие блоки УУД:

Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентации обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми в легитимном обществе этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные - обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности.

Познавательные - обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией.

Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие — развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие — формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество с другими людьми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Основная задача формирования УУД заключается в обеспечении смысла учебной деятельности для учащихся и развитие их учебной и познавательной мотивации. Смысл – отношение мотива и цели – возможность управления смыслообразованием в учебной деятельности.

Системно – деятельностный подход - метод обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Ключевой момент – организовать учебную ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (понятную, регламентированную, разнообразную). Именно в деятельности ученик обретает самые прочные знания и развивает свои УУД. Деятельность должна быть интересной и понятной ученику и тогда он придет к нужному результату. Разнообразив учебную деятельность, мы создадим условия для мотивации обучающихся к обучению, формированию их функциональной грамотности.

Образованность в аспекте функциональной грамотности:

Базовые навыки. Как учащиеся применяют базовые навыки для решения повседневных задач:

1. Навыки чтения и письма

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. ИКТ-грамотность

5. Финансовая грамотность

6. Культурная и гражданская грамотность.

Компетенции.Как учащиеся решают более сложные задачи.

Личностные качества. Как учащиеся справляются с изменениями окружающей среды:

7. Критическое мышление/решение задач

8. Креативность

9. Умение общаться

10. Умение работать в команде

11. Любознательность

12. Инициативность

13. Настойчивость

14. Способность адаптироваться

15. Лидерские качества

16. Социальная и культурная грамотность.

Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?

Учёт эффекта «ситуационности знаний» требует включения в учебный процесс заданий, сформулированных во внеучебном контексте, без указания (явного или неявного) на способ действий.

Функциональная грамотность - способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

Уровни функциональной грамотности:

- узнавание, воспроизводство и понимание;

- понимание и применение;

- решение проблем на основе анализа и синтеза информации в контексте предметного знания;

- решение проблем в контексте окружающей действительности;

- готовность действовать в условиях многозадачности, неопределенности в контексте окружающей действительности.

Функциональная грамотность выступает индикатором качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Работа по формированию функциональной грамотности в ГКОУ «В(С)ОШ №13» г. Оренбурга в аспекте реализации основной образовательной программы регулируется локальными актами:

Разработан план работы школы по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году.

В текущем учебном году ГКОУ «В(С)ОШ №13» г. Оренбургареализует 4 основных модуля:

Модуль 1

Формирование читательской грамотности.

Модуль 2

Формирование математической грамотности.

Модуль 3

Формирование естественнонаучной грамотности.

Модуль 4

Формирование финансовой грамотности.

Основные виды деятельности обучающихся:

Современно мыслящий педагог, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, понимает и принимает ценность знания-действия.

Поэтому в его стратегии преподавания акцент делается не на объяснение ученикам теоретического знания, а на рост и продуктивное расширение их познавательных интересов и (на этой базе) систематизацию индивидуально значимого знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, то есть практического применения знания. В современном образовании главным становится не заучивание и повторение заданного учителем алгоритма усвоения информации, а осмысление самим обучающимся потребности приобрести ту или иную информацию, тот или иной способ деятельности, а также ориентация в том, где, когда и как он может применить это новое знание.

В идеале учебно-познавательная деятельность ученика должна представлять собой самостоятельный поиск необходимых ему теоретических знаний и общих способов действий. Это не означает одиночества в учебной работе, но означает умение инициативно разворачивать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Читательская грамотность формирует способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность обеспечивает практикориентрированное преломление курса математики, развивает умение решать жизненные задачи с помощью математических инструментов.

Естественно-научная грамотность позволяет оценить роль и место человека в природе, отношение человека к своему организму и своему здоровью, сформировать систему отношений с окружающей средой.

Финансовая грамотность – ключевая компетенция современного человека – участника межличностных и деловых коммуникаций.

Образовательное пространство ГКОУ «В(С)ОШ №13» г. Оренбурга позволяет реализовать заявленные модули. Педагогический коллектив обладает необходимым методическим арсеналом, активен в развитии своих профессиональных возможностей. Сформированы творческие группы по направлениям работы модулей. Деятельность в группах регулируют опытные наставники – модераторы.

Основной упор делается на обобщение и систематизацию имеющегося опыта работы, индивидуальное профессиональное развитие и повышение квалификации педагогов.

Модуль 1

Формирование читательской грамотности.

Проблема развития читательской грамотности актуальна условиям нашей школы. Не смотря на возраст, значительное количество осужденных не обладают навыками грамотного чтения: читают медленно, не соблюдая знаков препинания, затрудняются осмысливать содержание прочитанного. С целью развития читательской компетентности в школе разработана междисциплинарная программа «Стратеги смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Учащиеся совершенствуют технику чтения и приобретают устойчивый навык осмысленного чтения, получают возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Овладевают различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Программа носит междисциплинарный характер и реализуется как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

В рамках методической недели акцент сделан на развитие навыков самостоятельной работы: разработана памятка ученику по развитию читательской грамотности, проведены обучающие беседы и консультации с обучающимися. С целью подготовки к ГИА обновлены тематические памятки и опорные конспекты по работе с текстом и определению проблемы текста.

Для повышения эффективности использования видеоматериалов создан каталог фильмов по литературе для 10-11 классов, разработана памятка учителю для методически грамотного использования данного вида ресурсов. Видео способствует развитию образного мышления, мотивирует учащихся к чтению. Ярким примером стала проведенная декада, посвященная 200-летию Ф.М. Достоевского: все учителя отметили сознательное отношение учеников к участию в мероприятиях, их активность и любознательность. Педагогически целесообразное использование видеоресурсов обеспечило успешность тематических бесед, органичность размышлений в ходе диспутов. Опрос участников подтвердил правильность выбранных методов работы: учащиеся выразили желание продолжить знакомство с автором, самостоятельно читать его произведения.

Модуль 2

Формирование математической грамотности.

Математика является обязательным предметом для ГИА. Поэтому реализация учебной программы выстраивается с учетом обеспечения подготовки к экзамену.

Предмет вызывает затруднения у большинства обучающихся. Этому способствует как значительный перерыв в обучении, так и низкий познавательный интерес к математическим дисциплинам. Перед учителем стоит важная задача – изменить отношение к изучаемому предмету, показать его практическую значимость в жизни человека. С этой целью проводятся тематические беседы, мотивирующие конкурсы и др. Особое внимание уделяется истории математики, роли известных людей в ее развитии.

В помощь ученику разработаны дидактические материалы: памятки с основными формулами, обучающие графики и рисунки, таблицы.

В 2021-2022 году в учебный план введен курс внеурочной деятельности «Математика в жизни человека». Его содержание направлено на мотивацию интереса к предмету в аспекте применения математических знаний и навыков в жизни, в быту, в хозяйстве. В рамках методической недели сформирован тематический комплект познавательных заданий, разработана памятка ученику для решения и оформления задач по математике.

Целенаправленная работа в урочной и внеурочной деятельности, в формате консультаций, в рамках предметной декады способствует популяризации математики, повышению познавательной активности, и, как следствие, повышению математической грамотности учащихся. Наблюдение в течение учебного периода подтверждает положительную динамику в части освоения изучаемого материала, овладения предметными и общеучебными компетенциями.

Модуль 3

Формирование естественнонаучной грамотности.

Естественнонаучная грамотность учащихся формируется посредством изучения химии, физики, астрономии. Учебный план отводит на эти предметы в сумме 5 часов классно-урочного времени. Отличительной чертой данного направления является естественная связь теоретических знаний с реальной жизнью. Изучаемые процессы помогают понять систему природы на нашей планете, закономерности ее развития. Важной задачей учителя является организация учебной деятельности на понятном ученику уровне, использование практикоориентированных заданий, учебных ситуаций. Метод учебных ситуаций наиболее эффективен для мотивации учащихся к изучению естественных предметов.

В рамках методической недели разработаны памятки ученику для решения задач по химии и физике. Сформирован комплект практикоориентированных заданий.

Модуль 4

Формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – современное направление в развитии общих компетенций человека. Его актуальность подтверждается высокой степенью вовлеченности в финансовую деятельность. Сегодня человек имеет возможность формировать свой бюджет разными способами: работать по найму, реализовывать собственные бизнес-проекты, инвестировать и т.д. Возросла роль банковской сферы. Обратной стороной «медали» является небывалая активность мошеннической деятельности. Поэтому финансовая грамотность необходима для успешной и безопасной жизнедеятельности.

В рамках учебного плана ГКОУ «В(С)ОШ №13» г. Оренбурга финансовая грамотность наиболее эффективно реализуется через изучение обществознания и тематическую внеурочную деятельность. На уроках учащиеся принимают участие в тематических учебных ситуациях, беседах, ролевых и деловых играх. Продуктивно реализуется проектная деятельность – обучающиеся разрабатывают собственные бизнес-планы и проекты.

В 2021-2022 учебном году разработан курс внеурочной деятельности «Простая экономика», где учащиеся в доступной форме осваивают базовые понятия экономики.

Для педагогического коллектива школы финансовая грамотность также является востребованным направлением развития. Для решения текущих вопросов в данном направлении практикуются встречи со специалистами банковской сферы, предлагаются для ознакомления видеоматериалы, подготовленные для предотвращения финансового мошенничества.

Таким образом, развитие функциональной грамотности – важное направление в работе школы, равноценное как для ученика, так и для учителя.

Тематический план работы на 2021-2022 учебный год включает ряд мероприятий, способствующих развитию функциональных компетенций. В течение периода активно совершенствуется профессиональная составляющая педагогов, их вовлеченность в реализацию проблемы. Учителя разрабатывают и систематизируют дидактические и методические материалы, обмениваются успешным опытом. Особое внимание уделяется освоению функциональных контрольно-измерительных материалов. Для мониторинга используются как доступные в открытой образовательной среде материалы, так и собственные разработки. Оценка уровня функциональной грамотности осуществляется в рамках урочной деятельности – как оценка базовых компетенций по предмету, а также оценка метапредметных результатов урочной и внеурочной деятельности.

Организация образовательного процесса в школе обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности учащихся при условии положительной динамики их познавательной мотивации. Поэтому педагогическим коллективом должны приниматься деятельные меры для популяризации общего образования, обеспечения доступности образования в каждом индивидуальном случае. Администрации и школьным методическим объединениям нужно обеспечить в постоянном режиме повышение квалификации учителей, обмен успешным педагогическим опытом, формирование банка дидактических и методических материалов.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области