ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Учитель: Мельник Т.П. Тема урока:Показательные уравнения Тип урока:Урок «открытия» нового знания Образовательные цели: Развивающие цели:развивать у учащихся внимание, умение анализировать, сравнивать, способность видеть переход от теоретического материала к его практическому применению. Воспитательные цели: воспитывать интерес к предмету; показать использование знаний математики в жизни и практике. Задачи урока: (гдеа > 0,а1) на равносильное уравнениеf(x) = g(x). Методы обучения:деятельностный, проблемный, поисковый, наглядный. Форма организации учебной деятельности:фронтальная, групповая, индивидуальная. Планируемые достижения: Регулятивные:ученик научится планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: общеучебные– ученик научится самостоятельно выделять познавательную цель, искать и выделять информацию, моделировать задачи, составлять алгоритм решения показательного уравнения; логические– анализировать объект с целью выделения существенных признаков, самостоятельно создавать способы решения проблемы, использовать алгоритм порядка учебных действий в решении задач, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать. Коммуникативные действия:ученик научится участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать собственное мнение и аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины, оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы, сотрудничать в работе с одноклассниками. Личностные:учащийся осознает практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока, проявляет интерес к изучаемому материалу, оценивает содержание усваиваемого, применяет приобретенные навыки в практической деятельности, умеет соотносить собственный ответ с предложенным вариантом, оценивает свои знания. Ожидаемый результат: после завершения работы учащиеся смогут: Оборудование:компьютер, слайдовая презентация, таблицы «Степени натуральных чисел», «Свойства корней», «Свойства степеней», «Свойства показательной функции», справочный материал, карточки для индивидуальной работы. Структура урока: Организационный момент (2 минуты) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (7 минут) Постановка учебной задачи (5 минут) «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (12 минут) Первичное закрепление (5 минут) Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (10 минут) Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока (4 минуты). Ход урока. Оргмомент: Приготовить рабочие принадлежности к уроку, справочный материал. Актуализация полученных знаний. Устная разминка: Повторить определение степени с рациональным показателем, закрепить навык вычисления степени с рациональным показателем. Слайд 1. 23, 2-3, 20, 41, 41/2, 4-1, (1/3)2, 93/2, (1/3)-2, (7,1)0, 51/3, 4-1/2 Повторяя ранее изученный материал, подготовить учащихся к восприятию новой темы, выяснить уровень подготовленности учащихся (работа ведется методом фронтального опроса с использованием справочного материала и комментирования ответов). По количеству верных и неверных ответов выясняется: вычисление степени с каким рациональным показателем вызывает затруднение. - с дробным am/n. Необходимо провести решение нескольких подобных примеров письменно на доске и в тетрадях 273/2, 16-1/2, 81/3. В ходе устной разминки каждый ответ, вопрос или исправление ответа комментируется учителем или учениками и оценивается каким-то количеством баллов. В результате баллы суммируются и получается оценка. – На прошлом уроке мы с вами изучали показательную функцию, ее свойства и график. А встречаются ли показательные функции как математические модели реальных ситуаций? Безусловно, и очень часто. С показательными функциями связаны многие экономические, биологические, физические законы, относящиеся, например, к изменению температуры тела, к изменению величины вклада в банковской структуре и т.д. При решении алгебраических задач, довольно часто приходится отыскивать показатель степени, в которую нужно возвести число, чтобы получить результат. Не всегда это возможно сделать устно, поэтому необходимо знать методы решенияпоказательных уравнений, т.е. уравнений,неизвестные которых представляют собой показатели степеней. С простейшими показательными уравнениями вы познакомились при изучении предыдущей темы. Зная, что показательная функция y = ax – монотонна и E (f) = (0; +), получаем, что простейшее показательное уравнение ax = b имеет единственный корень при b > 0. Поэтому простейшие уравнения надо сводить к виду ax = b. Вспомним, как решаются простейшие уравнения такого вида графическим способом. Слайд 2. Пример. Решить уравнения: а) 2х = 1; б) 2х = 4 Решение. а) 1) Построим в одной системе координат графики функций у = 2х и у = 1; 2) Графики имеют общую точку (0;1), значит, уравнение 2х = 1 имеет единственный корень х = 0. б) 1) Построим в одной системе координат графики функций у = 2х и у = 4; 2) Графики имеют общую точку (2;4), значит, уравнение 2х = 4 имеет единственный корень х = 2. – Обращаю ваше внимание, что в основе графического способа лежит использование свойства монотонности. Не забываем проверить полученные графическим способом корни подстановкой в исходное уравнение. Графический способ можно применить не всегда, поэтому рассмотрим более универсальные основные аналитические способы решения показательных уравнений. С некоторыми из них мы и познакомимся на сегодняшнем уроке. Изучение нового материала. Изложение нового материала ведется письменно на доске и параллельно в ученических тетрадях, используется форма диалога учитель – ученик. Сформулировать с учащимся тему урока. Показать необходимость изучения этой темы, ее значение в курсе математики. Составить с учащимися план урока. Предлагаю учащимся на основании уже имеющихся знаний по теме, сформулировать определение показательного уравнения. Слайд 3. Определение. Показательными уравнениями называют уравнения вида af(x) = ag(x), где а – положительное число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду. Слайд 4. Примеры показательных уравнений: 5х+2 = 25 3х·2х = 6х+3 4х + 2х+1 - 24 = 0 – Обратите внимание! В основаниях степеней (внизу) -только числа. Впоказателяхстепеней (вверху) - самые разнообразные выражения, содержащие переменную икс. Если, вдруг, в уравнении переменная икс будет находиться где-нибудь, кроме показателя, например,5х = 6 – 2х2 + х3, то это будет уже уравнение смешанного типа. Такие уравнения не имеют чётких правил решения. Мы их пока рассматривать не будем. Мы будем разбираться с решением показательных уравнений в чистом виде. Для начала решим что-нибудь совсем элементарное. Например: 3х = 9 Даже безо всяких теорий, по простому подбору ясно, что х = 2. Больше никак, верно!? Никакое другое значение икса не подходит. А теперь посмотрим на запись решения этого показательного уравнения: 3х = 32 х = 2 Что мы сделали? Мы просто «откинули» одинаковые основания (тройки). И, что радует, попали в точку! Действительно, если в показательном уравнении слева и справа стоятодинаковыечисла, в каких угодно степенях, эти числа можно убрать и приравнять показатели степеней. Математика позволяет. Остаётся объяснить, почему можно так поступать. Слайд 5. «Графики показательной функции» Как известно, показательная функция y = ax – возрастает при а > 1 и убывает при 0 < а < 1 и E(f)= (0; +). Следовательно,каждое свое значение показательная функция принимает в единственной точке, поэтому равенствоam = an выполняются тогда и только тогда, когдаm = n. Следовательно, при решении показательных уравнений можно воспользоваться утверждением a f(x) = a g(x) f(x) = g(x),гдеа > 0, а1. При этом уравнения видаa f(x) = a g(x)будем называть простейшими показательными уравнениями, а другие показательные уравнения тем или иным способом сводить к простейшим уравнениям. Однако, запомним: «убирать» основания можно только тогда, когда слева и справа числа - основания находятся в «гордом одиночестве»! Безо всяких «соседей» и коэффициентов. В уравнениях 2х+ 2х+1= 23или 2·2х= 24двойки убирать нельзя! Ну вот, самое главное мы и освоили. Как переходить от таких показательных выражений к более простым уравнениям? Теперь вы знаете, куда надо стремиться при решении «непростых» примеров. Надо приводить их к виду, когда слева и справа стоит одно и то же число - основание. Дальше всё будет легче. Это и есть классика математики. Берём исходный пример и преобразовываем его к нужномунамвиду. По правилам математики, разумеется. Рассмотрим примеры, которые требуют некоторых дополнительных усилий для приведения их к простейшим. Назовём их простыми показательными уравнениями. При решении показательных уравнений, главные правила -действия со степенями.Без знаний этих действий ничего не получится. К действиям со степенями надо добавить личные наблюдательность и смекалку. Нам требуются одинаковые числа – основания. Вот и ищем их в примере в явном или зашифрованном виде. Посмотрим, как это делается на практике. Пусть нам дан пример: 24х – 8х+2 = 0 Первый внимательный взгляд - наоснования.Они разные! Два и восемь. Самое время вспомнить, что 8 = 23.Вполне можно записать: 8х+2 = (23)х+2 Вспомним формулу из действий со степенями (справочный материал с таблицами имеется у каждого ученика): (аn)m = anm, то вообще отлично получается: 8х+2 = (23)х+2 = 23(х+2) Исходный пример стал выглядеть вот так: 24х – 23(х+2) = 0 Переносим23(х+2) вправо, получаем: 24х = 23(х+2) Вот, практически, и всё. Убираем основания: 4х = 3(х+2) Решаем это уравнение и получаем х = 6 Это правильный ответ. В этом примере нас выручило знание степеней двойки. Мы «опознали» в восьмёрке зашифрованную двойку. Этот приём (шифровка общих оснований под разными числами) - очень популярный приём в показательных уравнениях! Надо уметь узнавать в числах степени других чисел. Это крайне важно для решения показательных уравнений. Дело в том, что возвести любое число в любую степень - не проблема. Например, возвести 3 в пятую степень сможет каждый. Но в показательных уравнениях гораздо чаще надо не возводить в степень, а наоборот... Узнавать, какое число в какой степени скрывается за числом 243, или, скажем, 343... Здесь вам никакой калькулятор не поможет. Степени некоторых чисел надо знать в лицо. Потренируемся? Слайд 6. Определить, какими степенями, и каких чисел являются числа: 2; 8; 16; 27; 32; 64; 81; 100; 125; 128; 216; 243; 256; 343; 512; 625; 729, 1024. При решении показательных уравнений очень часто помогаетвынесение общего множителя за скобки. Рассмотрим пример: 32х+1 + 5·9х = 72 И вновь, первый взгляд - на основания! Основания у степеней разные... Тройка и девятка. А нам хочется, чтобы были - одинаковые. Что ж, в этом случае желание вполне исполнимое, потому, что: 9х = (32)х = 32х По тем же правилам действий со степенями: 32х+1 = 32х·31 Можно записать: 32х·31 + 5·32х = 72 Мы привели пример к одинаковым основаниям. И что дальше!? Тройки-то нельзя выкидывать... Тупик? Вовсе нет. Запоминаем самое универсальное и мощное правило решениявсехматематических заданий: Не знаешь, что нужно - делай, что можно! Что в этом показательном уравненииможносделать? В левой части просится вынесение за скобки! Общий множитель 32хявно намекает на это. Попробуем, а дальше видно будет: 32х(31 + 5) = 72 Что ещёможносделать? Посчитать выражение в скобках: 31 + 5 = 8 Пример становится всё лучше! 8·32х = 72 Вспоминаем, что для «ликвидации» оснований нам необходима «чистая» степень, безо всяких коэффициентов. Нам мешает число 8. Вот и делим обе части уравнения на 8, получаем: 32х = 9 32х = 32 2х = 2 х = 1Это окончательный ответ. Практические советы (формулируем вместе с учащимися): 1. Первым делом смотрим наоснованиястепеней. Соображаем, нельзя ли их сделатьодинаковыми.Пробуем это сделать, активно используя действия со степенями. Не забываем, что «числа без иксов» тоже можно превращать в степени! 2. Пробуем привести показательное уравнение к виду, когда слева и справа стоятодинаковыечисла в каких угодно степенях. Используем действия со степенями и разложение на множители. 3. Для успешного решения показательных уравнений надо степени некоторых чисел знать "в лицо". – Как обычно, вам предлагается немного порешать. Самостоятельно. От простого - к сложному. Решить показательные уравнения (Решить самостоятельно с последующим разбором у доски): Последующая запись решения на доске нужна для сомневающихся учащихся, чтобы проверить себя. Нужно еще раз оговорить переход от одного этапа решения к другому. Если с последним заданием справились почти все ученики, значит, уровень внимания учащихся на уроке высокий, но в ходе решения учитель помогает, если видит затруднение у кого-либо из учащихся. – Последний вопрос на соображение. На этом уроке мы работали с показательными уравнениями. Почему я здесь ни слова не сказала про ОДЗ? В уравнениях это очень важная штука, между прочим... У показательной функции область определения - любые числа, значит, ограничений на х нет. Подвести итоги и выделить основные методы решения показательных уравнений. Функционально – графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций и свойства монотонности. Слайд 7. Слайд 7 Функционально - графический метод Левую и правую части уравнения представить в виде функций. Построить графики обеих функций в одной системе координат. Найти точки пересечения графиков, если они есть. Указать абсциссы точек пересечения, это корни уравнения. Записать ответ. Метод уравнивания показателей. Он основан на теореме о том, что уравнениеa f(x) = a g(x) равносильно уравнениюf(x) = g(x),гдеа– положительное число, отличное от 1. Мы применяли этот метод в примерах 1 и 2. Слайд 8. Слайд 8. Метод уравнивания показателей Уединить слагаемое, содержащее переменную. Привести степени к одному основанию. Приравнять показатели степеней. Решить полученное уравнение. Записать ответ. Метод вынесения общего множителя за скобку. Мы применили этот метод в примере 3. Слайд 9 Вынесение общего множителя за скобки За скобки выносят член с наименьшим показателем степени. Чтобы найти многочлен, заключенный в скобки, надо каждый член многочлена, стоящего в левой части уравнения, разделить на вынесенный множитель. Деление осуществлять по правилу: аm : an = am-n. Закрепление изученного материала: Разноуровневые задания по карточкам. Учащиеся выполняют работу на отдельных листочках и сдают их на проверку. Допускается по необходимости совместное выполнение одного задания двумя учащимися и направляющая консультация учителя некоторым ученикам. Цель самостоятельной работы не только в контроле за степенью усвоения учащимися нового учебного материала, но и в развитии самостоятельности мышления и повышения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому учителем новому материалу. Проверочная работа. 1 уровень Вариант 1 Решите уравнение. 1) 6x = 216;2) 23x – 5 = 16; 3) 5x – 1 + 5x = 150. Вариант 2 Решите уравнение. 1) 8x = 512;2) 32x + 7 = 243;3) 6x – 2 – 6x – 1 = –180. Вариант 3 Решите уравнение. 1) (0,7)x = 0,343; 2) 43 – x = 64;3) 22x – 3 + 22x + 1 = 136 Вариант 4 Решите уравнение. 1) (0,4)x = 0,0256;2) 54 – 3x = 125; 3) 7∙5х - 2 – 5х = –90 Вариант 5 Решите уравнение. 1) 10x = 0,1-3;2) 0,23x – 5 = 25;3) 7x + 2 – 14∙7x = 5 2 уровень Вариант 6 Решите уравнение. 1) 53х-1 = 0,2;2) 62x – 8 = 216х;3) 10∙5x – 1 + 5x+1 = 7 Вариант 7 Решите уравнение. 1) 25-х= 1/5 2) (2/5)4х + 1= (5/2)3х - 43) 3х + 2 + 4∙3х + 1 = 21 Вариант 8 Решите уравнение. 1) 6х-4=<Object: word/embeddings/oleObject1.bin> 2) 0,44 - 5х= 0,16∙ 3) 7∙5х– 5х+1= 10 Вариант 9 Решите уравнение. 1) 75х+3= 1 2) (2/3)х∙(9/8)х= 27/64 3) 6х+1+ 35∙6х-1= 71 Вариант 10 Решите уравнение. 1) 2х∙5х=0,1∙(10х-1)3 2) 5<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>- 2х - 1 = 25 3) 33x – 1 – 33x + 2 = –234 Подведение итогов урока. применяли? 2х+4 – 2х = 120, 3х = 7 + х, 16∙2х-5 = 32. |