Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Использование ИКТ на уроках музыки"

Цель • Научиться подбирать ЦОР, применять систему специализированных цифровых инструментов, дополняющих друг друга • Научиться подбирать цифровые инструменты для организации взаимодействия между обучающимися проводить системную работу по адаптации методики преподавания с учетом замеров эффективности применяемых цифровых технологий по отношению к образовательному результату Задачи • Научиться оценивать ЦОР с точки зрения эффективности • Изучить, освоить умения и навыки подбора цифровых инструментов для организации взаимодействия с/между обучающимися • Применять навык использования цифровых инструментов аудио- и визуального отражения информации • Разработать дидактический материал для уроков музыки с использованием информационно-коммуникативных технологий. • Определить и применять целесообразные формы использования ИКТ на своих уроках • Апробировать полученные данные и подготовленный дидактический материал на практике, провести открытые уроки с применением ИКТ. • Применяя ИКТ на уроках музыки, изменить роль ученика на уроке, его мотивацию, способствовать развитию творческих способностей детей и интереса к музыкальному искусству. • Проанализировать эффективность применения на уроках музыки с ИКТ, выявить основные проблемы и трудности • Следовать правилам безопасного поведения в сети.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Реферат

«Использование ИКТ на уроках музыки»

педагога МАОУ «Гимназия № 33 г. Улан-Удэ»

Башеевой Любовь Ивановны

Введение

Решение актуальной проблемы - использование ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать как проявление устойчивой мотивации к урокам музыки, активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Применение цифровых технологий делает урок интересным, эмоционально насыщенным, ярким.

Сегодня в организации образовательного процесса невозможно не учитывать информационно-коммуникационные технологии. Компьютерные технологии в текущем моменте – это педагогический инструмент, помогающий выстраивать структуру и динамику познавательной активности учащихся. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Для повышения уровня цифровой грамотности, современному педагогу необходимо самостоятельно развивать знания и навыки использования современной компьютерной техники и программного обеспечения, инновационных устройств (гаджетов и приложений), менять и развивать установки в отношении пользы современных технологических устройств, а также в области верификации информации из открытых Интернет-ресурсов и СМИ.

Цель

Задачи

Соответственно поставленным целям и задачам, объектом исследования данной работы становится урок музыки, как основной формы организации музыкального образования в школе. В основе этой деятельности лежит процесс восприятия музыки через слушание, исполнение музыки (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, творчество (сочинение и импровизация). Вследствие чего он обладает выраженным своеобразием – художественным, эмоциональным, творческим.

Стремление к достижению главной цели музыкального обучения и воспитания – приобщению к мировой музыкальной культуре, потребности творческого выражения в разных видах музыкальной деятельности, создает условия для применения большого количества приемов, методов, технологий. Предметом исследования в данной работе, как залогом эффективности уроков музыки, является – использование информационно-коммуникационных технологий.

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Современное образование ставит сегодня новые цели и задачи. Не отказываясь окончательно от концепции «усвоения знаний» мы сосредотачиваемся на формировании «компетентности». Новые вызовы, которые ставят перед образованием запросы рынка и современное информационное общество, требуют освоение учащимися современных технологий, практическую направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать её и делать выводы – компетенции, которые стали жизненно необходимыми.

Сегодня от школьников требуется и знание наук, преподаваемых в школе, и умение ориентироваться и адаптироваться в быстроменяющемся мире, способность оперативно находить нужную информацию, обрабатывать и систематизировать, творчески её осмысливать и интерпретировать. Широкий горизонт кругозора учащихся, высокий культурный уровень их образования, развитые языковые и коммуникативные навыки и умения – это требования современности. Поэтому востребована необходимость внедрения и использования современных информационных технологий, направленных на реализацию принципов личностно-ориентированного обучения.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, и особенно на обучение. ИКТ в образовательном процессе – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся. ИКТ можно использовать как при проведении многоцелевых уроков (с точки зрения типологии), так и в ходе комбинированных занятий. Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника и другие программные технические средства, которые могут быть различного назначения.

При разработке уроков с компьютерной поддержкой важным является знание функциональных возможностей и условий применения каждого из вышесказанных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают свое влияние на учебный процесс. Эффективность использования информационных технологий зависит от четкости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В этом смысле важно разделить ИКТ по категориям для последующего обоснованного и грамотного применения этого ресурса на уроке.

Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности. Одним из условий успешного обучения на уроках аудио- и видеоматериалов, применение современных технических средств обучения (компьютера, видеомагнитофона, музыкального центра и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Введение в обучение цифрового инструментария позволяет превратить подростков в творцов музыки, аранжировщиков, звукорежиссеров.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

Классификация средств ИКТ по области методического назначения

Информационно-коммуникационные технологии входят в практику обучения детей музыке, и учитель должен знать о тех преимуществах, которые несет использование компьютера в музыкально-образовательном процессе. Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ во все уроки музыки. ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников.

Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасцинации (принцип привлекательности).

Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать свое мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.д.

Современным этапом аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплексов «Музыка» которые могут быть выполнены в формате мультемидийных проектов.

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

Синтезированный зрительный ряд – это портреты композиторов, исполнителей, и исполнительных коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки; нотная графика; фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей; документальные и художественные фотографии.

Дикторский текст - комментирующий различные явления музыкальной культуры. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная, (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функции контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

Сейчас компьютер, аудио и видеозапись стали составной и очень важной частью нашей жизни. Мы не представляем без этой составляющей свой досуг. Мы не задаёмся вопросом, где слушать хорошую музыку, с помощью чего формировать свой художественный вкус и как углублять свои знания музыкальной литературы. У нас всегда под рукой музыкальная фонотека,которую мы с интересом, не затрудняясь создаем сами с немыслимыми возможностями интернета. Я и мои ученики демонстрируем на уроках презентации, разработанные нами самостоятельно по изучаемым темам, где используются CD, DVD, MP3 – диски с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов, и рок-опер. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям и городам, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкальных инструментов и музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с различными стилями и направлениями в музыке.

Все это помогает реализовывать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. С помощью интернета любой учитель музыки может пополнять свою фонотеку, узнать об интересной программе, быть в курсе музыкальной жизни и России, и всего мира.

Использование ИКТ на уроках музыки может быть в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией в программе Power Point, PhStori, Photoshop Movie Maker Nero и т.д. Цель использования таких форм – создать комфортные условия обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой. Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить иллюстративный материал к уроку, творческие работы учащихся.

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе позволяют ученикам:

- изучать материал с точки зрения его необходимости и достаточности для обеспечения формирования ключевых и предметных компетентностей;

- ускорить поиск необходимой информации;

- иметь возможность свободного доступа к информации, содержательному компоненту той или иной образовательной области, знаниям, накопленным мировым сообществом;

- пребывать в комфортной эмоциональной среде во время повторения, усвоения нового материала;

- стимулировать мотивацию обучения, создавать «интеллектуальную ауру» за счет наглядности, демонстративности преподносимого материала, представления изучаемого в виде графиков, схем, анимации;

- стимулировать самообразование, самоанализ;

- работать в режиме решения проблемных вопросов, оперативно восполнять пробелы в знаниях;

- работать активно, творчески по интересующим вопросам, темам, проблемам профильного обучения;

- эффективнее работать над выполнением домашнего задания;

- восполнить материал, пропущенный во время болезни.

Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя:

- систематичность применения ИКТ;

- компетентность учителя в компьютерных технологиях;

- интерес и инициатива самого учителя;

- творчество;

- современные технические средства;

Программное методическое обеспечение

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия.

В своей работе использую УМК «Музыка» для 1 – 7 классов, авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Программа составлена в соответствии с основными положениями музыкально – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Современный урок требует нового подхода к процессу обучения и воспитания. Из пассивного слушателя ученик становится активным участником, творцом. В этом случае ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности.

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для развития всесторонне развитой личности, поэтому возникает проблема увеличения интенсивности урока. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является использование аудио - и видеоматериалов.

Одной из важнейших составляющих является мотивация ученика. Использование информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к уроку.

Все выше перечисленное позволило мне включить ИКТ в уроки музыки.

В своей работе использую:

1. Фонохрестоматии к программе «Музыка» для 1–7 классов, авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

2. Для того чтобы показать или прослушать какой-нибудь фрагмент записи аудио, видео я использую программы для редактирования  Проигрыватели с эффектом визуализации AIMP, проигрыватель Windows Media с целью определения мелодической линии (плавная, отрывистая, смешанная), темпа, динамики звучания музыкального произведения.

Музыкальные обучающие энциклопедии такие как «Развиваем музыкальные способности», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Шедевры мировой музыки», «Энциклопедия музыкальных инструментов», «Знакомство с театром», «Народные инструменты», «Симфонический оркестр», «Искусство России для детей».

Развивающие игровые программы такие как «Щелкунчик», «Я музыкант!» – сочетают в себе увлекательную интерактивную игру, загадки, викторины, музыкальную энциклопедию и сказочные приключения.

3. Программа Power Point дает возможность использования на уроке картины известных художников, изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов. Презентация используется на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

4. В качестве проверки знаний размещаю тесты, творческие проекты в электронный журнал и как обратную связь (для творческих проектов) использую «гугл класс».

5. Вокальные навыки стараемся развивать под «живую музыку», это очень важно. Дети прислушиваются к музыкальному сопровождению, стараясь точно воспроизводить мелодию, чувствовать музыку, следовать за ней. Далее, можно использовать фонограмму, как цифровой ресурс.

6.  Движение под музыку является важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро – ритмического чувства, развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Боди перкуссия позволяет активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, сосредоточенность создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.

7. Программы для создания слайд-шоу на основе рисунков учащихся по теме урока с наложением музыки. Например, 4 класс, раздел «В концертном зале», тема урока «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского. На уроке дети знакомятся с понятием сюита, с историей создания сюиты «Картинки с выставки», куда входит пьеса «Старый замок», после прослушивания этой пьесы дети высказываются о том, какое впечатление произвела на них музыка, что они представляли, когда слушали её, одним словом делают анализ музыкального произведения. Дома дети должны нарисовать рисунок, который соответствовал бы характеру и настроению пьесы «Старый замок». Далее я работы сканирую, сохраняю в формате JPEG, в программе Киностудия Windows Live создаю слайд-шоу, а потом дети смотрят его на уроках, определяя свои работы. А можно просто включить музыку и листать работы в программе просмотра изображений. Данный прием не всегда работает, потому что не всегда дети выполняют такого типа домашнее задание.

8. Текстовый редактор Word для создания текстов песен, тестов, групповых заданий и пр.

Положительные стороны использования ИКТ на уроках музыки:

- наглядный материал к музыкальным произведениям всегда можно найти в интернете, он красивый и крупный, можно детально видеть элементы демонстрируемой картины;

- музыкальные произведения удобно находить и включать именно с того места, которое необходимо обсудить;

- интересно и удобно создавать презентации к урокам самой, так как в презентацию я вставляю именно тот материал, который мне нужен для данного урока. Хотя, презентациями других учителей я так же пользуюсь;

- чтобы презентация была не только наглядностью, я даю детям возможность записать необходимый материал в тетрадь (понятия, ФИО автора и название произведения);

- интерактивный момент в презентации дает возможность проверить знания детей (тестирование) или ещё раз, с целью закрепления, прослушать музыку;

- ребята с большим удовольствием делают сообщения на предлагаемые вопросы с помощью интернета, тем самым развивают и закрепляют навык поиска, обработки и сохранения информации.

Отрицательные стороны данной технологии

Современных детей презентациями программы Power Point уже не удивишь, пришло время создавать мини фильмы в видеоредакторе, например, Movavi с использованием аудиоредактора Samplitude. Времени на освоение программ в течение образовательного процесса не хватает. Сокращается время живого музыкального исполнения, дети всё больше хотят слышать музыку в электронном исполнении.

Заключение

Для повышения уровня цифровой грамотности педагогу необходимо самостоятельно развивать знания и навыки использования современной компьютерной техники и программного обеспечения.

В целях достижения более широкого использования цифровых технологий в учебном процессе и достижения более высокого уровня надо стремиться к развитию, обмену опытом, все большему внедрению современных технологических достижений в образовательную деятельность. Повышение уровня осведомленности об инновациях, получение опыта использования новых цифровых технологий и инструментов, вовлечение школьников в практику применения цифровых технологий в учебном процессе, обмен опытом с коллегами позволит повысить уровень цифровой компетентности.

В целом, использование ИКТ помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им художественный вкус, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. ИКТ позволяют значительно повысить эффективность образования.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области