Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Юго-восточный межрайонный центр «Семья» отделение социальный приют для детей и подростков в Зианчуринском районе
ПРИНЯТА «Утверждаю»
на педагогическом совете заведующий отделением социальный
отделения социальный приют приют для детей и подростков в
для детей и подростков Зианчуринском районе
в Зианчуринском районе ГБУ РБ Юго- восточный МЦ «Семья»
протокол №____от __________ ___________________ А.П.Козлова
«_____» _________________ 2021 год
Программа по профориентации
«Выбор профессии - дело серьезное»
Автор-составитель программы:
Канчурина Аниса Минибаевна
Педагог-психолог
с.Новопавловка
Пояснительная записка
Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социальные приюты, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Программа представляет целостную систему профориентационной работы с воспитанниками в социальном приюте с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
Направленность программы: данная программа направлена на оказание помощи подростку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Актуальность: актуальность профориентационной помощи воспитанникам социального приюта для несовершеннолетних очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие подростки, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминальной профессией.Таким образом, профориентационная работа с подростками, это также вклад в решение острых социальных проблем. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с подростками и в каком-то смысле является ее логическим завершением, привнося элементы спокойствия в отношении к своему будущему.
Цель программы : создать условия для действенной профориентации воспитанников, способствующую формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждого воспитанника и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Основные задачи:
-создать условия для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-способствовать формированию и закреплению первых умений и навыков общего труда;
-информировать о службах занимающихся трудоустройством;
- способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей и ценностей труда;
-познакомить с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
- изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников.
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
-подготовить к летнему трудоустройству;
-формировать положительное отношение к труду, уважение к людям труда.
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, .
Срок обучения: 7 дней
Режим занятий: ежедневно по 3-4 занятия
Основные формы и методы проведения занятий:
- индивидуальные консультации и групповые занятия (беседа-диалог, занятие-размышление, деловая игра, диспут, дискуссия);
- анкетирование;
- тренинг;
- ситуативный практикум;
- информационный час;
- встречи с людьми разных профессий;
- организация взаимодействия с учебными заведениями, центром занятости населения, экскурсии на предприятия для определения дальнейшего образовательного пути воспитанника.
Основные принципы программы :
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.
Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. п.
Ожидаемые результаты:
- создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях социального приюта для детей и подростков;
- повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
- формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
- овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
- овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.
Итогом работы по программе «Выбор профессии - дело серьезное» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
Ресурсное обеспечение программы : мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, видео и аудио материал.
План мероприятий профориентационной работы .
Дата | Цель | Время проведения | Ответственные | |
Заезд 27 марта | Тренинг: «Знакомство со всеми и с самим собой» (Кто Я) | Создание условий для знакомства воспитанников, снятия напряженности , скованности, повышения сплоченности группы. | 14.00ч. | Воспитатель |
Создание условий для активного вовлечения детей к музыкальному искусству через развлекательную игру «Угадай мелодию» | 16.00ч. | Музыкальный руководитель | ||
Создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников через изучение технологии создания декоративного панно. | 17.00ч. | Инструктор по труду | ||
28 марта | Выявление индивидуальных особенностей, профессиональных интересов. | 9.00-10.00ч. | Педагог-психолог | |
Формирование знаний понятий «интерес», «интересный человек», «хобби», формирование умений различать вредные и полезные привычки, способствовать активизации интересов детей и расширению круга их интересов, способствовать формированию интереса к будущей профессии, принимять полученные знания в дальнейшей профессиональной деятельности. | 12.00ч. | Социальный педагог | ||
3. Занятие: «Многообразие мира профессий» | Познакомить подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации; расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями к ним. | 14.00ч. | Педагог-психолог | |
4. Знакомство воспитанников с информационным сообщением: «Путь к успеху» | Оказание информационно-справочных услуг для воспитанников. Оформление стенда «Путь к успеху» | 15.30ч. | Педагог-психолог | |
Формирование у воспитанников представлений о содержание труда профессионалов в различных профессиональных областях. | 16.00ч. | Воспитатель | ||
29 марта | 1 . Тестирование: «ДДО» | Помочь ребенку выявить предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий. по Е.А.Климову | 9.00-10.00ч. | Педагог-психолог |
Познакомить воспитанников с психологической классификаций профессий. | 12.00ч. | Педагог-психолог | ||
3.Тренинг: «Построение желаний» (Я хочу, Я могу) | Развитие представлений об образе «Я» и «самооценки», активизация потребности в самопознание и саморазвитии. | 15.00ч. | Социальный педагог | |
4. Экскурсии в салоны красоты, парикмахерские: «Красота спасет мир». | Формирование у воспитанников представлений о содержание труда профессионалов в различных профессиональных областях | 16.00ч. | Воспитатель. | |
30 марта | 1. Тестирование: «Профессиональный тип личности». | Формирование представления о профессиональной среде и профессиональных типах личности | 9.00-10.00ч. | Педагог-психолог. |
Обучить алгоритму анализа профессии и технологии профессионального выбора. | 12.00ч. | Социальный педагог | ||
3.Тренинг:«Мир Возможностей» (Я знаю, я смогу ) | Способствовать формированию позитивных установок у детей в подросткового возраста на создание индивидуальных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций. | 14.30ч. | Педагог-психолог | |
4.Проведение конкурса рисунков: «Моя будущая профессия». | Привлечение внимания воспитанников к осознанному выбору будущего профессионального пути. | 18.00ч. | Воспитатель. | |
Формирование у воспитанников представлений о содержание труда профессионалов в различных профессиональных областях. | 16.00ч. | Воспитатель | ||
31 марта | 1. Тестирование: «Профессиональные склонности» | Определение профессиональных склонностей у воспитанников. | 9.00-10.00ч. | Педагог-психолог |
2.Информационная беседа: «Рынок образовательных услуг РБ. Профессиональные учебные заведения РБ. ССУЗы и ВУЗы». | Знакомство с профессиональными учебными заведениями республики, порядок приема в учебные заведения, спросом на рынке труда с приглашением специалиста ЦЗН муниципального района. | 12.00ч. | Социальный педагог | |
3.Тренинг: «Основы целеполагания». | Формирование умения планировать своё время на ближние и дальние перспективы с учётом важности задач способность нахождения оптимальных решений умение правильно формулировать цели и достигать их. | 14.30ч. | Социальный педагог | |
Ознакомление подростков с возможными вариантами выбора образовательного маршрут | 16.00ч. | Педагог-психолог | ||
1 апреля | Выявить основные факторы , влияющие на самоопределение воспитанников при выборе профессии; определить уровень получений о профессиональном самоопределении. | 9.00-10.00ч. | Педагог-психолог | |
2. Круглый стол: «Что влияет на мой выбор профессии» | Познакомить воспитанников с факторами влияющие на выбор профессии. | 11.00ч. | Социальный педагог | |
3.Тренинг: «Уверенными шагами» Я не боюсь Я не сомневаюсь | 1.Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда | 14.30ч. | Педагог-психолог | |
Формирование у воспитанников представлений о содержание труда профессионалов в различных профессиональных областях, которое может зародить желание поступить в медицинский колледж | 16.00ч. | Воспитатель | ||
2 апреля | Теоретические и экспериментальные исследование мотивации воспитанников в выборе профессии. | 90-10.00ч. | Педагог-психолог | |
Содействие личностному и профессиональному самоопределению воспитанников. | 12.00ч. | Педагог-психолог | ||
3.Тренинг:«Я и новый мир» Мой путь к взрослой жизни.. | Активизация процесса формирования психологический готовности воспитанников к профессиональному самоопределению. | 14.30ч. | Социальный педагог | |
Формирование положительного отношения к миру профессий; повышать профориентационную компетентность воспитанников. | 15.00ч. | Педагог-психолог Социальный педагог Воспитатель | ||
День отъезда 3 апреля | Тренинг: «Я изменяю мир, меняя себя» | Формирование ответственного отношения к себе и к окружающему вокруг миру; | 9.30ч. | Воспитатель |