Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Юго-восточный межрайонный центр «Семья» отделение социальный приют для детей и подростков в Зианчуринском районе

ПРИНЯТА «Утверждаю»

на педагогическом совете заведующий отделением социальный

отделения социальный приют приют для детей и подростков в

для детей и подростков Зианчуринском районе

в Зианчуринском районе ГБУ РБ Юго- восточный МЦ «Семья»

протокол №____от __________ ___________________ А.П.Козлова

«_____» _________________ 2021 год

Программа по профориентации

«Выбор профессии - дело серьезное»

Автор-составитель программы:

Канчурина Аниса Минибаевна

Педагог-психолог

с.Новопавловка

Пояснительная записка

Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социальные приюты, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.

Программа представляет целостную систему профориентационной работы с воспитанниками в социальном приюте с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Направленность программы: данная программа направлена на оказание помощи подростку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Актуальность: актуальность профориентационной помощи воспитанникам социального приюта для несовершеннолетних очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие подростки, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминальной профессией.Таким образом, профориентационная работа с подростками, это также вклад в решение острых социальных проблем. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с подростками и в каком-то смысле является ее логическим завершением, привнося элементы спокойствия в отношении к своему будущему.

Цель программы : создать условия для действенной профориентации воспитанников, способствующую формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждого воспитанника и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.

Основные задачи:

-создать условия для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях;

- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-способствовать формированию и закреплению первых умений и навыков общего труда;

-информировать о службах занимающихся трудоустройством;

- способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей и ценностей труда;

-познакомить с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;

- изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников.

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;

-подготовить к летнему трудоустройству;

-формировать положительное отношение к труду, уважение к людям труда.

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, .

Срок обучения: 7 дней

Режим занятий: ежедневно по 3-4 занятия

Основные формы и методы проведения занятий:

- индивидуальные консультации и групповые занятия (беседа-диалог, занятие-размышление, деловая игра, диспут, дискуссия);

- анкетирование;

- тренинг;

- ситуативный практикум;

- информационный час;

- встречи с людьми разных профессий;

- организация взаимодействия с учебными заведениями, центром занятости населения, экскурсии на предприятия для определения дальнейшего образовательного пути воспитанника.

Основные принципы программы :

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. п.

Ожидаемые результаты:

- создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях социального приюта для детей и подростков;

- повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;

- формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;

- овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

- овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.

Итогом работы по программе «Выбор профессии - дело серьезное» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Ресурсное обеспечение программы : мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, видео и аудио материал.

План мероприятий профориентационной работы .

Дата

Цель

Время проведения

Ответственные

Заезд 27 марта

Тренинг: «Знакомство со всеми и с самим собой»

(Кто Я)

Создание условий для знакомства воспитанников, снятия напряженности , скованности, повышения сплоченности группы.

14.00ч.

Воспитатель

Создание условий для активного вовлечения детей к музыкальному искусству через развлекательную игру «Угадай мелодию»

16.00ч.

Музыкальный руководитель

Создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников через изучение технологии создания декоративного панно.

17.00ч.

Инструктор по труду

28

марта

Выявление индивидуальных особенностей, профессиональных интересов.

9.00-10.00ч.

Педагог-психолог

Формирование знаний понятий «интерес», «интересный человек», «хобби», формирование умений различать вредные и полезные привычки, способствовать активизации интересов детей и расширению круга их интересов, способствовать формированию интереса к будущей профессии, принимять полученные знания в дальнейшей профессиональной деятельности.

12.00ч.

Социальный педагог

3. Занятие: «Многообразие мира профессий»

Познакомить подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации; расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями к ним.

14.00ч.

Педагог-психолог

4. Знакомство воспитанников с информационным сообщением: «Путь к успеху»

Оказание информационно-справочных услуг для воспитанников. Оформление стенда «Путь к успеху»

15.30ч.

Педагог-психолог

Формирование у воспитанников представлений о содержание труда профессионалов в различных профессиональных областях.

16.00ч.

Воспитатель

29

марта

1 . Тестирование: «ДДО»

Помочь ребенку выявить предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий.

по Е.А.Климову

9.00-10.00ч.

Педагог-психолог

Познакомить воспитанников с психологической классификаций профессий.

12.00ч.

Педагог-психолог

3.Тренинг: «Построение желаний»

(Я хочу, Я могу)

Развитие представлений об образе «Я» и «самооценки», активизация потребности в самопознание и саморазвитии.

15.00ч.

Социальный педагог

4. Экскурсии в салоны красоты, парикмахерские: «Красота спасет мир».

Формирование у воспитанников представлений о содержание труда профессионалов в различных профессиональных областях

16.00ч.

Воспитатель.

30

марта

1. Тестирование: «Профессиональный тип личности».

Формирование представления о профессиональной среде и профессиональных типах личности

9.00-10.00ч.

Педагог-психолог.

Обучить алгоритму анализа профессии и технологии профессионального выбора.

12.00ч.

Социальный педагог

3.Тренинг:«Мир Возможностей»

(Я знаю, я смогу )

Способствовать формированию позитивных установок у детей в подросткового возраста на создание индивидуальных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций.

14.30ч.

Педагог-психолог

4.Проведение конкурса рисунков: «Моя будущая профессия».

Привлечение внимания воспитанников к осознанному выбору будущего профессионального пути.

18.00ч.

Воспитатель.

Формирование у воспитанников представлений о содержание труда профессионалов в различных профессиональных областях.

16.00ч.

Воспитатель

31

марта

1. Тестирование: «Профессиональные склонности»

Определение профессиональных склонностей у воспитанников.

9.00-10.00ч.

Педагог-психолог

2.Информационная беседа:

«Рынок образовательных услуг РБ. Профессиональные учебные заведения РБ. ССУЗы и ВУЗы».

Знакомство с профессиональными учебными заведениями республики, порядок приема в учебные заведения, спросом на рынке труда с приглашением специалиста ЦЗН муниципального района.

12.00ч.

Социальный педагог

3.Тренинг: «Основы целеполагания».

Формирование умения планировать своё время на ближние и дальние перспективы с учётом важности задач

способность нахождения оптимальных решений

умение правильно формулировать цели и достигать их.

14.30ч.

Социальный педагог

Ознакомление подростков с возможными вариантами выбора образовательного маршрут

16.00ч.

Педагог-психолог

1

апреля

Выявить основные факторы , влияющие на самоопределение воспитанников при выборе профессии; определить уровень получений о профессиональном самоопределении.

9.00-10.00ч.

Педагог-психолог

2. Круглый стол: «Что влияет на мой выбор профессии»

Познакомить воспитанников с факторами влияющие на выбор профессии.

11.00ч.

Социальный педагог

3.Тренинг: «Уверенными шагами»

Я не боюсь

Я не сомневаюсь

1.Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда

14.30ч.

Педагог-психолог

Формирование у воспитанников представлений о содержание труда профессионалов в различных профессиональных областях, которое может зародить желание поступить в медицинский колледж

16.00ч.

Воспитатель

2

апреля

Теоретические и экспериментальные исследование мотивации воспитанников в выборе профессии.

90-10.00ч.

Педагог-психолог

Содействие личностному и профессиональному самоопределению воспитанников.

12.00ч.

Педагог-психолог

3.Тренинг:«Я и новый мир»

Мой путь к взрослой жизни..

Активизация процесса формирования психологический готовности воспитанников к профессиональному самоопределению.

14.30ч.

Социальный педагог

Формирование положительного отношения к миру профессий; повышать профориентационную компетентность воспитанников.

15.00ч.

Педагог-психолог

Социальный педагог

Воспитатель

День отъезда

3 апреля

Тренинг: «Я изменяю мир, меняя себя»

Формирование ответственного отношения к себе и к окружающему вокруг миру;

9.30ч.

Воспитатель

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области