Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Технологии обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС общего среднего образования»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Методическая разработка

«Технологии обучения на уроках биологии

в условиях  реализации ФГОС общего среднего образования»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...

Игровые технологии………………………………………………………….

Технология деятельностного подхода…………………………….

Тестовая технология……………………………………………………….

Технология развития критического мышления……………

Метод поиска………………………………………………………………….

Групповая работа…………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Введение

"Он не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке можно сказать, что он предан учению". Конфуций.

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Увеличивается неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

На сегодняшний момент первая особенность ФГОС - это опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Вторая особенность это, ориентация ФГОС на достижение не только предметных образовательных результатов, но, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Третья особенность – это структура построения. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

Если у ученика открывается тяга к знаниям через содержание учебно-методического комплекса, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, означает желание и умение учиться, это универсальные учебные действия. Формировать и развивать универсальные учебные действия – значит: научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца; передать сам способ выполнения метапредметного действия; научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.

В условиях реализации ФГОС изменяются не только цели и задачи стоящие перед школой и учителями, но и применяемые педагогические технологии. Что же такое педагогическая технология?

Определений много:

образовательные технологии – это совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, которые  создают комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством учеников необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образовании.  

 Педагогические технологии отвечают на вопрос: как учить результативно?

Традиционные технологии имели дело обычно с развитием интеллекта, игнорируя, недооценивая эмоциональное и физическое развитие личности, вопросы самодисциплины и отношений с окружающим миром.

Претерпевает изменения и преподавание предметов в школе.  Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.

Особенная роль в достижении названных целей принадлежит предметам естественного цикла, в частности биологии и химии. Реализуя технологии деятельностного метода, в своем практическом преподавании я использую информационно-коммуникационное, уровневую дифференциацию и проблемное обучение.

Чему учить сегодняшних школьников? Данные технологии на сегодняшний день позволяют применять разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия и интерактивные методы.

В своей работе предлагаутся различные технологии обучения биологии, которые используют преподаватели в своей работе. Ведь развитие качеств личности человека зависят от разнообразия видов деятельности. Разнообразные технологии способствуют повышению интереса учащихся к предмету биология, что отражается на качестве успеваемости. У обучающихся развиваются познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные учебные действия. Эти универсальные учебные действия, являющиеся основой образовательного и воспитательного процесса,пригодятся не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни. Поэтому мы предлагаем данные технологии для использования учителям в своей практике.

«Своя игра. Тайны организма», 6-7 класса «Своя игра. Живая планета»

Элементы игровой технологии я использую и на уроках. Наиболее удобно применять игры-тренажёры, игры- упражнения. Они занимают мало времени и в то же время решают много учебных задач: обеспечивают сопутствующее повторение, закрепление, актуализацию опорных и новых знаний, развитие логических способностей учащихся, содействуют формированию интереса к теме, предмету (приложение).

Используя игры и ИКТ нужно помнить, что они должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.

Игровые педагогические технологии включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства,

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Биология, как теоретические и экспериментальные науки, имеют существенное влияние на развитие научного, творческого мышления учащихся и одним из наиболее удачных приемов подачи материала на этих уроках является проблемное обучение.

Проблемное обучение состоит из нескольких уровней: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок. Основными элементами учебной проблемной задачи являются «известное» и «неизвестное» для ученика. Проблемный вопрос может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма мысли, требующая ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания.

Цель: Формирование деятельностных способностей, через тренировку разных видов деятельности.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу); 2)выделяется содержательная область (могу).

Данный этап предполагает: 1) подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Интегративный характер технологии деятельностного подхода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению, так и введением в практику работы учителей новых идей развивающего обучения.

Данная технология служит не только основой для анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов, организационных форм обучения, но и средством проектирования собственной педагогической деятельности с конкретным контингентом учащихся.

Предлагаемая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся.

Преимущества тестового контроля:
- объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т.п.) исключено;
- достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
- эффективность - можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;
- надежность - тестовая оценка однозначна и воспроизводима;
- дифференцирующая способность - так как в тестах содержатся задания различного уровня;
- реализация индивидуального подхода в обучении - возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;
- сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.


В зависимости от назначения на уроках биологии, экологии использую следующие виды тестов:

Базовае тесты - тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения - 10-15 минут;
Диагностические тесты - тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения (по четырем уровням), учебные возможности обучаемого;

Тематические тесты - тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения;
Итоговые тесты- тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы с целью выявления объема и уровня усвоения материала.
Итоговый контроль (полугодие и год) уровня усвоения учебных знаний учащихся лишь констатирует определенный результат, но не дает способа достижения учащимся необходимого уровня знаний.
Кроме того, использую тесты на разных этапах урока для закрепления материала, проверки домашнего задания и т.д. (Приложение 3)

Создавать и решать проблемные ситуации можно с помощью различных методов: с привлечением наглядных и технических средств обучения, с использованием химического и биологического эксперимента. Демонстрационные и лабораторные опыты в процессе проблемного обучения могут служить как материалом для создания проблемных ситуаций, так и использоваться для их решения.

Основные цели занятия с применением технологии развития критического мышления:

Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии:

Этапы реализации технологии развития критического мышления.

Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

Учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструировать (корректируют) цели своего учения

Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.

Он состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. В процессе изложения темы учитель постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту по химии, биологии и т.п. Этот метод включает поисковую беседу, лекции, самостоятельную работу учащихся. Беседа поискового характера является подготовительной ступенью к самостоятельной работе и следующему способу организации проблемного обучения исследовательской деятельности.

Исследовательский метод, предполагает организацию поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Это могут быть и наблюдения, и опыты, и даже моделирование, и статистические методы, логические рассуждения, и собственные выводы.

Предложенная схема обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность.

Опыт применения проблемного обучения на уроках показывает, что оно способствует формированию познавательной активности учащихся, обеспечивает глубокое усвоение учебного материала и является эффективным средством развития учащихся.

Групповая технология применяется с целью обеспечения активности учебного процесса и для достижения высокого уровня усвоения содержания.

Позволяет реализовать основные условия коллективности:

- осознание общей цели;

- целесообразное распределение обязанностей;

- взаимную зависимость и контроль.

Особенности организации:

- Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задание выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы максимально эффективно для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера работы.(Приложение 6)

Заключение

Необходимо помнить, что достижение того или иного уровня - это временная ситуативная характеристика ученика. В зависимости от множества факторов достижения могут меняться. В ходе учебного процесса ученик должен переходить из одной группы в другую, пройдя, насколько он может, или хочет, все уровни достижений. Данное условие снижает отрицательные аспекты уровневого обучения и одновременно обеспечивает развитие ребенка.

Современное общество развивается очень быстрыми темпами, создаются новые технологии, сильно преобразующие жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями и умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Задача школы научить учащихся правильно ориенти-роватьсяв многоликом информационном пространстве. Необходимо  учить школьников: проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, быстрому поиску нужной информации, применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях,презентации своей деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии.

Важнейшей задачей современной биологии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными биологическими знаниями и навыками в рамках предмета.

Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Формирование универсальных учебных действий возможно на уроках биологии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.

И в заключении хочется сказать если учитель соединяет в себе любовь к делу и к своим ученикам- он совершенный учитель, но нельзя забывать учителя только открывают двери, а дальше ученики идут сами.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области