Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Подготовка и проведение психологического консультирования родителей воспитанников ДОУ

1. Формирование предварительного представления о клиенте и его проблеме. 2. Вариант организации консультативного процесса, который является наиболее приемлемым для работы педагога-психолога ДОУ. 3. Сущность и различие процедуры и техники психологического консультирования. 4. Основная функция выполнения процедуры первого этапа «начало работы» психологического консультирования. 5. Приемы для снятия психологического барьера у клиента. 6. Положительные и отрицательные стороны использования открытых вопросов в ходе консультирования. Примеры открытых вопросов по одной из проблем консультирования. 7. Сущность и польза использования «активного слушания» в консультировании. 8. Техники, с помощью которых можно уточнить информацию, полученную от клиента. 9. «Запрос клиента», его виды. Примеры. 10. Варианты использования 3 техник при решении конкретных проблем. Пример проблемы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Чучина А.А.

Статья

Тема: Подготовка и проведение психологического консультирования родителей воспитанников ДОУ

1. Формирование предварительного представления о клиенте и его проблеме.

Одной из особенностей данного вида социально-психологической помощи является то, что консультант имеет возможность заранее подготовиться к встрече с клиентом. Подготовка к встрече с клиентом состоит из ряда этапов.

Как раз на 1 этапе подготовки к встрече с клиентом и формируется предварительное представление о клиенте и его проблеме.

Данные сведения консультанту необходимыдля того, чтобы реализовать следующие этапы подготовки к консультации. Получить их он может из таких источников, как:

- регистрационный журнал;

- впечатление о клиенте сотрудника, общавшегося с ним;

- сведения о клиенте (если это его не первый визит) из учетной карточки.

Регистрационный журнал:

Примерная структура регистрационного журнала

На усмотрение консультанта в регистрационный журнал могут быть внесены такие графы, как порядковый номер записи, что впоследствии облегчит составление отчетной документации, «регулярность обращения за психологической помощью».Последняя из названный граф будет иметь двойное значение: поможет найти учетную карточку клиента, если он повторно обращается за консультацией, и понять, способен и желает ли данный клиент каких-либо реальных изменений в своей жизни.

Особое внимание рекомендуется обратить на последнюю графу «дополнительные сведения». Данная графа предназначена для записи реальных характеристик клиента, а не интерпретаций или оценочных суждений консультанта или другого лица. Например: «одежда грязная, волосы взлохмачены» — это объектное описание. «Неопрятный вид» — и интерпретация, и оценочное суждение, поскольку, с одной стороны, непонятно, в чем конкретно проявляется неопрятность, с другой — что именно подразумевается под данным понятием и, с третьей, несет эмоционально-субъективное отношение лица, давшего подобную характеристику.

В индивидуальной карточке клиента разумно предусмотреть следующие графы:

В графе «примечания» записывается важная, с точки зрения консультанта, информация. Это может быть характеристика психологического состояние клиента «до» и «после» проведения консультаций, степень принятия выработанного алгоритма по разрешению проблемы, выполнение данных рекомендаций.

Оформлять учетную карточку клиента можно и в виде таблицы, и в виде обычных построчных записей.

2. Вариант организации консультативного процесса, который является наиболее приемлемым для работы педагога-психолога ДОУ.

Психологизация дошкольного образования в контексте стандарта дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком.

Основными направлениями работы в рамках психологизации образовательного процесса являются:психолoгическое просвещение; психолoгическая прoфилактика; психологическая диагностика; психoлогическая коррекция и развитие; организациoнно-методическая деятельность и психологическое консультирование.

Психологическое консультирование в системе дошкольного образования представляет собой систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Психологическое консультирование является одним из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, важным компонентом работы педагога-психолога, и имеет свою cпецифику:

1) кратковременность личных контактов консультируемого с педагогом-психологом;

2) эпизодичность контактов;

3) практическую завершенность каждой встречи консультируемого с психологом;

4) активность консультируемого в процессе консультирования;

5) самостоятельность в действиях консультируемого, направленных на разрешение своей проблемы после консультирования.

На мой взгляд, наиболее приемлемым для работы педагога-психолога будет психологическое консультирование в форме оказания психологической помощипри решении определенных проблем, с которыми обращаются родители,воспитатели и администрация ДОУ. Это предполагаетактивную позициюконсультируемого, совместную работу над имеющимися проблемами, поискэффективных способов их решения, и включает в себя cледующие виды работ: выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, в форме, понятной и доступной для практической реализации; организация бесед c теми, кто нуждается в консультативной помощи; работа с педагогами и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Консультативная работа педагога-психолога проводится по следующим направлениям:

1) консультирование и просвещение педагогов;

2) консультирование и просвещение родителей.

Следует отметить, что тематика и содержание проводимых педагогом-психологом консультаций не должна выходить за рамки его профессиональных компетенций, и может быть связана c вопросами оптимизации образовательного процесса в ДОУ и cемье.

Также педагог-психолог может инициировать различные формы консультации родителей,педагогов и другого персонала ДОУ c целью их личностного и профессионального роста.

Оcновной целью психологического консультирования в детском cаду является оказание помощи по проблемам межличностных отношений в образовательном пространстве, в том числе и детcко-родительских отношений, оптимизация взаимодействия участниковобразовательного процесcа и оказание им психологической помощи примвыстраивании и реализации индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов.

Задачи психологического консультирования:

- Своевременное выявление детей c особенностями развития;

- Предупреждение психологических оcложнений у детей с ослабленным cоматическим или нервно-психическим здоровьем, консультации по психогигиене и психопрофилактике;

- Составление рекомендаций для родителей и педагогов по вопросам психолого-педагогической коррекции, прoблемам воспитания и межличностного общения.

3. Сущность и различие процедуры и техники психологического консультирования.

Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов ведения специалистом клиента, объединенные по целевому назначению, с помощью которых решается одна из задач данного этапа.

Каждой процедуре соответствуют определенные техники — специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования.

Отметим, что основным отличием психологического консультирования от беседы по душам является осознанный, осмысленный выбор необходимых в данный момент техник под контролем профессионально личностной позиции консультанта, включая планирование и управление ими.

Профессиональная личностная позиция представляется в виде некоторой личностной структуры, сформированной в ходе профессионализации психолога и интегрирующей совокупность знаний, навыков, умений. В процессе консультирования психологи должны находиться именно в профессиональной личностной позиции (так называемая мета позиция). Это дает возможность одновременного участия в процессе и отслеживания (контроля) происходящего.

Основные техники, которые используются в консультировании:

1. Постановка вопросов. Существуют закрытые и открытые вопросы, но консультирование чаще использует открытый тип вопросов, на которые невозможно дать однозначного ответа. Их использование наиболее активно в начале консультации с целью побудить клиента продолжать или дополнить сказанное, актуализируя разговор о чувствах («Что Вы чувствовали в тот момент»?). Открытые вопросы способствуют повышению угрозы и беспокойства, они задаются в подходящее время и подлежат тщательной формулировке. Важно исключить чрезмерное опрашивание, превращающее консультацию в допрос и актуализирующее защитную реакцию клиента.

2. Приближение к речи клиента. В процессе консультации говорит в основном клиент, а консультант отвечает «на языке клиента», подстраивается к нему по стилю и темпу, громкости речи.

3. Ободрение и успокаивание. Использование коротких фраз для укрепления контакта, что означает согласие и понимание (Да, Продолжайте, понимаю, хорошо, Так, Ага, М-мм). Через ободрение происходит усиление поддержки, которая представляет собой основу консультативного контакта.

4. Отражение содержания. Перефразирование и обобщение. Перефразирование (парафраз) является важной техникой, которая направлена на укрепление консультативного контакта и на проверку понимания консультантом сказанного клиентами. В ходе перефразирования основную мысль клиента выражают с помощью других слов с сохранением смысла сказанного. Обобщение представляет собой выражение основной идеи нескольких мыслей или запутанных высказываний.

Обобщение перефразирует целостный фрагмент беседы. Целями данной техники является:

- внимательность и понимание со стороны консультанта;

- кристаллизация мысли клиента;

-проверка правильности понимания мыслей клиента.

5. Позитивное перефразирование. Консультант при использовании жалобы или замечаний клиента, производит их изменение так, что то, что было негативным, становится позитивной причиной эмоций.

6. Альтернативные формулировки. Когда клиент не способен выразить свои чувства, то ему предлагаются 2-3 альтернативные формулировки. Цель заключаетсяне в поиске правильного ответа, а в его стимулировании и демонстрации некоторых образцов, отталкиваясь от которых проще произвести описание своих чувств.

7. Отражение чувств. Это перефразирование, которое ориентируется не на содержание, а на чувства. Клиент чаще освещает факты, поэтому в приоритете выступают вопросы о чувствах (требуется баланс фактов и чувств): «А что вы почувствовали, когда...?» Отражая чувства, важно учесть совокупность эмоциональных реакций клиента. Использование обобщения характерно для показа клиенту настоящего единства противоположностей в сфере эмоций.

8. Акцентирование эмоциональных переживаний.При акцентировании используются наречия и прилагательные, глаголы, которые обозначают отношение к чему-либо, качество действия. В процессе уточнении этого слова, консультанты способны выходить на уровень чувств, а с помощью последовательного акцентирования чувств происходит развитие диалога в глубь.

9. Использование парадоксальных вопросов. Вопросы, построенные по типу: «А почему бы и не...?» – могут дать клиенту толчок для размышления на ранее не подвергавшиеся сомнению темы.

10. Уточняющие и углубляющие формулировки. То, что сказано клиентом, уточняется и углубляется. Это могут быть уточняющие вопросы, переформулировка сказанного. В этом случае важно не выходить за рамки очевидного для клиента, каждый этап должен логично выходить из предыдущего.

Целью уточнений является более полный, многоаспектный охват происходящего с человеком, включая связывание фактов и отношений с окружающими.

11. Паузы молчания. Консультирование предполагает два вида молчания:

- содержательное молчание, возникающее обычно после наполненных смыслом и эмоциями моментов разговора, оно означает, что клиенты переосмысливают ситуацию, это «молчаливое обобщение», и в этом случае пауза не прерывается;

- бессодержательное молчание, которое связано с возникшим чувством неловкости, когда оба участника разговора не знают, что сказать, здесь пауза возникает по причине ошибок консультанта, нарушения консультативного контакта, из таких пауз необходим выход.

12. Тон и громкость голоса. Для консультации необходим доброжелательный тон, в то же время соответствующий тому, что говорится.

Голос должен быть не слишком громким, приглушенным, что создает ощущение доверительности, интимности.

Разница в громкости голоса должна происходить в зависимости от изменения состояния клиента.

13. Предоставление информации. Психологи-консультанты не дают советов, но в некоторых ситуациях клиенту необходимо предоставление информации, которой он не владеет (сведения о процессе консультирования, поведении консультантов, условиях консультирования и др.).

14. Интерпретация. Понятие «интерпретация» представляет собой преобразование смысла. Она способствует установлению причинных связей между поведением и переживанием клиентов, в результате чего они видят себя и свои трудности новым способом.

Существует несколько типов интерпретации:

- формирование связи между разными проблемами, утверждениями или событиями;

- акцентирование чувств, особенностей или противоречий поведения;

- способы психологической защиты и их интерпретация;

- увязка нынешних переживаний, событий, мыслей с прошлым;

- предоставление клиентам другой возможности понять его чувства, поведение или проблемы.

15. Конфронтация. Технику используют в сложных случаях с целью продемонстрировать клиенту способы психологической защиты. Ее используют в случае хороших контактов и взаимного доверия.

Конфронтация используется в следующих целях:

- обратить внимание клиентов на противоречия в мыслях, поведении (в противоположность интерпретации в случае конфронтации прямо указываются причины и истоки противоречий);

- оказать помощь в принятии ситуации такой, какова она в действительности, вне зависимости от того, что представляет клиент в контексте своих потребностей;

- обратить внимание клиентов на их уклонение от обсуждения определенных проблем;

16. Самораскрытие. Техника осуществляется строго под контролем профессиональной личностной позиции безразделении своих проблем с клиентом.

Самораскрытие может быть в виде:

- выражения собственных непосредственных реакций в отношении к клиенту или ситуации «здесь и сейчас»;

- рассказа о собственном жизненном опыте, который в чем-то похож на ситуацию клиента.

17. Структурирование консультирования. Представлено в виде организации отношения консультанта и клиента, в том числе формирование отдельных стадий консультации, оценка результатов, выдача клиентам информации о процессе консультации. Техника используется в процессе всего консультирования, при этом каждая стадия начинается с оценки того, что было достигнуто.

Техники консультирования на соответствующих этапах:

4. Основная функция выполнения процедуры первого этапа («начало работы») психологического консультирования.

Первым этапом в психологическом консультировании будет этап, который условно можно назвать «начало работы».

Первой процедурой на этом этапе, безусловно, является встреча клиента консультантом.Техники, уместные для решения данной задачи:приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор консультантом места для себя, приемы установления контакта.

Техника приветствия.Осуществляется при помощи стандартных фраз: «Рад Вас видеть...», «Приятно познакомиться...». Составным элементом данной техники, который может быть применен специалистом по его усмотрению, является встреча специалистом клиента у входа в кабинет или в фойе перед кабинетом.

Техника «проведение клиента на место».Консультант идет впереди клиента, указывая ему дорогу и пропуская вперед себя при входе в кабинет. Если клиент уже вошел в помещение, где будет проходить консультация, а те люди, кто в это время находится в помещении, встречают его сидя, особенно если это делают консультант, то клиент почти наверняка воспримет это как проявление невнимания и личного неуважения к нему.

Установить нормальный психологический контакт с таким клиентом будет нелегко.В данном моменте техника «проведение клиента на место» тесно соприкасается с техниками «выбор клиентом своего места» и «выбор своего места психологом-консультантом».Предоставление клиенту права выбора места носит диагностический характер, поскольку то, куда и как сядет клиент, дает специалисту информацию о нем и его психологическом состоянии (выберет клиент стул, кресло, диван, сядет в тень или на освещенное пространство). Однако психолог может взять инициативу на себя и предложить клиенту заранее приготовленное для него место.

Данный прием будет иметь положительный аспект в тех случаях, когда клиент относится к личностям зависимым или авторитарным. В первом случае решается задача присоединения и ведения, во втором — установления иерархии.Консультанту желательно,указав клиенту место, где он будет сидеть во время проведения консультации, пропустить его вперед и дать возможность первому занять свое место. Это рекомендуется делать потому, чтоданное действие может предупредить возникновение у клиента чувства растерянности и психологически определить для него ситуацию, не ставя его в неловкое положение, предоставив ему возможность вести себя раскованно и вполне самостоятельно. Кроме того, уже в этот момент, наблюдая за тем, как клиент идет к своему месту, как он садится и какую при этом занимает позу, консультант может сделать о нем немало полезных выводов для дальнейшего успешного проведения консультации. Если консультант сядет на свое место первым, то клиент это может воспринять как демонстрацию консультантом своего превосходства перед ним, что совершенно нежелательно для нормального проведения психологического консультирования. Особенно неблагоприятно такое действие консультанта может повлиять на проведение психологической консультации в том случае, если клиент окажется сам авторитетным и достаточно самолюбивым человеком, с повышенным чувством собственного достоинства. В любом случае консультант должен занимать свое место в психологической консультации или после клиента, или одновременно с ним.

Никаких специальных разговоров с клиентом не рекомендуется начинать до тех пор, пока клиент не займет свое место и не расположится на нем достаточно удобно.

-Во-первых, вести с человеком разговор на ходу, особенно тогда, когда он идет на свое место и садится, невежливо.

-Во-вторых, человек, идущий, ищущий свое место и занимающий его, в момент совершения подобных действий сосредоточивает свое внимание в основном на том, что он делает, и поэтому будет не очень внимательно слушать то, что ему говорит консультант.

-В-третьих, любой человек, который только что пришел на консультацию, вначале будет не вполне готов к серьезному и содержательному разговору по поводу своей проблемы. Клиент или будет волноваться, или еще некоторое время находиться во власти переживаний и мыслей, связанных со своими предыдущими делами.

В любом случае клиенту необходимо время для того, чтобы успокоиться и психологически настроиться на серьезный разговор.

Несколько слов о подобающей одежде психолога-консультанта. Желательно, чтобы он был одет неброско, но со вкусом, не празднично, но и не слишком буднично. Психологу-консультанту не рекомендуется использовать спецодежду, например халат врача, так как это может вызвать тревожность у клиента и ненужные для психологической консультации ассоциации с медицинским учреждением.

Если клиент физически и психологически вполне здоровый человек, то он может просто обидеться на то, что его встречают и к нему относятся как к больному. Если же он на самом деле больной человек, но ошибочно обратился не к врачу, а в психологическую консультацию (например, в силу того, что ему в медицинских учреждениях не смогли оказать помощь, на которую он рассчитывал), то встреча человека в халате вновь вызовет у него те неприятные воспоминания, которые связаны с его неудачным прошлым опытом. Вследствие этого у него может возникнуть недоверие к специалисту-психологу и неверие в то, что он сможет ему – клиенту – реально помочь.

Слишком яркая одежда психолога-консультанта говорит о его экстравагантности и нередко – о наличии у него самого проблем психологического характера. Это также может быть неблагоприятно воспринято клиентом и породить у него недоверие к психологу-консультанту.

С другой стороны, слишком праздничная одежда психолога-консультанта может выглядеть контрастно по сравнению с будничной одеждой клиента, и он в этом случае также будет чувствовать себя неловко. К примеру, у клиента может возникнуть ощущение, что у психолога-консультанта в это время происходит какое-то важное событие, праздник и ему не до проблем, волнующих клиента. Это, естественно, не настроит клиента на доверительное отношение к консультанту и на обстоятельное обсуждение с ним того, что волнует клиента.

Наконец, слишком простая, небрежная, почти домашняя одежда психолога-консультанта может навести клиента на мысль о том, что консультант просто лично не уважает его.

Вторая процедура первого этапа: установление положительного эмоционального настроя клиента.

Рассмотрим техники, применяемы в рамках данной процедуры.

Прежде всего, это установление раппорта. Он устанавливается в течение первых тридцати секунд. Существует прекрасная аксиома: у вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление. Что же поможет произвести приятное впечатление? Внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общения. Последний фактор весьма условен. Помните, что границы социальной зоны определяются не среднестатистическими расчетами, а личностными особенностями (национальность, воспитание, местность проживания). Пару минут можно уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи. «Я рад видеть вас здесь. Хорошо, что вы обратились к нам. Я надеюсь, что наш разговор, наша совместная работа будет приятным и полезным делом как для вас, так и для меня. Прежде всего, давайте познакомимся поближе...»

Далее консультант представляется клиенту, называя, свое имя и отчество и просит клиента назвать себя (техника «присоединение по имени»), при необходимости немного рассказать о себе.

Далее обычно используется техника «гарантия анонимности» (полной или частичной в зависимости от ситуации и желания клиента) и техника «передача ответственности».

Техника «визитная карточка» поможет вызвать доверие к консультанту, как специалисту: «Теперь я бы хотел немного рассказать о себе, я практический психолог, занимаюсь психологическим консультированием по проблемам детско-взрослых взаимоотношений, уже пять лет. Я закончил ЧереповецкийГосударственный Университет по специальности …

После этого консультант обычно делает паузу в беседе с клиентом, необходимую для того, чтобы предоставить клиенту возможность собраться с мыслями и обстоятельно ответить на поставленные перед ним вопросы.

Паузы, как техника используются и в дальнейших процедурах консультирования.

5. Приемы для снятия психологического барьера у клиента.

Процедура: снятие психологических барьеров.

Естественно, что клиент испытывает волнение, снять которое помогут специальные техники.

Прежде всего, можно дать клиенту побыть некоторое время одному. Например, извинившись, попросить несколько минут для «завершения» какого-либо дела («дело» придумайте сами).

Мягкая, спокойная, ненавязчивая музыка также будет способствовать созданию благоприятной атмосферы.

Хорошо снимают психологическое напряжение размеренные движения рук. С этой целью можно дать клиенту в руки предмет (книгу, журнал, игрушку) или под предлогом помощи попросить что-либо сделать.

На вербальном уровне эффективен прием «кавычек» («Был случай, когда клиент очень волновался, но все закончилось хорошо») и прямое разделение эмоций клиента: «Я тоже волнуюсь...».

6.Положительные и отрицательные стороны использования открытых вопросов в ходе консультирования. Примеры открытых вопросов по одной из проблем консультирования.

Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Открытые вопросы дают возможностьделиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.

Основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:

1.Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?").

2.Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?").

3.Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?").

4.Сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?").

Хотя постановка вопросов является важной техникой консультирования, следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован — задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Чересчур большая склонность расспрашивать во время консультирования создает много проблем: превращает беседу в обмен вопросами-ответами, и клиент начинает постоянно ждать, чтобы консультант спросил еще о чем-нибудь; заставляет консультанта принять на себя всю ответственность за ход консультирования и тематику обсуждаемых проблем; переводит беседу от эмоционально окрашенных тем к обсуждению фактологии жизни; "уничтожает" подвижный характер беседы.

Положительные и отрицательные стороны открытых вопросов:

Не всегда нужно общаться с помощью только открытых вопросов. Их необходимо сочетать с другими типами для налаживания качественной коммуникации и получения результатов.

Положительная сторонаоткрытых вопросов:

- дают возможность человеку говорить, не ограничивая в количестве информации;

- направляют клиента на рассуждения и анализ поступков, дают появиться мыслям, которые не могли прийти раньше;

- дают человеку возможность сообщать такие данные, какие считает нужным, делиться своим мнением, комментировать;

- требуют от консультанта активного слушания клиента.

Отрицательная сторонаоткрытых вопросов:

- иногда побуждают клиента к долгому ответу, не могут применяться, когда время ограниченно;

- провоцируют сообщать сведения, которые не имеют причастности к делу;

- приводят в смущение человека, который не любит общаться;

- клиент может отвечать непонятно, что затруднит получение важной информации от него;

- во время общения с клиентом приходится задавать уточняющие вопросы, перебивая его, что может обидеть человека и настроить его негативно.

ПРИМЕР: (ситуация - смерть близкого человека)

7. Сущность и польза использования «активного слушания» в консультировании.

Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать. Активное слушание- способ ведения беседы, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения - и при необходимости повернуть ее в нужную сторону.

Выделяют несколько уровней активного слушания, каждый из которых может быть полезен в практике консультанта на различных этапах беседы с клиентом

1. Уточнение. Обращение с просьбой дополнить, уточнить. Получить дополнительную информацию о той, или иной характеристике. При использовании открытых вопросов можно расширить поток информации, если её недостаточно, при использовании закрытых вопросов - перейти к конкретизации.

2. Перефразирование (вербализация 1-го уровня).Перефразирование - попытка сказать то же самое, но другими словами. При этом следует опасаться, что может измениться смысл сказанного. Поэтому перефразировать лучше в виде вопроса, тогда клиент не будет лишен возможности исправить консультанта, а консультант сможет лишний раз проверить правильность сделанного словесного построения. Обычно повторение последнего слова или фразы содержит в себе согласие, одобрение собеседника.

3. Отражение (вербализация второго уровня).Отразить - значит определить ведущие чувства или отношения, о которых клиент может и не сказать, но которые лежат в контексте его слов. Отражающий консультант становится своего рода зеркалом и может показать клиенту то, чего тот сам в себе не замечает. Для этого необходимо слушать не только слова, но и тон, модуляции, экспрессию и манеру говорить. Отражение соответствует действительности, если консультант может поставить себя на место собеседника. Когда консультант улавливает, о каком чувстве умалчивает собеседник, ему обычно нетрудно сообщить, что он понял, в чем дело. После этого доверие собеседника, как правило, еще больше возрастает.

4. Резюмирование (вербализация 3-го уровня).Этот прием позволяет суммировать то, что было сказано. Как правило, взволнованный или потрясенный человек может и не заметить, что в ходе беседы уже было рассмотрено несколько вариантов разрешения проблемы, или, более того, консультант вместе с ним уже двигается во вполне определенном направлении, или же сам собой напрашивается какой-либо резонный вывод. Фокусируясь на этом в ходе обобщения, консультант помогает клиенту понять себя и подвести к той точке, в которой он будет готов принять собственное решение.

С помощью активного слушания вы сможете:

- прояснить для себя чувства другого человека,

- структурировать сложные эмоциональные состояния,

- определить проблему более точно,

- позволить клиенту решить проблему или понять, в каком направлении ее нужно решать,

- повысить самооценку клиента.

8. Техники, с помощью которых можно уточнить информацию, полученную от клиента.

Уточняющие техники психологического консультирования представляют собойспециально построенные консультантом фразы, вопросы, предложения и т. п., направленные на уточнение смысла высказывания клиента и правильное понимание консультантом проблемы, а также на углубление понимания клиентом своей проблемы, поведения, чувств, эмоций и самого себя.

К уточняющим техникам относятся такие приемы ведения беседы, как:

• уточнение, имеющее следующие отличительные особенности:

- представляет собой такой вопрос, фразу или высказывание клиента, которые провоцируют клиента на более подробный и развернутый рассказ;

- помогает расширить зону осознавания клиента, мягко подводя его к истине и подготавливая прочную основу для дальнейших терапевтических действий, не формируя при этом защитных реакций у клиента,

- часто в уточняющем вопросе содержится такая вопросительная конструкция, которая помогает прояснить непонятные моменты: "что именно", "как именно" и т. п. Например, вопрос "А как вы ощущали свою растерянность?" подталкивает клиента к анализу собственных чувств, а вопрос "Что именно раздражало вас в этом человеке?" помогает детализировать проблему клиента, намечает дальнейшие шаги ее проработки и помогает клиенту лучше понять и осознать свои чувства и себя, понять, что именно он подразумевает под раздражением, и заглянуть в глубину своих собственных переживаний;

• перефразирование, содержащее в себе следующие отличительные особенности:

- применяется как парафраз, чаще всего на начальных этапах консультирования, когда консультант повторяет фразу клиента, используя другие слова, но сохраняя первоначальный смысл высказывания и расставляя необходимые акценты. В этом случае целью использования этого приема является уточнение консультантом понимания проблемы клиента и в то же время подведение самого клиента к более глубокому пониманию своей проблемы;

- применяется как альтернативный взгляд на проблему, обычно в середине консультирования, когда сформирован раппорт и снято первоначальное сопротивление клиента.В этом случае цель перефразирования — расширение у клиента его видения проблемы и нахождение ее позитивных сторон. Консультант так изменяет смысл высказывания клиента, чтобы был сформирован новый, позитивный вариант видения проблемы, который до этого клиент не обнаруживал. Например, беспокойство и переживание клиента о том, что его уволили с работы, означает для него исключительно негативные последствия, так как это указывает на его профессиональную несостоятельность. В то же время консультант, использовав прием перефразирования, может указать на положительные стороны этого события, например на открывающиеся для клиента новые возможности в другой компании при условии анализа и проработки причин увольнения из предыдущей;

• обобщение, имеющее следующие отличительные особенности:

- выражается основная идея нескольких утверждений или долгого высказывания клиента;

- служит целью систематизации мыслей как клиента, так и терапевта;

- сохраняет последовательность мыслей, что помогает и консультанту и клиенту не потерять нить беседы.

Обобщение используется в следующих случаях:

- когда консультант хочет объединить темы нескольких бесед и вывести общие черты и наблюдения;

- когда речь клиента по разным причинам (волнение, сопротивление, тревожность) очень запутана и непонятна;

- как завершающий этап в обсуждении одной темы и переход к другой;

- в конце встречи, чтобы еще раз проговорить наиболее значимые моменты и расставить смысловые акценты сессии, а также, если это требуется, дать клиенту задания на промежуток между сессиями.

9. «Запрос клиента», его виды. Примеры.

Один из важных вопросов, который психолог решает в процессе консультирования, — это вопрос об определении запроса клиента.

Под запросом в консультировании понимаетсясловесное формулирование клиентом трудностей, в разрешении которых он просит помощи. При этом нужно понимать, что проблема и запрос клиента связаны, но могут быть в силу многих причин несогласованны.

Запрос клиента может быть выражен явно или неявно.Кроме того, имеют место ситуации консультирования, когда запрос клиентанедостаточно сформулирован.В таком случае возникает необходимость выяснения комплекса тревожащих клиента факторов и ситуаций для формирования консультативного запроса. Ошибочно было бы думать, что клиент мог прийти на консультацию, не имея внутренней потребности в получении помощи и поддержки. Однако специфика проблемы или степень осознанности происходящего может привести к ситуации клиента «без запроса». Обычно в этом случае клиент говорит: «Не знаю, зачем пришел…», «Просто интересно...» и т.д. Тем не менее клиент записался на прием и нашел время прийти на него, что говорит о его мотивированности на встречу и о наличии внутренней побудительной причины обращения.

Все запросы можно свести к трем основным группам, в зависимости от локализации проблем. Эти группы могут пересекаться, накладываться друг на друга и т.д.:

1) окружение (семья, друзья, учебный и (или) служебный коллектив, знакомые, родственники, место проживания учебы, работы и т.п.);

2) жизнь человека в целом (такие проблемы, такие как саморазвитие, смысл жизни, самореализация, самооценка, мотивация, финансово-бытовые проблемы, суицидальная активность и т.п.);

3) человек (проблемы, связанные с физиологией, психофизиологические проблемы, трудности саморегуляции, , сексуальные проблемы, болезни, зависимости и др.).

Также различают неконструктивные и конструктивные запросы. С ПРИМЕРАМИ

Неконструктивные запросы

1. Невыполнимые запросы.Заявление о желании получить то, чего получить невозможно - получение какого-либо идеального состояния, возвращение в прошлое и т.д. Например: "всегда быть счастливым", "никогда не испытывать гнева", "вернуться в детство", "как сделать так, чтобы меня любили все мужчины" и т.п.

На самом деле за заявляемыми проблемами стоят иные желание и стремления, в таком случае, психолог помогает разобраться с истинными целями и переформулировать запрос(например: "уметь испытывать чувство счастья не ставя его в зависимость от чего-либо", "уметь справляться с гневом", "уметь отдавать и принимать любовь").

2. Неопределенные, размытые запросы. Довольно часто клиент никак не может определить - чего же именно он хочет. Есть смутные и разрозненные пожелания "чтобы чего-то не было" и "что-то было", но в общую картинку они никак не складываются. Например, клиент постоянно рассказывает о людях, которые его расстраивают, говорит много, но не делает выводов или же эти выводы заумны и не приводят к какой-то логической точке.

Такие клиенты обычно либо сами не понимают "от чего плясать" в их ситуации, либо стремятся (неосознанно) переложить ответственность, таким образом, на психолога. Психолог, в таком случае, задает наводящие и уточняющие вопросы, побуждающие клиента к структурированию и концентрации на своих чувствах, мыслях и желаниях.

3. Манипулятивные запросы.Запросы-хитринки. Это запрос клиента не о себе, а о ком-то другом (родственник, друг, коллега) - то есть измениться должен не клиент, а кто-то другой (без согласия, желания этого другого, который вообще может быть не в курсе происходящего). Это также способ снятия ответственности, способ сохранения положительного Я-образа в своих собственных глазах, а главное - это манипуляция другим человеком, желание его изменить, управлять им и т.д. Сюда же относятся ситуации, когда клиент пытается манипулировать самим психологом (например, это ситуации "вы не сможете решить мою проблему").

Тут психолог объясняет, что работать можно только с теми, кто находится внутри терапии, присутствует и желает работать. С проблемами третьих лиц работать невозможно. Фокус внимания клиента переводится на него самого, на то, чего ОН хочет ДЛЯ СЕБЯ.

Конструктивные запросы

1. Потребность в информации. Надо сказать, что представления о психологии и психологах в нашем обществе весьма и весьма скудные, искаженные, культура и экология психологического благополучия, скажем так, оставляет желать лучшего. Так что запросы подобного рода довольно распространены. Клиенты хотят получить психологическую информацию по интересующим вопросам, такие запросы можно разделить на два вида:

- запрос об адекватности, нормальности, особенностях того, что происходит с клиентом или его близкими (поведение, эмоции и т.п.);

- потребность в информировании о способах коррекции, прогнозах, длительности, эффективности и т.д.

Эти запросы относятся к области психологического просвещения, психолог предоставляет клиенту видение проблематики и рассказывает о тех методах, колторыми о н владеет и может предложить в данных условиях.

2. Самопознание.Этот запрос проистекает из предыдущего, но уточняет и углубляет его по следующим направлениям:

- профориентация; в основном тут все ограничивается диагностикой, но иногда требуется и терапевтическая, коррекционная работа;

- исследование и преобразование Я-концепции. В данном случает клиент интересуется особенностями своей личности, в зависимости от того, какие мотивы лежат под этим интересом, строится дальнейшая диагностическая, терапевтическая и коррекционная работа;

- трудности самовосприятия и самопонимания - клиент хочет лучше понимать себя, разрешить внутриличностные конфликты, скорректировать самооценку, поработать с мотивацией, проработать установки, чувство вины и т.д.

Здесь используются диагностические и коррекционные методы работы, требует определенного времени (от 5 до 40, 50 встреч), порой проработка одного запроса порождает следующий запрос, так как под одной проблематикой может лежать другая (например, работа с неуверенностью открывает чувство вины, работа с зависимостью открывает проблему семейных установок и так далее).

3. Запрос о саморазвитии.Довольно распространенная и обширная по вариативности группа запросов, в которой есть три составляющие:

- развитие когнитивных способностей (память, внимание, мышление и т.д.)

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие навыков саморегуляции для стабилизации своих психофизиологических состояний.

Как правило, выясняется что лежит в основе этих запросов, прорабатываются тормозящие развитие моменты и, например, проводится тренинг по развитию искомых качеств.

4. Запрос о трансформации.Обычно клиент не произносит слово "трансформация", но в процессе беседы с психологом он охотно соглашается, что смысл именно в этом: клиент хочет изменить свое состояние или качества. Существуют четыре основные формы этого запроса:

- обретение внутренних ресурсов и целостности личности - проблемы личной идентичности, ответственности, границ личности, разрешение конфликтов между обществом и личностью, обретение внутренней гармонии, умение работать с ресурсами личности и т.д.;

- личностный рост - трансформация личности, ведущая к позитивным изменениям, переходу на новый уровень мышления, восприятия и т.д., расширению и гибкости личности;

- эксзистенциальные вопросы - смысл жизни, самореализации, запросы о том, как жить "здесь и сейчас" и "что делать";

- изменение жизненных сценариев - например, трансформация семейных сценариев (пришедших из родительской семьи), установок и т.д.

Здесь также проводится ка диагностическая, так и коррекционная работа, требующая определенного времени.

5. Нежелательные симптомы и проявления. Запрос об избавлении о неприятных и тревожащих последствиях или проявлениях какой-либо ситуации. Таких симптомов очень много, условно их можно объединить в следующие группы:

- эмоциональные нарушения - стресс, депрессия, тревога, тревожность, страхи, фобии, посттравматический синдром, зависимости, чувство вины, горевание, чувство стыда, неконтролируемые эмоции (гнев, раздражение), навязчивости и т.д.;

- психосоматические нарушения - хронические заболевания (кожные, сердечно-сосудистые и др.), головные боли, нарушения пищевого поведения, сексуальные расстройства;

- трудности коммуникации - отсутствие навыков общения, социофобия, зажатость, неуверенность, чувство отверженности или неполноценности, вспыльчивость, алекситимия (неумение выражать чувства), заикание и т.д.;

- когнитивные нарушения - нарушения памяти, мышления, восприятия, ложные воспоминания, невозможность что-то вспомнить (различные виды амнезии), рассеянность внимания и др.;

- различные нарушения характера - акцентуации характера, то есть ярко выраженные черты характера, приводящие к неадекватным реакциям и поведению, затрудняющие взаимодействие с самим собой и окружающими.

Таким образом, постановка грамотного запроса - во много определяет эффективность дальнейшей психологической работы!

10. Варианты использования 3 техник при решении конкретных проблем. Пример проблемы.

•«Конфронтация»;

•«Горячий стул»;

•«Обобщение»;

•«Интерпретация»;

•«Релаксация».

Проблема: Раздражение матери по отношению к ребенку.

Интерпретация:

Вы раздражаетесь из-за поведения Степы. Ваша реакция естественна. В ходе беседы, мы установили ряд признаков свойственных поведению мальчика, которые свидетельствуют о гиперактивности. Я хочу, сказать Вам, Татьяна Николаевна, что поведение Степы, скорей всего обусловлено психосоматическим нарушением, то есть обусловленное внутренними, психическими и физиологическими причинами. Не стоит поведение мальчика расценивать как его негативное намерение, по отношению к Вам. Возможно, мальчик действительно не понимает, что с ним происходит.

Горячий стул:

Татьяна Николаевна, вот два стула. На одном сидите Вы. Выберите стул. На противоположном - Ваш сын. Что бы вы хотели ему сказать?

Хорошо, теперь, пожалуйста, пересядьте на другой стул. Теперь Вы - Ваш сын. Перед Вами сидит Ваш ваша мать - Татьяна Николаевна. Вы слышали, что он вам сейчас говорил? Что Вы ему можете ответить?

Релаксация

Татьяна, Николаевна, каждый раз, когда вы напряжены и раздражены, вы можете применить простую и эффективную технику. Я Вас научу. Итак, сядьте удобно, расслабьтесь и сосредоточьтесь на телесных ощущениях. Внимание на правой руке. Последовательно ощутите кончики пальцев, ладонь, запястье, локтевой сустав, плечо. Если Вы сравните эту руку с другой рукой, Вы можете почувствовать, что правая рука расслабилась, стала более тяжелой только от того, что Вы сосредоточили на ней свое внимание. Представляйте себе далее, что правая рука тяжелеет, что она сильнее стала надавливать на опору, наливаясь тяжестью. Плечо также опускается, расслаблено и приятно тяжелое. Оставьте правую руку отдыхать и переключите внимание на левую руку, проделайте с ней то же самое. Затем переходите на область подбородка и, двигаясь вверх, расслабляйте все лицо, затылок. Зафиксируйте ощущения приятной тяжести и расслабления во всех мышцах. Направляя свое внимание на другие участки тела, добейтесь ощущения приятной тяжести, расслабленности во всех мышцах тела. Скажите себе: «Тело отдыхает. Голова отдыхает. Покой». Запомните свои ощущения, а также запомните свое ровное, спокойное, «ленивое» дыхание в этом состоянии. Закончив упражнение, медленно потянитесь вверх. Откройте глаза.

Татьяна Николаевна, также вы можете дать выход эмоциям и расслабиться.

Попробуйте сосредоточится на своих негативных эмоциях, задержите дыхание и с силой выдохните. Расслабьтесь. Повторим ещё раз.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области