Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока "Города Эллады подчиняются Македонии" 5 класс

Цели урока Способствовать ознакомлению с особенностями социально-экономического. и политического устройства Македонии содействовать развитию умения определять причины ослабления греческих полисов в V-IV в. до н.э. создать условия для формирования представлений о противоборстве Греции и Македонии, деятельности Демосфена по сплочению греческих полисов, определения последствий поражения греческого войска в битве при Херонее

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Города Эллады подчиняются Македонии

Эпиграф урока: Когда мы едины, мы непобедимы.

Цели урока

Способствовать ознакомлению с особенностями социально-экономического. и политического устройства Македонии; содействовать развитию умения определять причины ослабления греческих полисов в V-IV в. до н.э.; создать условия для формирования представлений о противоборстве Греции и Македонии, деятельности Демосфена по сплочению греческих полисов, определения последствий поражения греческого войска в битве при Херонее

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний: урок-исследование

Планируемые результаты (предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом

Личностные результаты

Применение правил делового сотрудничества; проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов

Метапредметные результаты

Умение определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.

Основное содержание темы, понятия и термины Междоусобная война между греческими государствами. Пелопонесская война. Упадок греческих полисов.

Местоположение Македонии, характеристика ее социально-экономического и политического устройства. Возвышение Македонии при правлении Филиппа II, реформа армии. Наступление Македонии на север Греции. Деятельность Демосфена, объединение крупнейших полисов против македонской угрозы. Битва при Херонее (338 г. до н.э.) Смерть Филиппа II, переход власти к Александру Македонскому. Македоняне, македонская фаланга, филиппика

Образовательные ресурсы

Учебник история Древнего мира. Учебник. Карта «Древняя Греция». Учебная картина «Македонское войско»

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Орг.момент

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в учебную деятельность.

2.Повторение изученного материала

Организует работу с вопросами

1.Как по- другому называли Древнюю Грецию?

2.Назовите знаменитого древнегреческого поэта и его произведения.

3.Как назывались древнегреческие военные корабли?

4.Назовите известных древнегреческих богов и героев мифов.

5. Какая форма правления получила свое начало в Греции?

6. Как назывались древнегреческие города- государства?

7. Что проводили греки каждые четыре года в честь своих богов?

8. Что означает фразеологизм «Говорить лаконично»?

9. Как называли людей в Древней Греции, умеющих красиво говорить?

10. Кто мог участвовать в работе Народного собрания при Перикле?

11. Как часто собиралось Народное собрание?

12. Какие вопросы решало Народное собрание?

13. Как назывался порт в Афинах?

14. На какой срок избирались стратеги?

15. Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня?

16. А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах?

17. Могут ли женщины участвовать в выборах?

18. Могут ли они быть избраны в органы государственной власти?

- Перечислить главные заслуги Перикла?

Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока

Отвечают на поставленные вопросы

1)Эллада

2)Гомер, «Илиада» и «Одиссея»

3)триеры

4)Посейдон, Зевс, Афина, Гефест, Деметра, Ахиллес, Геракл…

5) демократия

6) полисы

7) олимпийские игры

8) коротко и ясно

9) ораторы

10) граждане, мужчины с 20 лет

11) 3-4 раза в месяц

12) выбирало первого стратега, принимало законы, ведало казной, объявляло войну, заключало мир

13) Пирей

14) на год.

15)участие народа в выборах, органах управления, свобода слова

16)все граждане с 18 лет

17) да

18) да

Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета.

Коммуникативные: строят понятные для соучеников высказывания, слушают и понимаю речь других

3.Постановка учебной задачи

Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта. Спарта в этой войне победила. Затем против Спарты выступили другие полисы Греции.

Задание: Прочитайте вступление к §41 на стр. 196 учебника.

А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.

Мы пока ничего не знаем о Македонии, но можно предположить, что:

• либо это могущественное, огромное, сильное государство;

• либо обладает сильной, боеспособной армией.

Вопрос: Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке?

Формулирует проблему: Почему греки,, разгромившие в V в до н.э. в двух сражениях мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю?

З/Т Пелопоннеская война — серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404 гг. до н.э.

Последствия противостояния.

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Упадок хозяйства

2.Разорение земледельцев и ремесленников

3.Обострение борьбы между богатыми и бедными.

4. Соперничество полисов ослабило Элладу.

Регулятивные: Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют учебные действия

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи

4.Усвоение новых знаний и способов действий

План

1.Македонский царь Филипп стремится покорить соседей.

2.Потеря Грецией независимости.

3.Приход к власти А. Македонского.

Организует работу с картой.

- Какие крупные города-государства были в Греции? Где они находились?

Находят на карте и показывают Афины и Спарту.

- В какой части Балканского полуострова находится Македония? Как называется столица? -На севере Балканского полуострова; Столица г.Пелла

Составляют тезисный план ответа. Представляют результат своей работы.

1. Рассказ учителя. З/Т Реформы Филиппа II ( 359- 336 г. до н.э.)

1)создал большую, боеспособную армию

2) укрепил царскую власть

3) чеканка золотой монеты

4)расширил торговлю с другими странами

Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа 41 и ответить на вопрос:

-Из кого состояла македонская армия? -Вооружение македонского воина. - Чем македонская армия отличалась от греческой?

- Сделайте вывод о македонском войске.

Сравнительная таблица

Греческое войско Македонское войско 1.Фаланга 6-9 рядов -

1.Фаланга 16 рядов +

2.Фаланга собирается лишь на время войны -

2. Фаланга тренируется постоянно +

3.В бою участвует один ряд фаланги -

3. В бою одновременно участвуют 6 рядов +

4.Легковооруженная конница, не играет важной роли -

5.Не все полисы объединились - 4.Тяжеловооруженная конница широко

применяется в бою +

5.Применяет осадные башни +

Вывод: Македонское войско сильнее, боеспособнее! Войсками Македоний руководит умный военачальник.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? (для Филиппа), он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Задание: заполните таблицу с.198 «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Писатель Исократ

Оратор Демосфен

Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

Самостоятельная работа с текстом учебника п.2 параграфа 41 и картой: Задания:

- Каковы были последствия битвы при Херонеи

- Какую роль в битве при Херонеи сыграл юный сын Филиппа Александр?

З/Т Выписать в тетрадь последствия покорения Греции Македонией.

1)афинской демократии пришел конец;

2)имущество у богатых граждан не отбиралось;

3)союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией;

4)македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами.

5)Греция потеряла надолго свою независимость

3. Подчинив Грецию, Филипп не остановился на этом, он решил подготовить поход в Азию. Но осуществить ему самому этот замысел было не суждено.

Почему Филипп не смог реализовать свои планы?

Кто продолжил дело Филиппа?

З/Т 338 г. до н.э. – битва при Херонеи, потеря Грецией независимости

Самостоятельная работа с текстом стр. 198-199.

З/Т Последствия битвы при Херонеи:

1)афинской демократии пришел конец;

2)имущество у богатых граждан не отбиралось;

3)союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией;

4)македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами.

5)Греция потеряла надолго свою независимость

З/Т Причины покорения Греции Македонией.

а)Греки воевали между собой, это ослабило страну.

б)Филипп создал сильную, мощную армию.

в)Умение Филиппа поссорить противников.

4.Знакомятся с обстоятельствами, при которых Александр стал царем.

Самостоятельная работа с текстом стр.199.

Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи;

5. Закрепление знаний и способов действий

Предлагает ответить на вопросы:

Отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: формулируют собственное мнение, слушают и понимают речь других

6.Информация о домашнем задании

Параграф 41 о/в. Подготовить сообщение о личности Александра Македонского

Воспринимают задание, уточняют.

Регулятивные: принимают учебную задачу

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует проверку понимания поставленного в начале урока проблемного вопроса

Почему греки,, разгромившие в 5 в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю?

Ученики заполняют таблицу

Причины возвышения Македонии

Причины упадка Греции

Филипп II умный и талантливый царь, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот

Пелопонесская война, упадок хозяйства, разорение земледельцев и ремесленников, слабые государства, слабое войско

Вывод:

Покорение Греции, потеря ею независимости. Возвышение Македонии.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении; строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи;

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.02.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области