Старцева В.Б.
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников
в ходе реализации ФГОС НОО
Современные дети отличаются от тех, для которых создавалась действующая система образования. Они чаще проводят время за компьютером, нежели за чтением книг. Поэтому в настоящее время учитель начальных классов отвечает для себя на очень важный и сложный вопрос «Как обучать ребят в новых условиях?».
Новый ФГОС, отвечает на этот вопрос новыми целями общего образования, которыенаправлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов. Ставит новые планируемые результаты освоения для каждого предмета.
Универсальные учебные действия -представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений1. В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД), соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют 3 вида УУД:
Познавательные УУД являются частью Метапредметных УУД, и направлены на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности иконкретных знаний.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя, такие учебные действия как: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
1.Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- и т.д.
2. Универсальные логические действия:
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- и т.д.
3. Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- и т.д.
Все эти действия помогают младшему школьнику научиться, пожалуй, самому важному - делать маленькие, но собственные открытия2.
Существует некоторое количество образовательных технологий, которые направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий, например, такие как:
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован «по-старинке».
Так теперь каждый предмет в начальной школе в некоторой части раскрывает определенные возможности для формирования познавательных УУД.
Исходя из всего выше сказанного, учитель для осуществления развивающих целей обучения должен постараться активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности.
А одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является- формирование познавательного интереса, то есть стимуляция познавательного интереса из содержания учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях, чтобы дети каждый раз открывали что-то новое, и делали свои маленькие открытия3.
Pedsovet.ru Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169 , - Дата обращения 20.11.21.
Опалева С.С. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе [Электронный ресурс], - Режим доступа https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/10/04/formirovanie-poznavatelnyh-uud-na-urokah-v-nachalnoy,- Дата обращения: 05.03.22.
Опалева С.С. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе [Электронный ресурс], - Режим доступа https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/10/04/formirovanie-poznavatelnyh-uud-na-urokah-v-nachalnoy,- Дата обращения: 05.03.22.