Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Монологическая речь- связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. она выражает мысль одного человека, которая не известна слушателям.
Формы организации обучения связной речи детей могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения, фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Задачи обучения связной речи детей дошкольного возраста на разных этапах развития:
Младшая группа
(3-4 года)
Игры и упражнения, которые можно использовать с детьми 3-4лет:
«Ладушки»
Цель игры: приучать детей слушать речь воспитатели, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
«Конь»
Цель игры: развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.
«Хохлатка»
Цель игры: упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки.
«Кто больше заметит небылиц?»
Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
«Коршун»
Цель игры: упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал.
Средняя группа
(4-5 лет)
Игры и упражнения, которые можно использовать с детьми 4-5 лет:
«Кто больше заметит небылиц?» Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного
«Где начало рассказа?» Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
«Найди картинке место» Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Старшая группа
(5-6 лет)
Игры и упражнения, которые можно использовать с детьми 5- 6 лет:
Составление рассказа «Расскажем про белочку» Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.
Игра «В гостях у слоника» Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.
Пересказ текста «Тук-тук» («Покажи сказку руками») Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.
Подготовительная к школе группы
(6-7 лет)
Игры и упражнения, которые можно использовать с детьми 6-7 лет:
«Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
«Как ты узнал?»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
«А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.