Пулярова Нина Викторовна
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Сюжетно-ролевая игра - это особая деятельность, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к настоящей, серьезной деятельности. В ней дети воссоздают окружающий мир, действия и отношения людей, события с ними происходящие. Воссоздание осуществляется за счет игровых действий, игровых ролей, игровой предметной ситуации, что позволяет детям реализовывать сюжетные события или смысловой контекст игры. Сюжетно-ролевая игра детей отображает жизнь людей в обществе.
В каждом возрастном периоде можно выделить определенные виды детской деятельности, которые влияют на развитие ребенка и создают условия для формирования социально-коммуникативных компетенций: мышления, воображения, коммуникативных навыков (умения договариваться, разрешать конфликты, соблюдать очередность и т.п.), произвольности. А что такое произвольность? (ответы).
Именно способность управлять своим поведением позволяет детям совершить переход от «обучения по своей собственной программе» к «обучению по программе учителя». Когда дети вовлечены в ведущую деятельность, у них развиваются предпосылки тех компетенций, которые обеспечивают их успешный переход к ведущей деятельности, характерной для следующего (младшего школьного) возраста. С/р игра не развивается сама по себе, хотя детям нравится играть. Без определенной поддержки такая деятельность не осуществляется. Содержанием развитой игры считаются отношения с людьми, осуществляемые через действия с предметами, а единицей игры-это роль и связанные с ней действия.
Можно выделить компоненты развитой формы игры:
- ребенок использует предметы – заместители;
- способность ребенка принять и удержать специфическую роль (соответствующая роль, вступает во взаимоотношения с другими персонажами);
- ребенок способен подчиняться правилу (в сюжете, в роли). Формируется способность к саморегуляции;
- качество игровых сценариев (например: в «Дочки-матери» - много эпизодов). В неразвитой игре – один-два эпизода (мама искупала малыша в одежде, уложила спать, не сняв мокрую).
- изменение соотношения между планированием и проигрыванием действий.
Игра современных дошкольников часто не достигает развитого уровня. Дети 6 лет часто играют на уровне детей младшего дошкольного возраста. Они используют только реалистический игровой материал, их сценарии коротки и стереотипны, а список тем и ролей ограничен.
Планирование игры. В программе «ПРОДЕТЕЙ» игре отводится особое место. Дети учатся планировать свои действия перед тем, как начать играть, а воспитатель оказывает им педагогическую поддержку. Для формирования развитой формы игры важно, чтобы дети обладали достаточными знаниями о той или иной теме. Для этого воспитатель проводит реальные и вертуальные экскурсии, читает книги, показывает видеосюжеты, а дети с помощью родителей готовят презентации, книжки-малышки, лепбуки и др. Понедельник у нас – информационный день. Особого внимания воспитателя требует подбор материалов для игр. Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется уменьшать количество реалистических игрушек и заменять их многофункциональным и неоформленным игровым материалом. Реалистические игрушки (говорящие игрушки, игрушки, которые двигаются, готовые «яичница», «пицца» и т.д. Неоформленный материал (картонные коробки, куски ткани, втулки от туалетной бумаги, полотенец, оберточная бумага, обои и др.) из которого дети с помощью воспитателя и самостоятельно могут сделать игровой материал. Дети широко используют предметы – заместители (кольца от кольцеброса, пирамидок, кубики, бумажные и пластиковые тарелки и др.) Воспитатель спрашивает детей о том, что чем может быть. Игра проводится со всей группой. Воспитатель наблюдает за игрой и при необходимости включается в процесс на короткое время. Тему игры воспитатель выбирает вместе с детьми, учитывая интересы детей. Игровую тему можно развивать внутри «привычных» тем. Например: тема «Животные», игровые темы: «Зоопарк», «Зоомагазин», «Приют для животных» и т.д. Полезно развивать внутри темы мини – темы. Пример: во время игры «Магазин посуды» дети предложили увезти деньги в Сбербанк, которые инкассатор получил в магазине (это не было запланировано). Примером развитой игры будет и то, если игра продолжается, даже тогда, когда нет рядом воспитателя.