Статья «Роль логоритмики в коррекции ТНР у детей в детском саду»
В последнее время значительно выросло количество детей, у которых отмечаются проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. для таких детей очень полезны занятия логоритмикой, так как они создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.
Логоритмика (сокращенно от "логопедическая ритмика") — это раздел педагогики: наука о способах гуманной корректировки и устранения дефектов речи, письма, чтения, координации движения, в целом позитивного развития ребенка, его социальной реабилитации посредством применения системы методик специальных физкультурных, речевых, письменных, музыкальных и хореографических упражнений.
Известно, что речь ребенка развивается лучше при условии высокой двигательной активности. Занятия логоритмикой можно начинать с трех лет и раньше, так как для большинства детей раннего возраста самым первым стихом с движениями, становится либо потешка «про ладушки», либо про «мишку косолапого». Не смотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить их пользу. Во-первых, не нужно музыкальное сопровождение, петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любая мама или воспитатель. Во-вторых, дети как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребенка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну и в конце концов, это очень весело. Для ребенка это еще одна форма игры.
Логоритмические игры и упражнения всесторонне развивают ребенка, совершенствуют его речь и координацию движений, а также помогают решить сразу несколько коррекционных задач – развитие мелкой моторики, ориентации в пространстве, развитие фонематического слуха, так необходимого в дальнейшем для приобретения навыка чтения и запоминания новых слов. Отмечено, что неговорящие дети именно на логоритмических занятиях чаще всего демонстрируют первые речевые успехи.
Занятия под музыку развивают эмоциональную сферу ребенка. Можно дополнять и усложнять движения с каждым разом, меняя характер упражнений.
На занятиях логоритмикой обычно мы включаем:
Особую роль на занятиях приобретает игровой компонент, поскольку именно он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия.
Особенности наших логоритмических упражнений:
- Простота выполнения.
- Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет.
- Ребенку всегда интересно и весело. Во время занятий мы используем любые предметы, которые вызывают у ребенка положительные эмоции.
- Упражнения повторяем из занятия в занятие - до тех пор, пока они не начнут выполняться правильно.
- Часто используем музыкальное сопровождение.
- Логоритмические упражнения используем с опорой на лексические темы.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике мы выделили два основных направления.
Первое направление - развитие неречевых процессов.
Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление - развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности.
Логоритмические упражнения прекрасно подходят и для домашних занятий, поэтому родителям мы рекомендуем уделять этому как можно больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопедов и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.