Зурбанова Е.В., воспитатель.
МБДОУ «Детский сад № 129 г. Иркутска»
Творчество — совокупность деятельности ребёнка, создающая современно новые материальные и духовные ценности или создание объективно нового материала.
Творческие способности дошкольника – это личные качества, которые определяют успешность творческой деятельности. Творческие способности – это совокупность многих качеств дошкольника. Например: замечать то, чего не видят другие, за короткое время давать множество разных своеобразных идей, без труда ассоциировать отдаленные понятия, также, стремление к познанию, применение навыков, которые он приобрел во время решения проблемы к решению другой проблемы, самому создавать новое решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений, быстро распознавать закономерность развития предмета.
Творческие способности часто начинают проявляться в раннем возрасте детей, когда родители смогут быстро их узнать и помочь ребенку их развивать, то в будущем творческие способности могут проявиться в виде какого-либо таланта
Творческие способности проявляются в выборе темы игры, аппликации, скульптуры, рисунка, также в поиске способов создания того, что задумано, даже в том, что дети не повторяют то, что увидели , передают то, что видят, слышат и даже чувствуют.
У детей присутствуют разнообразные способности, задача взрослого выявить и развить эти способности.
Развитие ребенка требует большого внимания со стороны всех окружающих его взрослых. Нужно создавать хорошую психологическую обстановку, когда вы занимаетесь с ребёнком, также искать слова, которые будут поддерживать новые творческие начинания ребёнка, относиться к ним тепло и с пониманием. Также нужно аккуратно, по-доброму, ласково, ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. Если ребёнок делает что-то неудачно, то нужно посочувствовать и никогда не ругать и не высказывать своё негативное мнение.
Чтобы сильнее и быстрее раскрыть творческие возможности детей, а также дать успешное творческому развитие детей, необходимо, чтобы были следующие условия: физические занятия нужно начинать с первых месяцев жизни детей (это очень скажется на развитии школьника, а затем и взрослого человека), обстановка должна быть подобающей для развития ребёнка ( предлагать ребёнку краски, карандаши, кубики с буками с самого раннего возраста), перед детьми нужно ставить больше задач, которые со временем нужно усложнять и увеличивать ( нужно постоянно повышать планку заданий перед ребёнком),ребёнку нужно предоставлять большую свободу в выборе деятельности (ребёнок сам должен выбирать то, чем он хочет заниматься, а не навязывать ему своё мнение), взрослый должен помогать ребёнку, но очень ненавязчиво и в пределах разумного (нужно предоставлять ребёнку больше свободы), создание комфортного психологического климата (как в семье, так и в детском саду).
Когда вы организуете и развиваете творческую деятельность ребенка, то в результате создается что-то новое (это может быть предмет внешнего мира, новые знания об этом мире, чувства, которые отражают своё отношение к современному миру.
Результаты по развитию творческих способностей мы увидим только тогда, когда будут организованы совместные усилия педагогов детского сада и членов семьи ребёнка. Следовательно, нужно организовывать беседы и лекции для членов семей детей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье и давать рекомендации родителям детей по развитию творческих способностей детей.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Литература:
1.Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю.Модестов.- СПб.: издательство Буковского, 1994.
2.Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н. Выготский.- СПб.: Союз, 1997.
3.Ендовицкая, Т.О Развитии творческих способностей / Т.О. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2015.- № 12.- С. 73-75.
4.Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [Текст] /Р.И. Жуковская.- М., 2014.
5.Кудрявцев, В., Синельников, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей /В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. - 2016.- № 9. - С. 52-59, - № 10. - С. 62-69.
6.Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст] / Л. Прохорова.- Дошкольное воспитание.- 1996 № 5