Внеурочная методическая работа с одаренными детьми "Путь к Олимпу"
«Один язык приводит вас в коридор жизни.
Два языка открывают все двери на этом пути.»
(Френк Смит)
Актуальность.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны. Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей.
Суть работы.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.
Данная программа рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
В процессе обучения по данному курсу учащиеся знакомятся с форматом олимпиады и практикуются в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по иностранным языкам.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.
Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.
Цель программы
– развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников и других профильных олимпиадах по английскому языку.
Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Структура и основное содержание
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Целевая аудитория: школьники 7 – 9х классов. Тематическое планирование составлено на 34 учебных часа.
Программа разработана на основе пособий “Английский язык. Всероссийские олимпиады.”, а также пособий А.П.Гулова «Great Lengths», Ю.Б.Курасовской «Key to Success», К.С.Махмурян «Олимпиады по английскому языку».
В основе программы лежат следующие методические принципы:
Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
Этапы реализации методической системы:
1. Первый этап работы - это выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Дети начинают изучать иностранный язык во 2 классе, и уже в этом возрасте видны будущие «звёздочки». В большинстве своём эти дети выделяются на фоне остальных. Главное - их заметить и начать длительную кропотливую работу по подготовке будущих олимпиадников. Сначала – нестандартные индивидуальные задания на уроке, потом дополнительный материал во время внеурочной деятельности, а в более старшем возрасте индивидуальные занятия для «натаскивания» на формат олимпиад.
. 2. Второй этап работы - построение внеурочных занятий для учащихся с нестандартным мышлением, проявляющих особый интерес и демонстрирующих способности по предмету. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний, но важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий.
На данном этапе дети сами начинают проявлять интерес к различным олимпиадам и конкурсам, чувствуют уверенность в своих силах и хотят показать чему они научились. В этот период особенно важно их поддержать.
.
3. Третий этап работы – участие в более серьёзных олимпиадах и конкурсах, иногда даже соперничество с более старшими детьми, участие в профильных сменах, которые дают ценный, ни с чем не сравнимый опыт.
Методические рекомендации по реализации учебной программы
Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.
Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным олимпиадным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудностей.
Программа может быть расширена за счет привлечения дополнительного материала для проведения тренингов или сокращена за счет уменьшения времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей подготовке учащихся. Возможно, предложить учащимся дополнительные тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой.
Формы и методы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку основана на двух формах: индивидуальная и групповая. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Используются следующие виды работ:
Типы заданий: множественный выбор, установление соответствий, установка порядка следования событий в тексте, анализ текста, подстановка, перефразирование, составление плана, подбор синонимов, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок.
Оценивание знаний, умений и навыков
В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:
Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание.
Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.
По итогам прохождения курса учащиеся должны овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий:
Listening
Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке
Необходимо уметь:
- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.
Reading
Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста
Use of English
Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте
Writing
Нужно продемонстрировать умение писать простые связные тексты на известные или социально значимые темы, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета
Speaking
Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с другим участником олимпиады
В рамках монолога необходимо уметь:
- составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы, учитывая коммуникативную ситуацию;
- изложить и обосновать свое мнение;
В рамках диалога необходимо уметь:
- начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал
- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д.
Ожидаемые результаты
Главным результатом является готовность учащихся к участию в олимпиаде. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам олимпиады.
Основное содержание курса
«Грамматика и лексика»
Типология заданий олимпиад
Критерии оценивания олимпиадных заданий
Система времён английского глагола
Фразовые глаголы, идиомы
Страдательный залог. Безличные конструкции
Причастные и деепричастные обороты, их использование
«Чтение и аудирование»
Разные типы заданий
Стратегии их выполнения
Интегрированные задания
«Письмо»
Структура Review
Структура Short Story
Структура Report
«Страноведение»
Великобритания: политическое устройство, географическое положение
Основные исторические события и личности
Культурные особенности и символы
Англоговорящие страны: интересные факты
№ | Наименования разделов и тем |
Блок “Грамматика и лексика”-9ч | |
1 | Входная диагностика по курсу |
2 | Типология заданий олимпиад |
3 | Критерии оценивания олимпиадных заданий |
4 | Система времён английского глагола |
5 | Фразовые глаголы, идиомы. |
6 | Выполнение типовых олимпиадных заданий раздела “Use of English” |
7 | Страдательный залог. Безличные конструкции. |
8 | Причастные и деепричастные обороты, их использование. |
9 | Тестирование по блоку “Грамматика и лексика” |
Блок “Чтение и аудирование”-12ч | |
10 | Стратегия выполнения заданий раздела “Reading”, тип “перекрёстный выбор” |
11 | Выполнение типовых олимпиадных заданий раздела “Reading” |
12 | Стратегия выполнения заданий раздела “Reading”, тип “множественный выбор” |
13 | Особенности выполнения олимпиадных заданий раздела “Reading” |
14 | Выполнение типовых олимпиадных заданий раздела “Reading” |
15 | Тестирование по блоку “Reading” |
16 | Стратегия выполнения заданий раздела “Listening”, тип “альтернативный выбор” |
17 | Отработка заданий раздела “Listening” |
18 | Стратегия выполнения заданий раздела “Listening”, тип “множественный выбор” |
19 | Стратегия выполнения интегрированного задания “Listening and Reading” |
20 | Выполнение типовых олимпиадных заданий. |
21 | Тестирование по блокам “Listening”, “Reading” |
Блок “Письмо”-5ч | |
22 | Структура Review, особенности написания отзывов |
23 | Структура Short Story, особенности написания рассказа в формате ВсОШ |
24 | Выполнение типовых олимпиадных заданий. |
25 | Структура Report, особенности выполнения заданий данного формата |
26 | Тестирование по блоку “Письмо” |
Блок “Страноведение”-6ч | |
27 | Великобритания: политическое устройство, географическое положение |
28 | Великобритания: основные исторические события и личности |
29 | Великобритания: культурные особенности и символы |
30 | Выполнение типовых олимпиадных заданий |
31 | Англоговорящие страны: интересные факты |
32 | Тестирование по блоку “Страноведение” |
Блок “Говорение” | |
33 | Выполнение заданий ВсОШ предыдущих лет |
34 | Выполнение заданий ВсОШ предыдущих лет |
Реализация программы способствует индивидуализации процесса обучения. Она ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.
Результативность методического курса:
Построение внеурочных занятий для учащихся с творческим нестандартным мышлением приносит свои положительные результаты. Мои воспитанники являются победителями и призерами муниципальных и региональных олимпиад, занимают первые места на творческих и интеллектуальных конкурсах, имеют высокие баллы на ОГЭ и ЕГЭ.
Оценка полученных результатов внедрения моей методической системы.
Методическая система «Путь к Олимпу» получила высокую оценку со стороны коллег из гимназии и других школ города:
- Заседание школьного методического объединения учителей иностранных языков (август 2020г..);
- Заседание городского методического объединения учителей английского языка г.о.Подольск от 25.08.2021 г.);
В настоящее время программа успешно проходит апробацию в параллелях 7-х, 8-х, 9-х классов МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» Г.о.Подольск