Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Встреча Весны с жаворонками"

Цель формирование представлений у детей о народном празднике «Жаворонки» с использованием малых форм фольклора. Задачи Образовательные 1. познакомить с народным праздником «Жаворонки» 2. приобщать детей к народным обычаям и обрядам 3. продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора заклички 4. уточнить представление детей о перелетных птицах 5. познакомить детей с птицей – жаворонок, его внешним видом, питанием, пением 6. выучить закличку про жаворонка 7. упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов и обогащать словарный запас. Развивающие 1. развивать любовь к русскому народному творчеству 2. развивать речевую активность, координацию движений Воспитательные 1. воспитывать бережное и внимательное отношение к природе 2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству, желание участвовать в народных играх, хороводах.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Номинация: «Лучший конспект занятия»

Юзумайте Анастасия Эдуардовна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 «Лукоморье» комбинированного вида», г. Северодвинск

+ 7 (902) – 196 – 96 – 91

iuzumayte2015@yandex.ru

Конспект НОД «Встреча Весны с жаворонками»

(с элементами форм малого фольклора) с детьми второй младшей группы (3 – 4 лет)

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Ознакомление с миром природы»

Тема: «Встреча Весны с жаворонками»

Цель: формирование представлений у детей о народном празднике «Жаворонки» с использованием малых форм фольклора.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить с народным праздником «Жаворонки»;

2. приобщать детей к народным обычаям и обрядам;

3. продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора (заклички);

4. уточнить представление детей о перелетных птицах;

5. познакомить детей с птицей – жаворонок, его внешним видом, питанием, пением;

6. выучить закличку про жаворонка;

7. упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов и обогащать словарный запас.

Развивающие:

1. развивать любовь к русскому народному творчеству;

2. развивать речевую активность, координацию движений;

Воспитательные:

1. воспитывать бережное и внимательное отношение к природе;

2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству, желание участвовать в народных играх, хороводах.

Методы и приемы: художественное слово, игра, наглядный, словесный.

Материалы: картина «Весна»; картинка жаворонка, аудиозапись пения жаворонка; выпечка – колобки, птички, пряники в тарелочках; шесты с птичками; свистунки; картинки перелетных птиц (ласточка, скворец, соловей); солнышко; колокольчик; шапочка – жаворонок; детские народные костюмы.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций с изображением весны, весенних признаков; разучивание народных игр, хороводов; знакомство с зимующими и перелетными птицами.

Предварительная работа воспитателя: изучение истории и традиций народного праздника «Жаворонки»; подбор хороводных игр и закличек по возрасту и возможностей детей; подбор иллюстраций; выпекание птичек на палочке; подбор народных костюмов (мальчикам – рубашки с поясом; девочкам – сарафаны и косынки) и атрибутов для проведения праздника.

Словарная работа: весна, закличка, жаворонки, жаворонушки, праздник «Жаворонки», солнышко – колоколнышко, перелетные птицы.

Структура занятия:

Организационный момент

Рассматривание иллюстрации «Весна»

Основная часть

Знакомство и заучивание заклички «Весна»

Хороводная игра

Познавательная ситуация (знакомство с жаворонком и рассказ о празднике «Жаворонки»)

Сюрпризный момент (раздача жаворонков на шесте)

Знакомство и заучивание заклички «Жаворонушки»

Предметная деятельность – посвистеть в свистульки

Знакомство и заучивание заклички «Солнышко»

Хороводная игра «Солнышко»

Дидактическая игра «Найди жаворонка»

Подвижная игра «Жаворонок»

Окончание занятия

Подведение итогов (анализ вместе с детьми о проведенной работе)

Раздача подарков

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное занятие! Давайте для начала рассмотрим иллюстрацию.

Рассматривание иллюстрации «Весна» (беседа с наводящими вопросами).

Какое время года изображено?

Почему Вы так решили?

Почему мало снега?

Что вы видите на небе?

Основная часть

Воспитатель: Скорее бы весна пришла,

Тепло в наш северный край принесла.

Ребятки мои хорошие, а давайте будем вместе весну песнями встречать, птичек зазывать, а зиму прогонять!

Закличка: Весна, весна красная!

Приди, приди с радостью! (2-3 раза)

Хоровод «Вот уж зимушка проходит»

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит,

Люли, люли, проходит!

Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит!

Люли, люли, приводит!

Прощай, саночки, конёчки,

Наши зимние дружочки,

Люли, люли, дружочки!

Прощай, зимушка – старушка,

Ты седая холодушка,

Люли, люли, холодушка!

движение по кругу

пяточка – носочек

«фонарики»

движение по кругу

Воспитатель: Что же нам делать? Как весну позвать? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы весна скорее пришла, нам птички помогут.

Познавательная ситуация (знакомство с жаворонком и рассказ о празднике «Жаворонки»)

Рассказ о жаворонках (рассматривание картинки).

Жаворонок – это первая весенняя птица, которая возвращается в родные края после зимы. Окраска у жаворонка коричневая, но есть и пестрые перышки, которые помогают ему прятаться в траве. Питаются жаворонки ягодами и жуками. Жаворонок очень красиво и звонко поет. Давайте закроем глазки и послушаем его несенку (запись пения).

Раньше, в давние времена, наши бабушки и дедушки по прилету жаворонков определяли, что наступила весна. В этот день отмечали северный народный праздник «Жаворонки». В праздник «Жаворонки» рано утром пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в курятник – считалось, что это поможет курочкам лучше нести яйца и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле и распевали песни, которые привлекали жаворонков, а с ними весну (наглядность).

Сюрпризный момент (раздача жаворонков на шесте)

Воспитатель: Давайте вместе позовем жаворонков (с жаворонками на шесте). А чтобы их позвать, надо сказать закличку.

А кто знает, что такое «закличка»?

Ребята, а как можно ласково назвать «жаворонков» (жаворонушки).

Давайте сначала я вам расскажу закличку, а потом мы повторим все вместе:

Жаворонушки,

Жаворонушки!

Прилетайте к нам.

Весну ясную,

Весну красную

Принесите нам! (2 – 3 раза)

В руках у воспитателя появляются жаворонки-свистунки.

Воспитатель: Жаворонушки, помогите нам весну позвать. Зимую лютую прогнать. Мы звонким пением весну позовем, она услышит нас и придет! (свистят в свистульки).

Воспитатель: Смотрите! Весна – красна услышала наши звонкие голоса и послала нам солнце.

Подходят к солнцу.

Закличка: Здравствуй, солнце красное!

Здравствуй, солнце ясное!

Воспитатель: А как еще можно назвать ласково солнце? (солнышко-колоколнышко)

Воспитатель: Ребята, а давайте вместе попросим солнышко согревать нас своим теплом? Вы сначала послушайте, а потом мы повторим вместе.

Закличка: Солнышко, колоколнышко!

Свети ярче, всех согрей,

И нам станет веселей. (2 – 3 раза)

Воспитатель: а теперь давайте встанет в хоровод и споем песенку для солнышка.

Хоровод «Солнышко».

Солнышко весеннее в хоровод пришло.

Солнышко весеннее принесло тепло.

Солнышко, солнышко, покажись, покажись!

Солнышко, солнышко, вместе с нами покружись!

движение по кругу

«фонарики»

кружимся на месте

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам еще поиграть. Теперь вы знаете, как выглядит жаворонок, а сможете его узнать среди других птиц? Давайте проверим?

Игра «Найди жаворонка» (4 картинки птиц – жаворонок, ласточка, скворец, соловей).

Дети называют птиц на картинках. Как одним словом их можно назвать? Это перелетные птицы или зимующие?

Воспитатель: Будем встречу продолжать, будем с птичками играть.

Подвижная игра «Жаворонок»

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив целый год!

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы, дружно играли. Славно мы повеселились. Заклички покричали, солнце, весну да птичек позвали (раздача жаворонков).

Что ребята вам понравилось сегодня?

Кто сегодня узнал много нового, поднимете жаворонка вверх?

Кто запомнил закличку, пошагайте?

Воспитатель: Ребята, я хочу вам подарить этих жаворонков. Пусть они напоминают вам о первом весеннем теплом солнышке, о празднике «Жаворонки». Вечером вы сможете поделиться с мамой и папой, а сейчас я предлагаю взять этих жаворонков с собой на прогулку и позвать весну еще раз!

Список использованной литературы

1. Борменкова, Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. – Москва, 2018

2. Ельцова, О.М. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций – Москва, 2018

3. Зиновьева, Л.В., Захарова, Н.И., Макарова, Л.А. «Солнечные лучики»: Программа приобщения детей раннего возраста к фольклору местного края. – Северодвинск, 2008

4. Зиновьева Л. В., Петрова А. В., Тарохова А. А. Приобщение детей раннего возраста к истокам традиционной культуры Архангельского края / методические рекомендации. – Архангельск, 2003

Приложение

Фото 1 – жаворонушки на шесте

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области