Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием занятий по развитию речи

Цель уточнение знаний об общим недоразвитием речи III уровня с использованием занятий по развитию речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием занятий по развитию речи

Сидорова Анастасия Николаевна

студентка 4 курса специальности

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Бугаева Елена Тимофеевеа

научный руководитель, преподаватель,

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар

Аннотация: в данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности речи в общих чертах. Кроме того, в данной статье раскрывается значимость развития связной речи у детей с общим нарушением речи III уровня посредством занятия по развитию речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, III уровня, связная речь, монологическая речь.

Развитие связной речи для детей дошкольного возраста очень важно для формирования полноценной личности. Хорошо развитая монологическая связная речь позволяет последовательно, точно и образно излагать свои мысли. 

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфические человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного сотрудничества. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. [1]

Развитие связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. [2]

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [3]

На фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. [4]

Дети с ОНР III-го уровня испытывают сложности в овладении связной речью. [4]

Если не развивать речь детей с ОНР, не корректировать недостатки речи, это может привести к трудностям коммуникации, познавательной деятельности и прочим функциям речи. [5, с. 174]

Поэтому в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи, являются центральной задачей речевого воспитания детей с ОНР III уровня.

Для развития связной монологической речи детей с ОНР III уровня существует множество форм, методик и приёмов.

Занятие является основной формой обучения и познавательного развития ребёнка.

Занятия по развитию речи являются ведущим способом развития связной монологической речи детей, ведь основной деятельностью на таких занятиях является речевая деятельность.

Занятия по развитию речи отражают специфику обучения родной речи, дополнят систему общедидактических принципов и взаимодействуют с ними и друг с другом. [6]

Исходя из вышесказанного, целью исследования является выявление эффективности занятий по развитию речи в развитии связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 

Мы предполагаем, что занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будут эффективны, если:

Проблемой развития связной монологической речью занималось множество учёных. Разные учёные выделили свои определения, что же такое связная речь.

Так, Так, М.М. Алексеева и В.И. Яшина определяют связную речь как смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. По их мнению, это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. 

С.Л. Рубинштейн в свою очередь объяснял связность как «адекватность речевого оформления говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя» [7, с.45].

Так, А. П. Усова считала, что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, которые в обычных условиях развиваются слабо. Занятия помогают преодолеть стихийность речевого развития, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности. [6]

Для того, чтобы проверить гипотезу исследования на практике, возникла необходимость практического решения.

Так, была сформирована цель констатирующего этапа исследования: выявление уровня сформированности связной монологической речи у старших дошкольников с общими нарушениями речи третьего уровня.

Для реализации данной цели была подобрана авторская методика Василия Павловича Глухова.

Данная методика направлена на выявление уровня развития связной монологической речи посредством серии заданий.

Ребенку предоставляется 7 заданий.

Целью первого задания является определение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.

Ребёнку предоставляются картинки следующего содержания: «мальчик сажает дерево»; «девочка копает снег»; «мальчик делает скворечник»; «девочка кормит птиц»; «девочка везет малыша в коляске».

При показе каждой картинки ребенку задавался вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?».

Целью второго задания является выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания

Ребенку предлагались три картинки: «девочка», «корзинка», «лес». Необходимо было назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах.

Целью третьего задания является выявление возможностей детей с ОНР в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре литературный текста.

Педагог говорит: «Я сейчас прочитаю текст, а ты внимательно послушай». Читает текст. После прочтения говорит: «Я еще раз прочитаю текст, а ты послушай и запомни». После повторного прочтения ребёнку необходимо было пересказать.

Целью четвёртого задания является выявление возможностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Ребенку предлагаются серии из трёх-четырёх картинок по сюжетам Николая Эрнестовича Радлова «Ежик», «Кошки и птичка». Ребенку дается инструкция: «Посмотри внимательно. Что изображено на картинках?». После ответа ребёнка, педагог даёт следующую инструкцию: «А теперь давай составим рассказ по картинкам»

Целью пятого задания является выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Ребенку предлагалось составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду («На нашем участке»)

Целью шестого задания является выявление уровня владения составлением описательного рассказа.

Ребенку предлагалось в течение нескольких минут внимательно рассмотреть куклу, представленную перед ним, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Педагог говорил: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине, назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове».

Целью седьмого задания является выявление возможностей детей в самостоятельном творческом рассказывании, умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал.

Ребенку предлагалась картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывался текст незавершенного рассказа, и предлагалось придумать его окончание.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области