Использование дидактических игр в процессе обучения детей с ТМНР
1Я думаю, что все согласятся со мной, что игра является эффективным средством развития и воспитания детей с ТМНР. Играя в различные игры, ребёнок запоминает учебный материал, учится чему-то новому, закрепляет приобретённые навыки.
Сегодня я познакомлю Вас, уважаемые коллеги, только с некоторыми играми, которые помогают моим детям получать представления о различных явлениях, предметах, приобретать знания, умения, навыки на уроках.
Дидактическая игра используется мной практически на всех уроках и коррекционных занятиях.
Очень важным является подбор игр. Подбор игр проводится так: если ребёнок не может выполнить задание в предлагаемом варианте, упрощаю и снижаю требования.
В других случаях, когда ребёнок справляется с поставленной задачей, могу предложить игры более сложного уровня. И всегда помню, не забываю, что игровой материал должен быть доступен для ребёнка с любым видом нарушения.
2.Например, игра «Магнитные истории – времена года» - очень увлекательная развивающая игра. Расставляя фигурки и создавая свою магнитную историю, дети знакомятся с временами года, с их признаками, какую сезонную одежду люди носят в каждое время года, какими видами спорта занимаются, как звери готовятся к зиме, какой урожай собирают, какие появляются первыми цветы весной и насекомые летом, в какое время года дети идут в школу и т.д. Можно предложить несколько вариантов игры:
3.Игра классная! Универсальная! А как она успокаивает эмоционально возбужденных учеников!
Играем мы еще в игру, тоже магнитную «Одевашки», с помощью которой ребенок повторяет названия предметов одежды, учится подбирать их по сезону.
4Могу разделить свои игры на 3 вида:
1 Настольно – печатные
2.Игры с предметами
3.Словесные
5.Часто на уроках предлагаю детям собрать пазлы, которые помогают нормализовать напряжение рук, снять умственную усталость. Для Кати, состоящие из 3-4 частей, для Саши и Никиты увеличиваю детали. Они разной тематики: животные, сказки, геометрические фигуры, профессии. Узнаем, кто придет к нам в гости на урок? Или какое домашнее животное есть у меня дома? На чем я сегодня приехала в школу? Что вчера я купила в магазине?
Дидактическая игра как средство обучения может быть использована при усвоении любого программного материала.
6.С интересом мои дети играют еще в одну обучающую настольную игру «Словарное бинго». Для неговорящих детей – один вариант игры можно предложить – самый простой: ученик рассматривает картинки, находит подходящий силуэт и кладет на это место правильную деталь. Для усложнения можно попросить ребенка вслух называть то, что нарисовано на картинке и находить этот же предмет на иллюстрации. Другой вариант – «Угадай по описанию»: учитель говорит, он белый, лапки красные, умеет плавать, летать, ходить и т.д.
7.Игры с прищепками не только прекрасно тренируют пальчики рук, но и в увлекательной форме помогают запомнить числа и цифры, усвоить их смысл, подготовить учащихся к элементарным арифметическим 8..9..10
Дети очень любят играть в игру «Кто где живет?», «Кто что ест?», «Чей детеныш?», «Вкусный сок», «Кто с какой буквой дружит?», «Укрась зонтик».
11. 12.Игры «Волшебный мешочек», «Что в сундучке», игры с водой – развивают тактильные ощущения, развивают восприятие, речь. Можно использовать разные материалы в работе с этими играми: мелкие игрушки, шишки, массажные мячи, пуговицы, ткань, семена гороха и фасоли.
При проведении уроков «Окружающий природный мир», «Изобразительная деятельность» используется природный материал (листья, веточки, овощи, фрукты). Например, такие игры: «Угадай, что это» с завязанными глазами ребёнок должен отгадать и назвать, попробовав на вкус овощ или фрукт. «Собери все фрукты» или «Собери все овощи», эти игры развлекают детей, развиваются вкусовые качества. А перед тем, как нарисовать осенние листочки на уроке изо, я устроила в классе листопад, разбросав листья с разных деревьев. Предложила их собрать каждому в букет, сосчитать, разложить по цветам, по форме, определить с каких деревьев
Как вы видите, некоторые игры сделаны своими руками, многие идеи взяты из интернета, некоторые переработаны. Настольные игры приобретались мной и родителями моих учеников.
Использование сюжетно-ролевой игры в учебной и внеучебной деятельности является хорошей основой для социализации данной категории детей в обществе.
Игры на бытовые сюжеты «Магазин», «Дом, в котором я живу»», «Принимаем гостей», «Мамины помощники», на темы безопасности «Один дома», «Знаешь ли ты правила дорожного движения», «Звонок в пожарную службу» помогают запомнить детям свой адрес, правила дорожного движения, номера телефонов служб спасения, учат вести себя в общественных местах и постепенно приобретать навыки общения с окружающими, оказывать посильную помощь взрослым.
Любимая игра «Дочки-матери». Катя Г. – готовая няня: и поет, и укладывает спать, и накормит, и оденет. Бабушка Никиты М. нашила нарядов для кукол, так что дети тренируются в выборе сезонной одежды, в застегивании пуговиц, завязывании ленточек, складывании одежды.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. А для данной категории детей, эмоциональная сторона организации игры - важное условие.
Подводя итог, хочу обратить внимание, что это только часть игр, используемых на уроках, позволяющих детям с проблемами в развитии обучаться в легкой игровой форме, получать удовольствие, достигая в игре результатов и не уставать на уроках.
29.12.2021 Шатная О.В.