Познавательный проект "Мамины профессии"
Актуальность проекта:
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике разработана недостаточно. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности. Представления дошкольников о профессиях ограничиваются, в основном, профессиями родителей, воспитателя, продавца, врача, полицейского. Но и об этих профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих знаний является важным звеном социальной адаптации ребенка.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Воспитание любви и уважения к родной матери является важнейшей составляющей нравственно-этического воспитания ребёнка.
Цель:
Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий мам (взрослых в ближайшем окружении).
Задачи проекта:
• Расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлений о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат).
• Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе.
• Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.
• Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать своё отношение к той или иной профессии.
• Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств.
• Развивать чувство гордости за свою маму, чувство собственного достоинства.
• Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
• Воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
Участники проекта:
• Воспитатели группы.
• Дети старшего дошкольного возраста.
• Родители воспитанников группы.
Гипотеза:
Дети знают, что их мамы работают, но мало знают где и кем. В ходе реализации проекта дети получат знания о женских профессиях, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к занятию матерей, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о профессиях, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе мам и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Этапы работы над проектом:
1 этап - Подготовительный.
• Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.
• Подбор методической и художественной литературы по теме.
• Разработка мероприятий по теме проекта.
• Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
2 этап – Основной. Реализация проекта.
• Беседа с детьми - «Мамы разные нужны. Мамы всякие важны», «Я горжусь своей мамой».Цель: формирование представлений о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме.
•Просмотр презентации о женских профессиях «Мамы разные нужны»
Цель: формирование представлений о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме.
•Чтение художественной литературы:С. Михалкова «А что у вас?»,«Строители» Б. Заходер, «Доктор Айболит» К. Чуковский, Рассказы о маме «Мамины руки», «Посидим в тишине» Е. Благинина.
• Вечер загадок о профессиях мам.
Цель: Закреплять представление о разных профессиях.
• Наблюдение за трудом взрослых: экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, в костелянскую.
Цель: познакомить детей с профессиями работников детского сада.
• Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин».
Цель: Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость профессий, расширять представления о работниках, формировать навыки культуры поведения в общественных местах.
• Дидактические игры «Кому что нужно?»Цели. Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.
Игра «Кем работает?» Цель. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление форм творительного падежа имен существительных, притяжательных прилагательных).
Игра «Будь внимательным» Цель. Совершенствование навыков звукового произнести названия профессий. Затем он дает анализа слов.
• Работа с родителями: Маме рассказать ребёнку о своей профессии, экскурсия на рабочее место мамы (по возможности, принести фотографию мамы на рабочем месте, выставка «Профессии наших мам».
3 этап – Заключительный. Подведение итогов.
•Аппликация «Открытка для мамы»
• Выставка детских работ «Кем я хочу стать»
Цель: продолжать формировать у детей интерес к аппликации из бросового материала; развивать творческое воображение, фантазию.
• Оформление альбома «Профессии наших мам»
Цель: расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей.
• Праздник «Самая любимая, мамочка моя!»
Цель: Воспитывать у детей доброе, внимательное отношение к маме. Развивать артистичность и творческие способности детей.
Результат проекта:
У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Более подробно познакомились с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей воспитанников. Дети получили знания о работе родителей, которые могут применять в сюжетно-ролевых играх. В группе пополнена предметно-развивающая среда атрибутами. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволила осознанно освоить тему «Профессии», что послужило начальной ступенькой к их социализации.