Нетрадиционные техники рисования, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
МАОУ СШ «Комплекс Покровский»
воспитатель
Балюта Валентина Сергеевна
На сегодняшний день современное общество испытывает потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития дошкольного образования, введенного в ФГОС ДО.
Занятия изобразительным творчеством может дать ребенку опыт, необходимый для полноценного развития, что бы он мог почувствовать красоту и гармонию природы, лучше понять себя и других людей, выражать оригинальные идеи и фантазии, стать счастливым человеком.
Наблюдая за тем, как дети эффективно применяют различные техники рисования и обсуждают их между собой, Я как педагог поняла о необходимости использования нетрадиционных техник рисования, которые создают ситуацию успеха воспитанникам, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники рисования стимулируют у детей положительную мотивацию деятельности, снимают страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования, Многие виды нетрадиционного рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего периода времени, отведенного на рисование.
Главная цель моей работы -внедрить в работу с детьми систему использования нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения, эстетического мировосприятия.
Работая над данной задачей, я стараюсь создать четкую систему приобщения детей старшего дошкольного возраста к изобразительной деятельности, которая дает широкие возможности для экспериментирования с различными материалами. Создаю условия для развития художественной деятельности, замечаю и поддерживаю к ней интерес ребенка. Приобщаю детей к использованию нетрадиционных техник, поддерживаю инициативу ребенка, его стремление что-либо изобразить, представлять право выбора материала, средств..
Использую разные техники беспредметного рисования: рисование пальчиками и ладошкой, оттиск поролоном и смятой бумагой, скатыванием бумаги, тычок жесткой полусухой кистью, набрызгивание, граттаж, кляксоргафия, отпечатки листьев, рисование по сырой бумаге, рисование мыльными пузырями, цветными ниточками, рисование свечой. Каждый их этих занимательных приемов - это не только новое и интересное средство познания окружающего мира, но и маленькая игра, которая доставляет детям радость и положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации. Такие методы, предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с различным материалом, который должен обеспечить свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования.
Проведенная работа показала, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусства. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Еще одним положительным результатом работы является участие детей в конкурсах и выставках различного уровня.
Таким образом, результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Выставка детских работ, выполненных нетрадиционной техникой рисования