Лукичева Юлия Анатольевна,
воспитатель,
МБОУ «СОШ № 33», г. Бийск, Алтайский край
Педагогические условия литературного развития старших дошкольников
В настоящее время, время информационных технологий, роль книги существенно изменилась. Родители замещают чтение литературы просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.Современные дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать и писать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. По статистике уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге различные гаджеты (телевидение, видеопродукцию, компьютер), поэтому перед педагогами стоит задача заинтересовать юных воспитанников, привить им интерес к литературным произведениям, которые предоставляют возможность домыслить, «пофантазировать».
Ценность литературного развития дошкольников в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, способствует более осознанному выбору произведений для чтения, прививает любовь к чтению, а также способствует развитию словаря и связной речи.
Совместная деятельность и взаимодействие с родителями помогают детям быть более открытыми и свободными в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку.
Проблема в том, что у взрослых почти отсутствует потребность в чтении, в общении с искусством, в собственном творческом выражении. Как следствие у современного ребенка зачастую нет примера, которому он мог бы следовать, нет необходимой для естественного развития, тяги к книге и чтению и художественному слову. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо планировать и вести специальную работу, направленную на формирование интереса к книге и чтению у детей начиная с младшего дошкольного возраста.
Главный результат проведенной работы будет состоять в том, что дети начнут ценить книги, захотят их читать, рассматривать их, а также начнут обмениваться своими впечатлениями, активно используя в речи выразительные средства языка, смогут сочинять и фантазировать, и самостоятельно смогут поставить мини-спектакли.
В исследовании уровня литературного развития дошкольников удетей подготовительной группы использовалась педагогическая диагностика в виде беседы «Выявление особенностей восприятия и понимания литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста».
Анализ результатов показал, что преобладает низкий уровень литературного развития дошкольников в группе. Дети предпочитают слушанию другие занятия. Литературный опыт ограничен произведениями для детей более младшего возраста. При восприятии литературного произведения дети устанавливают связи между отдельными фактами без проникновения в подтекст, также не различают жанров литературных произведений. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Дети пассивны при обсуждении книги. Положительно откликаются на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяги к общению с книгой не испытывают.
Одним из условий литературного развития дошкольников является совместная деятельность воспитателя и детей. Совместная деятельность включала проведение викторин, дидактических игр, развлечений, которая позволила детям узнать много нового и интересного о жизни и творчестве писателей, а также формировать эмоционально-образное восприятие от прочитанных рассказов, сказок, стихотворений. При проведении совместной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса у детей, памяти, логического мышления, формировалось положительное отношение детей к книге.
Работа с родителями включала в себя проведение родительского собрания, консультаций, индивидуальных бесед. Проведенная работа позволила познакомить родителей с необходимостью литературного развития детей в современном мире.
Также был создан уголок книги для воспитания литературных интересов детей дошкольного возраста. В создании уголка участвовали родители и дети, воспитатель.
Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.
В процессе работы было замечено,что у детей заметно повысился интерес к художественной литературе, они стали больше времени проводить в уголке книги; очень многое узнали о жизни и творчестве писателей. Родители стали больше читать детям.
Литература