Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогические условия литературного развития старших дошкольников

Раскрыть ценность литературного развития дошкольников с целью более осознанного выбора произведений для чтения, воспитания любви к чтению, а также развития словаря и связной речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Лукичева Юлия Анатольевна,

воспитатель,

МБОУ «СОШ № 33», г. Бийск, Алтайский край

Педагогические условия литературного развития старших дошкольников

В настоящее время, время информационных технологий, роль книги существенно изменилась. Родители замещают чтение литературы просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.Современные дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать и писать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. По статистике уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге различные гаджеты (телевидение, видеопродукцию, компьютер), поэтому перед педагогами стоит задача заинтересовать юных воспитанников, привить им интерес к литературным произведениям, которые предоставляют возможность домыслить, «пофантазировать».

Ценность литературного развития дошкольников в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, способствует более осознанному выбору произведений для чтения, прививает любовь к чтению, а также способствует развитию словаря и связной речи.

Совместная деятельность и взаимодействие с родителями помогают детям быть более открытыми и свободными в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку.

Проблема в том, что у взрослых почти отсутствует потребность в чтении, в общении с искусством, в собственном творческом выражении. Как следствие у современного ребенка зачастую нет примера, которому он мог бы следовать, нет необходимой для естественного развития, тяги к книге и чтению и художественному слову. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо планировать и вести специальную работу, направленную на формирование интереса к книге и чтению у детей начиная с младшего дошкольного возраста.

Главный результат проведенной работы будет состоять в том, что дети начнут ценить книги, захотят их читать, рассматривать их, а также начнут обмениваться своими впечатлениями, активно используя в речи выразительные средства языка, смогут сочинять и фантазировать, и самостоятельно смогут поставить мини-спектакли.

В исследовании уровня литературного развития дошкольников удетей подготовительной группы использовалась педагогическая диагностика в виде беседы «Выявление особенностей восприятия и понимания литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста».

Анализ результатов показал, что преобладает низкий уровень литературного развития дошкольников в группе. Дети предпочитают слушанию другие занятия. Литературный опыт ограничен произведениями для детей более младшего возраста. При восприятии литературного произведения дети устанавливают связи между отдельными фактами без проникновения в подтекст, также не различают жанров литературных произведений. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Дети пассивны при обсуждении книги. Положительно откликаются на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяги к общению с книгой не испытывают.

Одним из условий литературного развития дошкольников является совместная деятельность воспитателя и детей. Совместная деятельность включала проведение викторин, дидактических игр, развлечений, которая позволила детям узнать много нового и интересного о жизни и творчестве писателей, а также формировать эмоционально-образное восприятие от прочитанных рассказов, сказок, стихотворений. При проведении совместной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса у детей, памяти, логического мышления, формировалось положительное отношение детей к книге.

Работа с родителями включала в себя проведение родительского собрания, консультаций, индивидуальных бесед. Проведенная работа позволила познакомить родителей с необходимостью литературного развития детей в современном мире.

Также был создан уголок книги для воспитания литературных интересов детей дошкольного возраста. В создании уголка участвовали родители и дети, воспитатель.

Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.

В процессе работы было замечено,что у детей заметно повысился интерес к художественной литературе, они стали больше времени проводить в уголке книги; очень многое узнали о жизни и творчестве писателей. Родители стали больше читать детям.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области