Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Формы организации учебной работы"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39 г. Владивостока»



«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ»

подготовила

учитель математики

Сланько Татьяна Викторовна

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ: ФРОНТАЛЬНАЯ, ГРУППОВАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся выделяются массовые (от 50 и более); коллективные (25-35 чел); групповые, микрогрупповые (2-10 чел); индивидуальные.

По месту учебы различаются: школьные (школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т.д.) и внешкольные формы (экскурсии, занятия на предприятиях и т.д.).

По длительности времени обучения: классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), уроки произвольной длительности (в зависимости от усталости, объема материала).

В педагогической практике приняты 3 формы организации учебной работы - фронтальная, индивидуальная и групповая. Они направлены на реализацию 3-х функций: образование, воспитание, развитие.

ФРОНТАЛЬНАЯ (КОЛЛЕКТИВНАЯ) ФОРМА организации учебной деятельности учащихся - такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики под руководством учителя одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты. Учитель работает со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. От учителя, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения.

Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть расчленено на ряд относительно простых заданий, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными учебными возможностями каждого ученика, учитывать индивидуальные возможности школьников, создавать на уроке атмосферу дружественных отношений между учителем и учащимися, вызывать у них чувство сопричастности общим достижениям класса. Наиболее распространенные формы: фронтальная беседа (ответы на вопросы), рассказ и лекция.

Достоинство: обучение большого количества учеников, можно управлять восприятием ученика, систематичность повторения, общение со всеми учениками, вовлечение всех в дискуссию.

Ряд существенных недостатков: она нацелена на некоего абстрактного (среднего) ученика, в силу чего часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своих разноуровневых работоспособности, подготовленности, фонда ЗУН не готовы (слабые - отстают, сильным - скучно). Трудность проверки каждого ученика, не учится индивидуальности.

Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь ученический коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Её результативность неизменно повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание школьников. Фронтальная работа может использоваться на всех этапах урока, однако она, будучи ориентированной на среднего ученика, должна дополняться групповыми и индивидуальными формами. Так, при изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.

ГРУППОВАЯ ФОРМА организации учебной работы - класс на уроке делится на группы (из 3-6 человек или пары) для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Работая в группе, ученики обмениваются информацией, дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга.

Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. При кооперативно-групповой класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцировано-групповая форма учебной работы характеризуется тем, что как постоянные, так и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям. К групповым относят также парную работу учащихся. Работой учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

В групповой работе все выполнение учебных заданий (от уточнения задачи, планирования, до самоконтроля) осуществляется самими учениками. Учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Условия эффективности: состав групп должен быть продуман и целесообразен; задания должны быть доступны, посильны; заранее определена форма проверки; уделять внимание слабым; учить сотрудничеству.

Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических работ, работ-практикумов по естественнонаучным предметам, при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения и т.д. В ходе такой работы максимально используются обсуждение результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой. Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы и т.д.

Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи. Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Достоинство: возникает большой психологический контакт, благоприятные условия для выявления индивидуальности, учитель корректирует результат, нуждающиеся в помощи получают ее со стороны учеников-консультантов. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Недостатки: сложности в комплектовании групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Шум; много времени.

Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА организации работы учащихся - каждый ученик получает на уроке для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками: справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.; решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

Индивидуальная работа учащихся осуществляется в рамках как фронтальных, так и групповых форм. Она не предполагает непосредственного контакта с другими учениками и по своей сущности не что иное, как самостоятельное выполнение учащимися одинаковых для всего класса или группы заданий. Если ученик выполняет по указанию учителя самостоятельное задание, как правило, учитывающее его учебные возможности, то такую форму организации работы называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. Когда же учитель специально уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму учебной работы называют индивидуализировано-групповой.

Выделяют 2 вида индивидуальных форм выполнения заданий:

Т.о., наиболее эффективной реализацией индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке является дифференцированные индивидуальные задания. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений.

Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца. Дифференциация для них должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение. Такая организация учебной работы дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании, самостоятельности. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся - процесс обучения может адаптировать конкретно для ученика, постоянный контроль результатов, воспитывается организованность, настойчивость в достижении цели, позволяет следить за каждым, помогать.

Недостаток: индивидуализированная форма ограничивает общение со сверстниками, коллективом, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях, ведет к разъединению, заносчивости. Учитель должен обладать высоким мастерством, уметь распределять внимание. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, эффективно при усвоении и закреплении новых знаний, для формирования УУД, обобщения и закрепления пройденного и т.д. Эффективно и самостоятельное изучение нового материала, предварительная домашняя проработка.

Многообразие типов и видов уроков открывает широкие возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учителя с учащимися. Эти формы организации учебной работы могут применяться как на обязательных (классных), так и на факультативных занятиях, как на уроках, так и на семинарах, практикумах и др. формах учебного процесса. Именно поэтому их называют общими формами организации учебно-воспитательной работы. Сочетание форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той атмосферы, которая установилась в классе.

Коллективная работа, возникающая только на базе дифференцированной групповой работы, должна иметь следующие признаки: класс воспринимает данное учителем как задание, за которое класс несёт ответственность, как коллектив и получает соответствующую социальную оценку; организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных групп под руководством учителя; действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой.

Отсюда следует, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, по существу является коллективной, по своему характеру она может быть сугубо индивидуалистической. При фронтальной работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций: все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только один учитель. Коллективное же обучение - это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной работе. Это может быть общение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.

Групповой вид деятельности является ведущей формой организации учебного процесса, так как он способствует решению многих дидактических и воспитательных задач. Он позволяет организовать совместную деятельность учащихся, нацеливает на сотрудничество и взаимопомощь между учениками, развивает коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе, учащиеся проявляют интерес к предмету, даже слабые ученики активно вовлекаются в учебный процесс и т.д. Таким образом, мы сможем помочь учащимся стать всесторонне развитой личностью, стать коммуникабельным, способным преодолевать трудности, помочь найти свой путь, занять достойное место в обществе.

Организация урока с позиции деятельности учащихся в рамках групповой работы позволяет также реализовывать и приоритеты Образовательной программы школы, такие как:

1.  Сформировать у учащихся определенные умения: рефлексия, анализ, планирование, умение вести дискуссию.

2.  Воспитывать учебную самостоятельность.

3.  Добиваться того, чтобы ученик становился главным субъектом процесса учения.

4.  Заинтересовать учащихся в саморазвитии, способности к самокоррекции.

5.  Способствовать формированию межличностных отношений в группе. Каждый ученик вносит маленькую часть своего труда, знаний и все вместе получают результат.

6.  Активизировать познавательную активность ученика.

7.  Итоговая цель – развитие личности каждого ученика в группе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области