Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль развивающей предметно- пространственной среды в развитии сюжетно-ролевой игры старших дошкольниковП

раскрыть как развитие развивающей предметно-пространственной среды влияет на всестороннее развитие ребенка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 3 курса,

специальность 44.02.01.,

Дошкольное образование

группа ДО 3(ф1)

НОСКОВА

Ирина Александровна

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

Курсовая работа

Руководитель: Т. Ю. Журавлёва,

преподаватель высшей

квалификационной категории

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………...…6

1.1. Особенности сюжетно-ролевой игры……………..…………...6

1.2. Влияние развивающей предметно- пространственной среды

на развитие сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников….11

Выводы по главе 1……………..……………………………………………….16

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ……………..………………………………17

2.1. Опыт практикующих педагогов по развитию сюжетно-

ролевой игры у старших дошкольников посредством развивающей

предметно-пространственной среды……………. ………………17

2.2. Методические рекомендации по обогащению развивающей

предметно-пространственной среды для развития сюжетно-

ролевой игры у старших дошкольников.…..………………………..20

Выводы по главе 2…………….……………………………….……...…….…..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….……...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………....………………..29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………….……………..……..32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. В настоящее время игра занимает самое важное место в жизни ребёнка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности, в процессе которой дети отражают окружающие их события; узнают, уточняют названия предметов, их признаков и качеств, действий и процессов, происходящих с предметами и людьми.

Подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников – это все игра дошкольника. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.

В пункте 2.7. ФГОС ДО сказано, что игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» [1, c.11].

Использование сюжетно-ролевой игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Сюжетно-ролевую игру изучали такие авторы, как О.В. Панова, О.В. Солнцева, Е.О. Смирнова, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, и др.

Данные авторы изучали характеристику сюжетно-ролевой игры, содержание игры, структуру игры, виды сюжетно-ролевых игр, классификацию игры.

Важно отметить, что на развитие сюжетно-ролевой игры оказывает развивающая предметно- пространственная среда.

Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [1].

Проблемой организации развивающей предметно-пространственной среды занимались такие исследовали, как Н. Я. Михайленко, О. А. Комарова, С. Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.

По мнению О.А. Комаровой, предметно-пространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия [4, с.9].

Данные авторы изучали характеристику предметно-пространственной развивающей среды, требования к предметно-пространственной развивающей среде, влияние развивающей предметно- пространственной среды на развитие сюжетно-ролевой игры у детей.

На сегодняшний день имеется противоречие между требованиями современного общества, государства к развитию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данного вопроса посредством развивающей предметно- пространственной среды, поэтому данная проблема является очень важной.

Проблема данного вопроса состоит в следующем: при каких условиях обогащения развивающей предметно-пространственной среды сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста будет развиваться?

Объект исследования: процесс развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние предметно- пространственной среды на развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретическое обоснование роли предметно- пространственной среды в развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть особенности сюжетно-ролевой игры.

2) Раскрыть влияние развивающей предметно- пространственной среды на развитие сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

3) Описать опыт практикующих педагогов по развитию сюжетно-

ролевой игры у старших дошкольников.

4)Разработать методические рекомендации по обогащению развивающей предметно-пространственной среды для развития сюжетно-

ролевой игры у старших дошкольников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, разработка практических рекомендаций.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра происходит из столкновения двух обстоятельств: с одной стороны, сильная потребность детей активно и деятельно принимать участие в жизни старших, выполнять деятельность аналогичную, быть уважаемым и принимаемым, а с другой стороны - ограничения объективного характера, делающими невыполнимым полноценное участие детей в социальной жизни. Только если взрослый, предлагает ребёнку игрушку и способ действия с ней и показывает сходство условных игровых действий с реальными, то у детей открывается возможность овладеть первичными смыслами деятельности и отношениями между индивидами. Вне общения игра не возникает, никакого «инстинктивного» механизма ее формирования не существует.

Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «Овладение детьми более широким, непосредственно доступным им кругом действительности может совершаться только в игре» [5, c.25].

Важно отметить, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, имитируя и выполняя его социальные и профессиональные функции.

Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры занимались такие учёные как: Н.Ф. Губанова, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.

Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними» [22, с.30].

К.Д. Ушинский считал, что самое главное в сюжетно-ролевой игре то, что ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к событию, которое он разыгрывает [17, c.207].

Г.А. Урунтаева указывает, что сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представление ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых [18, c.61].

Ряд исследователей рассматривали игру в качестве своеобразного защитного механизма психики, который позволяет «проиграть» запрещенные обществом «сценарии» и избавиться от напряжения, связанного с нереализованностью агрессивных и сексуальных потребностей [9, c.53].

Ролевые игры всегда имеют определенную тему. Чаще всего, дошкольники выбирают «дочки-матери», «больницу», «магазин» или «супермаркет», «школу», «парикмахерскую» и подобные общеизвестные темы. При этом дети ведут игру с соблюдением всех известных им правил поведения в тех ситуациях, из которых состоит игра. Из этих фактов вытекает еще одна важная цель сюжетных игр – быть безопасной тренировочной площадкой для постижения новых знаний и для проявления эмоций.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница и т. д.).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полёты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «лётчиков», в Зайца и волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. Режиссёрские» игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов или собственной жизни [24].

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.   Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
          На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий.

Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [22, с.185].

          В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное [19, с.286].

          Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
          Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Выполнение определённой роли ставит детей перед необходимостью поступать не так, как они хотят, а так, как это нужно по роли, подчиняясь при этом правилам поведения и социальным нормам. Дети встают на позицию другого субъекта, причем не одного, а различных. В пределах одного сюжета дети «глядят» на ситуацию глазами многих людей. Сейчас девочка может выполнять роль своей мамы, а завтра выполнит роль- дочки. Она осознаёт, как необходимо, чтобы мамочка позаботилась о своих детках, и как нужно, чтобы дочка была ласковой и послушной. Таким образом, перед детьми открываются не только правила поведения, но и их важность для поддержания и установления хороших взаимоотношений с другими индивидами. Осознается важность соблюдать определённые правила, т.е. формируется сознание, что нужно подчиняться им [18,c.62].

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие [16, с.520].

При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» – зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразным.

  Следовательно, можно сделать выводы, что в игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребенка. Формируется соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким целям. Происходит формирования общественно-значимых мотивов.     Перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.

          Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту.
          Наконец, развитие содержания игр зависит от умений ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Таким образом, можно сделать вывод, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней дети берут на себя роль взрослого, имитируя и выполняя социальные и профессиональные функции.

1.2. Влияние развивающей предметно- пространственной среды

на развитие сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников

Развивающая среда является одним из условий, которая обеспечивает качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает хорошие условия для развития личности и деятельности детей дошкольного возраста.

В научных исследованиях нет единых подходов в определении понятия «среда». Используются различные термины: развивающая предметная среда (С. Л. Новоселова); предметно-развивающая среда (В. А. Петровский); предметно-пространственная среда (Т. С. Комарова), предметно-игровая среда (Н. Т. Гринявичене и др.).

Как указывает С. Л. Новоселова, развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка [10, с.21].

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста.

По мнению О.А. Комаровой, предметно-пространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия [4, с.9].

В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:

1.Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.

2.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования.

Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

3.Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.

4.Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности.

Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.

5.Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.

6.Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

Т.А. Чугунова отмечает, что изучая возможности моделирования развивающей предметно-пространственной среды, как средства развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в групповом помещении ДОО воспитатели должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка старшего дошкольного возраста [20, c.982].

В основном наибольший интерес у детей вызывают такие сюжетно-ролевые игры, как «Детский сад», «Семья», «Больница», «Магазин». Игровые действия детей многообразны и логичны. Дети используют многофункциональные предметы и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Развернутая ролевая речь идёт на всем протяжении игры. Так, если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», он назовет свою роль. Дети в процессе игры сообща вырабатывают правила поведения, приучаются смело выражать свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Т.А. Чугунова анализируя наблюдение за игрой детей, отметила, что одной из самых любимых игр у детей является игра в «Семью». Предметом детских чувств, становятся взаимоотношения членов семьи. Например, одна из любимых игр детей «Как будто мамы нет дома». Наиболее популярными у детей старшего дошкольного возраста оказались традиционно-бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание малыша и другое. Сюда же входили такие варианты игр, как «Дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Винкс». У мальчиков чаще всего проигрывали сюжеты таких игр, как «Добрый и злой полицейские», «Тир». В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители [20, c.983].

Важно отметить, что в игровой среде для игры в сюжетно-ролевые игры должны быть атрибуты. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть разнообразными, красочными, эстетическими, так как именно с ними будут взаимодействовать дети. Для изготовления атрибутов можно использовать различный подручный материал: хозяйственные салфетки; губки для мытья посуды; ткань, синтепон, бумага, картон; изолон; соленое тесто, пластилин и др.

Дети также своими руками могут создавать атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Так, для игры «Кафе» они совместно с воспитателем могут создать кукол, которые будут посетителями кафе, создать муляжи продуктов из различных материалов. Воспитанникам детского сада намного интереснее будет играть игрушками, созданными своими руками.

Таким образом, можно сделать вывод, что развивающая предметно-пространственная среда при соблюдении психолого-педагогических условий стимулирует детей к развитию высокого уровня игровых умений в сюжетно-ролевой игре.

Выводы по главе 1

В первой главе нами была рассмотрена проблемароли развивающей предметно- пространственной среды в развитии сюжетно- ролевой игры старших дошкольников.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, имитируя и выполняя его социальные и профессиональные функции.

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представление ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста.

В основном наибольший интерес у детей вызывают такие сюжетно-ролевые игры, как «Детский сад», «Семья», «Больница», «Магазин». Игровые действия детей многообразны и логичны. Дети используют многофункциональные предметы и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Развернутая ролевая речь идёт на всем протяжении игры. Дети в процессе игры сообща вырабатывают правила поведения, приучаются смело выражать свое мнение, прислушиваются к мнению других.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

2.1. Опыт практикующих педагогов по развитию сюжетно-

ролевой игры у старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды

Рассмотрим опыт работы Ю.А. Вишнепольской, который описан в статье «Организация предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевых игр дошкольников».

Ю.А. Вишнепольская отмечает, что основная задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям выбрать из массы жизненных переживаний и впечатлений самые яркие, которые смогут послужить сюжетом для сюжетно-ролевой игры. Её опыт показывает, что единственным способом управления игрой может служить создание интереса к тому иди иному событию жизни, влияние на воображение, чувства детей. Для того, чтобы игра получилась интересной, содержательной, недостаточно того, чтобы дети увидели, как, например, плавают корабли [23].

В качестве примера педагог приводит систематизированные данные, позволяющие понять, с какими сторонами учебно-воспитательной работы непосредственно связано накопление знаний, умений и навыков детей в процессе развития сюжетно-ролевой игры «Турагенство»:

1.Игрушки и атрибуты для игры:

- солнечные очки, бинокль, детский компьютер, шляпа от солнца,

- буклеты, рекламки, плакаты,

- набор фигурок животных из разных стан, карта,

- игрушечный самолет, пароход, поезд, машина,

- набор сюжетных картинок «Путешествие», открытки с видами разных стран.

2. Продуктивная деятельность (ИЗО, лепка, конструирование, аппликация):

- рисование животных разных стран, билетов, чеков,

- аппликация «На море», аппликация «Логотип турфирмы»,

- конструирование из строительного материала кораблей, поездов, самолета,

- лепка «Мы загораем», «»В Африке».

3. Ознакомление с художественной литературой.

4.Ознакомление с окружающим миром:

- формирование представлений о работе турагентства,

- беседы о путешествиях на курорты, о подготовке к такому путешествию,

- расширение представлений о профессиях: туроператор, турагент.

5. Экскурсия в турагентство [23].

Таким образом, расширяется кругозор детей, что позволяет сделать сюжетно- ролевую игру интересной и содержательной.

Также был рассмотрен опыт воспитателя Е.С. Сядей в статье «Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников посредством полифункциональных предметов».

В процессе наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей педагогом было отмечено, что они часто сопровождались однообразными действиями, которые включали ряд дублирующих операций. Логика игровых действий детей легко нарушалась. Отсутствовало согласование ролевых действий с действием партнёра по игре. В итоге интерес к игре у детей пропадал [25].

Работа над проблемой развития игровой деятельности детей педагогом решалась через обогащение содержания сюжетно-ролевой игры посредством полифункциональных предметов.

Использование полифункциональных предметов дает возможность сделать предметно-развивающую обстановку для сюжетно-ролевых игр разнообразнее, так как такие предметы не обладают жестко закрепленным способом употребления и один и тот же предмет может использоваться по-разному, применяться в различных играх.

Создание игровой предметно-пространственную среды с наличием полифункциональных предметов предусматривало применение различных компонентов предметной среды (мебель для детей, маты, модули из мягкого материала, ширмы), а также присутствие полифункциональных предметов.

Полифункциональными материалами были природные: камни, палки, листья, ракушки шишки и пр. Культурные предметы полифункционального характера: ткань, бумага, ленточки, коробочки. Игрушки, которые не традиционные для сюжетной игры — конструкторы, материалы для предметной деятельности и т.п. Полифункциональные материалы педагогом выбирались таким образом, чтобы посредством них можно было «заместить» игрушку, которой не хватает (образные игрушки, маркеры роли, пространства) [25].

Педагогом была организована работа по обсуждению с детьми возможностей применения полифункциональных предметов в игре. Обсуждение предполагало демонстрацию возможности применения одно и того же предмета для выполнения разных игровых действий (палочка – градусник, ложка) и использования разных предметов для выполнения одного и того же действия.

Проводилось рассматривание полифункциональных материалов и предметов обсуждение с детьми как их можно использовать в игре, что это могло бы быть, что из него можно сделать. Также создавались проблемные ситуации: выяснялось, что для игры есть не все атрибуты и необходимо что-то добавить в игру, чтобы она стала разнообразнее (например, различные товары для игры в магазин).

Была организована продуктивная деятельности по изготовлению детьми предметов-заместителей на этапе планирования сюжетно-ролевой игры.

При игре в моряков был сделан пульт управления с приборами и штурвалом из коробки и других подручных материалов, а из картонной трубки подзорная труба.

Дети обыгрывали новые атрибуты, играли в спасателей, моряков.

После проведенной работы дети стали использовать полифункциональные предметы в сюжетно-ролевых играх более активно. Воспитанники стали проявлять большую самостоятельность в выборе предметов и включении их в игру, сами изготавливали предметы-заместители [25].

Таким образом, нами был рассмотрен опыт педагогов Ю.А. Вишнепольской и Е.С. Сядей, и можно отметить, что в своей работе с детьми эти педагоги стараются уделять особенное внимание развитию сюжетно-ролевой игре. Педагоги в своей работе активно используютразвивающую предметно-пространственную среду в развитии сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Методические рекомендации по обогащению развивающей

предметно-пространственной среды для развития сюжетно-

ролевой игры у старших дошкольников

Для того чтобы организовать сюжетно-ролевую игру в современных условиях необходимо соблюдать следующие требования:

1. Выполнение санитарно – гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек).

2. Организация игрового пространства (организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными , эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям)

3. Наличие игрушек для сюжетно-ролевых игр.

Таблица 1-Игрушки для сюжетно-ролевых игр

Игрушки

Описание

- Сюжетно – образная игрушка.

Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики и т.д.).

- Техническая игрушка.

Она отражает средства передвижения, технику, используемую в труде, средства связи и информации.

-Игрушка-забава.

Это – смешные человечки, фигурки зверей, домашних животных. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.

- Маскарадно – елочная игрушка.

Она лишь чем – то напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки. Но этого достаточно, что бы дети играли, жили в образе.

- Спортивно – моторная игрушка.

Предназначена для осуществления задач физического воспитания.

- Музыкальная игрушка.

Удовлетворяет интерес к звукам.

- Театральная игрушка.

Она служит целям эстетического воспитания, развивает речь, мышление, воображение, способность воспроизведения.

- Дидактическая игрушка

Она предназначена для сенсорного и умственного развития, обучения ребенка (шары, пирамиды, матрешки, парные картинки)

- Строительный материал.

Назначение – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей.

- Игрушка – самоделка.

При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху

Важно отметить, что любая игрушка должна представлять реалистичный и общепринятый идеал красоты. Цвет игрушки должен быть спокойным, естественным и вызывать приятные эмоции. Игрушки не должны быть черных, серых, фиолетовых тонов, а также неестественно ярких, ядовитых цветов, неверного сочетания кричащих тонов, они чрезмерно возбуждают детей.

Педагогическую ценность в организации предметно-пространственной среды имеют макеты. Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).

Очень важно, чтобы организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответствовали возрасту ребенка.

Сюжетно - ролевая игра в старшей группе состоит из 7 основных игр с их усложнениями.

«Дом. Семья» - «У всех свои обязанности», «Один день нашей семьи», «Обед в семье»,   «Переезд на новую квартиру», «Праздник», «К дочке пришла в гости подружка».

Предметно- пространственная среда:

-игровой уголок (комната) с предметами быта и мебелью,

-дидактическая кукла (разных размеров);

-набор кукольной посуды;

-скатерти, салфетки;

-набор муляжей продуктов питания, сладостей, угощений;

-предметы-заместители.

«Детский сад» «Дочка идёт в детский сад», «Повар», «Скоро будет Новый Год», «У Лены будет день рождения», «Открытие нового детского сада», «На прогулке»

Предметно- пространственная среда:

-имитация кухонной плиты;

-набор детской кухонной посуды;

-муляжи продуктов питания ;

-форма повара – колпак, фартук,

-атрибуты для украшения детского сада к Новому году (елка, новогодние игрушки и т.д);

-предметы заместители.

 «Больница» -«Осмотр врача», «Катя заболела», «Папа вызывает врача» ,«Скорая помощь увозит Катю в больницу», «Больница с разными отделениями», «Зоолечебница»,   «Мама вызывает врача», Поликлиника. «У Кати ветрянка»

Предметно- пространственная среда:

- Набор для игры «Больница» - (шприц, градусник, бинты, лейкопластырь, шпателя, фонендоскоп);

-дидактическая кукла;

 -форма врача ( халат, шапочка, перчатки, маска);

 -сумка- чемодан врача, телефон;

- карточки для больных, бланки для заполнения, рецепты;

-имитированная регистратура с вывеской «Регистратура»;

-карточки-надписи кабинетов врачей «Педиатр», «Окулист» - таблица для проверки зрения, карточки-памятки с полезными продуктами «Лор» - головное зеркало;

-для пациентов – страховой полис, СНИЛС;

-сюжетные игрушки-животные;

-коробочки, имитирующие лекарства и препараты  для животных.

«Магазин» «Овощи и фрукты», «Одежда», «Идем за покупками в «Универсам», «Универсам» 

Предметно- пространственная среда:

-стол (имитация прилавка);

-наборы- муляжи овощей и фруктов;

- корзинки, сумки, кошельки, деньги, банковские карты, касса, чеки;

-форма для продавца (фартук, чепчик), бейджики с Ф.И. продавца;

- зеркало, стойки-вешалки для одежды, набор одежды с ценниками;

-таблички с надписями отделов «Овощи-Фрукты»,

«Напитки»,  «Молочный», «Сладости», «Детское питание»;

- игровое оборудование для отделов.

«Гараж» «Машины везут урожай», «Новая машина»

Предметно пространственная среда:

-строительный материал,  каски, грузовые машины, набор машин;  

-муляжи овощей и фруктов;

-инструменты (молоток, болгарка, ключи), предметы- заместители.

«Парикмахерская» «Идем в парикмахерскую»

Предметно- пространственная среда:

-зеркало, фартук для парикмахера, накидка для клиента, самодельные альбомы с образцами причесок;

-игровой набор «Парикмахерская» (кукольные расчески, ножницы,  фены, бигуди, щипцы для завивки);

-небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней.

«Городской транспорт»

 Предметно -пространственная среда:

-стулья (имитирующие транспорт), строительный материал;

- светофор, дорожные знаки,  дорожки пешеходных переходов,  рули, жезл регулировщика;

- фуражка, водительские документы, проездные билеты, деньги, сумка кондуктора, микрофон для обьявления остановок;

- вывески «Кафе», «Магазин», «Школа» и др.

Сюжетно-ролевые игры разной тематики, объединенные в один сюжет «Новоселье».

Сюжетно-ролевые игры разной тематики, объединенные в один сюжет «Наш город».

Конспект сюжетно-ролевых игр представлены в Приложение 1.

Выводы по главе 2

Во второй главе был рассмотрен опыт работы по развитию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста у педагогов Ю.А. Вишнепольской и Е.С. Сядей.

Ю.А. Вишнепольская отмечает, что основная задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям выбрать из массы жизненных переживаний и впечатлений самые яркие, которые смогут послужить сюжетом для сюжетно-ролевой игры.

В качестве примера педагог приводит систематизированные данные, позволяющие понять, с какими сторонами учебно-воспитательной работы непосредственно связано накопление знаний, умений и навыков детей в процессе развития сюжетно-ролевой игры «Турагенство».

У воспитателя Е.С. Сядей работа над проблемой развития игровой деятельности детей решалась через обогащение содержания сюжетно-ролевой игры посредством полифункциональных предметов.

Создание игровой предметно-пространственную среды с наличием полифункциональных предметов предусматривало применение различных компонентов предметной среды (мебель для детей, маты, модули из мягкого материала, ширмы), а также присутствие полифункциональных предметов.

Педагогом была организована работа по обсуждению с детьми возможностей применения полифункциональных предметов в игре. Обсуждение предполагало демонстрацию возможности применения одно и того же предмета для выполнения разных игровых действий (палочка – градусник, ложка) и использования разных предметов для выполнения одного и того же действия.

Была организована продуктивная деятельности по изготовлению детьми предметов-заместителей на этапе планирования сюжетно-ролевой игры.

Анализ проведённой работы показал, что педагоги в своей работе активно используютразвивающую предметно-пространственную среду в развитии сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

Также были приведены рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами была рассмотрена одна из важных проблем по теме«Роль развивающей предметно- пространственной среды в развитии сюжетно- ролевой игры старших дошкольников».

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, имитируя и выполняя его социальные и профессиональные функции.

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста.

В основном наибольший интерес у детей вызывают такие сюжетно-ролевые игры, как «Детский сад», «Семья», «Больница», «Магазин».

Нами был рассмотрен опыт работы по развитию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста у педагогов Ю.А. Вишнепольской и Е.С. Сядей.

Ю.А. Вишнепольская отмечает, что основная задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям выбрать из массы жизненных переживаний и впечатлений самые яркие, которые смогут послужить сюжетом для сюжетно-ролевой игры.

В качестве примера педагог приводит систематизированные данные, позволяющие понять, с какими сторонами учебно-воспитательной работы непосредственно связано накопление знаний, умений и навыков детей в процессе развития сюжетно-ролевой игры «Турагенство».

У воспитателя Е.С. Сядей работа над проблемой развития игровой деятельности детей решалась через обогащение содержания сюжетно-ролевой игры посредством полифункциональных предметов.

Анализ проведённой работы показал, что педагоги в своей работе активно используютразвивающую предметно-пространственную среду в развитии сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

Также были приведены рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

В результате цель работы: теоретическое обоснование роли предметно- пространственной среды в развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста - достигнута. Основные задачи работы решены в полном объёме.

Перспективы дальнейшей работы видим в разработке плана мероприятий с родителями по развитию сюжетно-ролевой игры у детей старшего возраста.

Данная работа будет интересна педагогам и студентам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации /Н.Ф. Губанова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2008. - 317 с. - ISBN 978-5-86775-351-1.- Текст : непосредственный.

23.Вишнепольская, Ю.А. Организация предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевых игр дошкольников (из опыта работы) /Ю.А. Вишнепольская. - URL: //www.maam.ru/detskijsad/organizacija-predmetno-prostranstvenoi-sredy-dlja-razvitija-syuzhetno-rolevyh-igr-doshkolnikov-iz-opyta-raboty.html (дата обращения: 17.11.2021)

24.Столярова, Я.А. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте /Я.А. Столярова. –URL: //https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-syuzhetno-rolevoi-igry-v-doshkolnom-vozraste.html (дата обращения: 17.11.2021)

25. Сядей, Е.С. Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры старших дошкольников посредством полифункциональных предметов /Е.С. Сядей. - URL: //https://infourok.ru/aktualnyj-pedagogicheskij-opyt-obogashenie-soderzhaniya-syuzhetno-rolevoj-igry-starshih-doshkolnikov-posredstvom-polifunkcionaln-5310681.html (дата обращения: 17.11.2021)

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспекты сюжетно-ролевых игр

Игра «Магазин»

Задачи:

- обучать детей формам ролевого взаимодействия;

- развивать связную речь;

- развивать речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение.

Содержание:

Педагог: Внимание, внимание! У нас в группе открывается очень хороший магазин. В нём будут продаваться разные вещи для врачей, парикмахеров, мам, шоферов, которые вам пригодятся. Для всех найдётся что – нибудь интересное. Приходите ко мне!

(Воспитатель звенит колокольчиком)

- Магазин открыт. Здравствуйте! Добро пожаловать ко мне в магазин! Проходите, пожалуйста! Не спешите, вставайте в очередь. «Поспешишь – людей насмешишь! », «Тише едешь – дальше будешь! ». Вещей много, всем хватит.

- Кто первый? Что вы выбрали? Вы хотите купить шприц и трубочку? Значит, вы врач? Сейчас я заверну вашу покупку, чтобы вам было удобнее донести. Заплатите три рубля. А где будет ваша больница? Вам ещё что – нибудь нужно для больницы? Я позвоню вам, когда привезут лекарства. Только не забудьте оставить мне ваш номер телефона.

- Кто следующий? Что вы выбрали, что хотите купить? Печенье? У вас есть сын или дочка? Может быть, вам ещё что – нибудь нужно для дочки? У меня есть очень вкусный, густой йогурт и спелые, сочные яблоки. Яблоки есть зелёные, красные, жёлтые. Какие больше нравятся вашей дочке? И т. п.

(Педагог – продавец продаёт предметы для врача, водителя, парикмахера)

Педагог по ходу игры переходит от одного ребёнка к другому, берёт дочку – куклу, идёт с ней в «гости на чай», в кафе, едет на автобусе, идёт в больницу, в парикмахерскую.

По ходу игры воспитатель может поручать детям новые роли, например, кондуктор в автобусе, доставка продуктов, автосервис и т. д.

Игра «У доктора».

Задачи:

- обучать детей формам ролевого взаимодействия;

- развивать связную речь;

- развивать речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение.

Содержание:

В группу входит доктор Айболит, здоровается с детьми.

Дети, я так рад вас видеть, как вы себя чувствуете, ничего у вас не болит, давайте поиграем с вами в игру у доктора.

Содержание ролевого взаимодействия в игре:

Пациент: Здравствуйте, доктор! Помогите мне, пожалуйста, у меня заболела дочка. Я очень расстроена из – за её состояния. Может быть, это какое – нибудь опасное заболевание?

Доктор: Здравствуйте, присаживайтесь и расскажите, что случилось с вашей дочкой. Какие у неё симптомы? В чём проявляется заболевание?

Пациент: Она что – то очень сильно кашляет, словно у неё комок застрял в горле.

Доктор: А, может, она второпях выпила холодный сок? Давайте я послушаю вашу заболевшую дочку. Вы уже лечили дочку? Расскажите как.

Пробовали ли вы какие – нибудь народные средства? Я вот ещё что думаю: на улице весна – то прохладно, то жарко, то дует ветер, может быть, вы слишком легко одевали вашу дочку? Не надели на неё ветрозащитную куртку, а гуляли в тонкой кофте?

Или на голове у неё была слишком тёплая шапка, она вспотела, а потом её продуло. Я вам назначаю сироп от кашля и горчичники.

Сходите в ближайшую аптеку и купите. А придя домой, уложите вашу дочку в постель. Давайте ей лекарство 3 раза в день через 4 часа и поставьте горчичники. Будьте осторожны, чтобы не обжечь её кожу, нужно точно выдержать время – 5 минут. До свидания, выздоравливайте.

- Кто следующий? Что случилось с вашим ребёнком? Как же он поранил ногу?

Бедненький. Сейчас ему так больно, что его ничего не радует. Вы давали ему обезболивающие? Вот вам замечательная мазь и стерильная повязка. Перелома, по всей видимости, нет. Есть только сильный ушиб, который его беспокоит. Сделаем повязку.

Придёте домой, положите больного спать. Если будет сильно плакать, позвоните мне по телефону. Можете это сделать даже поздно ночью, я вам скажу, что можно сделать, чтобы облегчить боль.

До свидания, выздоравливайте.

В конце доктор Айболит раздаёт детям угощение (яблоки).

И прощается с детьми.

Игра «Парикмахерская».

Задачи:

- обучать детей формам ролевого взаимодействия;

- развивать связную речь;

- развивать речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение.

Содержание:

В группу входит Мальвина, здоровается с детьми.

Дети, я так рада вас видеть и я давно с вами не играла, давайте поиграем с вами в игру «Парикмахерская».

Содержание ролевого взаимодействия в игре.

- Здравствуйте, я решила зайти в вашу парикмахерскую, поскольку я хочу изменить свою прическу.

Я хотела бы сделать модную стрижку и своей дочке. Могли бы вы мне что – то посоветовать? Хорошо.

А каким шампунем мне следует мыть голову, чтобы мои волосы были мягкими и пушистыми? А для моей дочки?

Спасибо, этот шампунь действительно лучше, при попадании в глаза, он не вызывает раздражения и не щиплет глазки. Большое спасибо за совет. Я так вам благодарна! До свидания.

В конце Мальвина раздаёт детям угощение (конфеты).

И прощается с детьми.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области