Конспект познавательно – интегрированного занятия по экологическому развитию во 2 младшей группы на тему: «Путешествие в весенний лес»
по технологии « Ситуация» Л. Д. Петерсон
Воспитатель: Ризванова Светлана Сергеевна
Тема: «Весенние цветы».
Цель: Формировать элементарные экологические представления о природе: одуванчик как
- живое существо, - как единство организма и среды.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы и приемы:
Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская.
Предварительная работа: Наблюдение весенних явлений в природе, беседа о признаках весны, рассматривание иллюстраций с цветами, чтение стихотворений, художественной литературы, загадывание загадок о цветах, беседа о значении цветов.
Материалы и оборудовании: нарисованная модель одуванчика на половине формата А4,кисточка, краски, стакан с водой, изображение лесовичка – боровичка, слайды с лесными пейзажами, звуки леса- птиц.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в весенний лес, где нас ожидает много интересного. Но для того, чтобы попасть туда, нам нужно произнести волшебные слова. Возьмёмся за руки и сделаем круг. (Дети делают круг)
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Воспитатель: Ребята улыбнемся друг другу, чтоб в лесу нам всем не было страшно.
«Повертелись. Покружились. И в лесу мы очутились»
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу.
(Слайд №2)
2. Актуализация знаний и умений
Дидактические задачи: актуализировать знания детей по теме: приметы весны, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, упражнять в описании примет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в каком лесу мы с вами оказались, но в этом лесу грустно и темно. Ой, слышите, кажется, кто-то плачет. Посмотрим, кто там плачет?
(Слайд №3)
Воспитатель: Ой, это же лесовичок - боровичек хозяин леса! И знаю, почему он плачет. Он не может, разбудит лес и поэтому в его лесу темно, холодно и грустно. Ребята, а вы хотите помочь Лесовику разбудить лес? А, вы сможете? Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Но для того, чтобы помочь Лесовику разбудить лес нам надо вспомнить приметы весны?
(Слайд №4,5,6,7)
Дети: солнце светит ярче, появляется зелёная трава, птицы прилетают, появляются цветы.
Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно! Приметы весны мы с вами назвали, а в лесу все также холодно, темно. Как вы думаете почему? Чего - то нет на небе?
(Слайд №8)
Дети: Солнышка.
Воспитатель: Правильно! Солнышко нет. Спит у нас солнышко и не хочет просыпаться. А чтобы солнышко проснулось надо стихотворение рассказать волшебное.
(Рассказывает ребенок)
Тучка прячется за лес, Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали.
(Слайд №9)
Воспитатель: Ой, дети посмотрите! Солнышко проснулось. И в лесу сразу стало светло и тепло.
(Звучит фонограмма пение птиц)
Воспитатель: Вот мы, какие молодцы! Солнышко разбудили и птицы проснулись. Ребята отправляемся дальше путешествовать по нашему лесу. Зашагали ножки – топ, топ. топ, по большой дорожке топ, топ, топ.
Ну-ка веселее топ, топ, топ, топ, вот как мы умеем –топ, топ, топ.
Воспитатель: Вот мы и попали с вами на полянку.
(Слайд № 10)
Воспитатель: Ребята посмотрите чего- то здесь не хватает?
Дети: Цветов не хватает.
Воспитатель: Ребята, лесовик, сказал, что цветы не могут проснуться, потому, что забыл, как они называются. Поможем их вспомнить. Сейчас расскажем стихотворения о цветах.
( Слайд № 11,12,13)
( Рассказывают дети).
1. Как горошинки резные на высокой ножке,
Ландыши цветут лесные прямо у дорожки.
2. Лишь пригрело солнце ярко, но ещё совсем не жарко.
Разноцветный сарафан одевает наш тюльпан.
3. Прорастает сквозь снежок, к солнечным лучам цветок,
Маленький и нежный, беленький подснежник.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднение в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.
Воспитатель: Но мы с вами забыли ещё один цветок. Я вам загадаю одну загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Слушайте.
«Капли солнца спозаранку появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик нарядился»…
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: Правильно, одуванчик. А вы знаете из каких частей состоит одуванчик? Рассмотрим, части одуванчика? какой он?. Что есть у одуванчика?
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи: научить выделять основные части одуванчика и соединить их в одно сложное.
Воспитатель: Стебель. А какой он?
Дети: Стебель длинный и гладкий похож на трубочку; он может легко поломаться.
Воспитатель: Еще у одуванчика есть листочки, какие они?
Дети: Зеленые, напоминают елочку.
Воспитатель: Ребята, у этого растения есть цветочки. На что похожи цветы и какого они цвета?
Дети: На солнышко и они желтого цвета.
(Слайд №14)
5. Введение нового знания в систему знаний и умений
Дидактические задачи: формирование и умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, нарисуем лесовику красивые одуванчики. для того , чтобы лучше запомнить его части , пройдем к столам и раскрасим их .
Воспитатель: Для начала найдем части цветка . Ребята, покажите где у него стебель? Листья? Цветок? Раскрашиваем предварительно найдя его части.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие у нас красивые получились одуванчики. Чтобы, вы хотели с ними сделать?
Дети: Подарим лесовику. Он их отнесет на свою лесную полянку.
(дети отдают цветы лесовику)
(Слайд № 15)
Воспитатель: Дети посмотрите, как в лесу стало красиво, светло и тепло.Мы с вами помогли лесовику разбудить лес. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы вернуться в детский сад, сделаем круг и произнесем волшебные слова.
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Повертелись. Покружились
И в детском саду мы очутились»
(Слайд № 16)
6. Осмысление
Дидактические задачи: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь, создать ситуацию успеха.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Чем мы занимались в лесу? Кому помогли? Как помогли? Что мы для этого сделали?
Дети: помогли лесовику – боровичку разбудить лес, рассказали стих, вспомнили приметы весны.
Воспитатель: Еще мы разобрали части одуванчика. Вы теперь знаете из каких частей состоит одуванчик?
Дети: Да
Воспитатель: Раскрасили одуванчик по частям, (стебель, листья, цветок). Вам понравилось путешествие по весеннему лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети сколько добрых дел мы сегодня с вами сделали. Солнышко разбудили, птиц разбудили, цветочки тоже разбудили. Вы у меня молодцы!