Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Влияние виртуальной реальности на формирование нравственных идеалов младших школьников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Влияние виртуальной реальности на формирование нравственных идеалов младших школьников

Аннотация: целью работы является исследование влияния виртуальной реальности на формирование нравственных идеалов, которая сформировала тенденцию к образованию единого мирового виртуального пространства со своей культурой потребления, на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в социальных системах. Методологией исследования выступают системный, информационный, аксиологический подходы и социально-философский анализ актуальных проблем виртуальной реальности. В результате исследования установлено, что интернет и другие средства цифровизации мирового сообщества создают виртуальную реальность и, принципиально изменяя смысл социокультурных коммуникаций, привносят с собой неизвестную, новую систему мнимых ценностей в современное общество, в результате чего меняются мир ценностей человека, его отношение к окружающему миру.

Ключевые слова: виртуальная реальность, цифровизация, духовно-нравственные ценности, нравственные идеалы, мнимые ценности.

Актуальность изучения виртуальной реальности связана с изучением влияния цифровизации на ценностное основание образовательной системы и формирование у субъектов интернет-пространства ценностей и нравственных идеалов. П. Виссер и Р. Мирабиле, исследуя влияние виртуального пространства на субъектов социальных сетей, определили их специфику:

•виртуальная реальность – это субъекты взаимодействия и ресурсы, которыми участники сети обмениваются между собой;

•виртуальная реальность не имеет границ и ограничений;

Глобальные процессы в современном мире, обусловленные воздействием виртуальной реальности, коснулись современного российского общества. Образовательная система, координирующая условия развития духовно-нравственных ценностей и формирование нравственных идеалов современного общества и являющаяся определяющей в современной социокультурной ситуации, подвергается трансформации под влиянием цифровизации социальной реальности. Вопрос о необходимости проведения теоретико-прикладных и эмпирических исследований в социальной философии и определении роли процессов цифровизации в формировании духовно-нравственных ценностей в образовательной системе Российской Федерации является актуальным и открытым. С развитием цифровизации образовательных процессов отношения личности перешли в виртуализированное диалогическое взаимодействие, которое является более доступным, не требует дополнительных усилий, накладывает отпечаток на социальные отношения, разрушая стереотипы поведения и ценности социальных систем, и всё более предпочитается в виртуальном пространстве представлено в трёх сферах личности: когнитивной, аффективной и ценностно-мотивационной.

Когнитивная сфера современного поколения характеризуется высоким уровнем развития диалогического взаимодействия в виртуальном интернет-пространстве, однако в реальной жизни определяется неспособностью налаживать отношения.

Аффективная сфера раскрывает эмоциональную сторону личности, выделяет её самость, а в реальной жизни проявляется как результат неуверенности и замкнутости, уход из социальной жизни в виртуальную реальность.

Ценностно-мотивационная сфера характерна быстрой сменой ценностей, поиском нового, нежеланием заниматься одним и тем же, одной профессией.

Изучая виртуальное интернет-пространство и виртуальные сообщества, выделим сущностные характеристики современного пользователя сети: направленность на успех; умение взаимодействовать в сети; подчёркивание значимости собственного «Я»; акцентуация на ближайшую перспективу.

Непосредственно встает вопрос о возможности или невозможности формирования духовно-нравственных идеалов в условиях влияния виртуальной реальности. Каково влияния виртуальной реальности на формирование нравственных идеалов младших школьников?
Рассматривая этот вопрос необходимо проанализировать процесс цифровизации образовательного пространства и определить роль личности в этой деятельности [13]. Многие исследователи общей теории сетевой коммуникации (Аракелян С. М., Троегубов Ю. Н., Реснянской Л. Л., Кончаковский Р. В., Ростовцева М. В., Стрекалова Н. Б., Шахмартова В. В.) отмечали видоизменение статуса и роли духовно-нравственных идеалов к началу XXI  в. происходило за счёт бурного и мощного развития информатизации образования [1; 2]. Виртуализация образовательных процессов происходит в результате перехода ценностно-содержательной информации в цифровой формат. Виртуализированные ценности по своей структуре мнимые и находятся в когнитивно-эмоциональной сфере. Ценностями современной интернет-сети выступают информация и материальные блага [12, c. 53].

В современных виртуальных сообществах превалируют мнимые ценности. Для формирования духовно-нравственных идеалов необходимы реальное социальное пространство, диалогические взаимодействия субъектов на уровне поведения. Соприкосновение ценностей и идеалов субъектов образовательной деятельности происходит в социальных системах, когда они проявляются в поведении личности. Поведенческая сфера личности расшифрует ценностно-содержательную информацию по реализации духовно-нравственных ценностей в социальной реальности. В виртуальной реальности ценности осознаются как содержательная информация, которая воздействует на эмоциональное состояние личности, но в социальной реальности всегда необходимо наличие субъектов деятельности и поведения.

Современное виртуальное пространство предлагает множество моделей поведения и деятельности (положительных и отрицательных), но создать условия для реализации поведения субъектов взаимодействия не может. Ценности всегда будут находиться в когнитивно-эмоциональной сфере, а поведенческая сфера деятельности всегда будет закрыта в виртуальном интернет-пространстве. Занимаясь благотворительностью через интернет, личность не в состоянии почувствовать соприкосновение, соучастие во взаимодействии. Социальная реальность взаимодействия субъектов выстраивается на ценностно-диалогической основе, когда субъект деятельности и поведения является активным участником жизнедеятельности.

Выводы

Интернет и другие средства интеграции мирового сообщества создают новую виртуальную реальность и, принципиально изменяя смысл социокультурных коммуникаций, привносят с собой неизвестную систему ценностей, в результате чего меняются мир ценностей человека, его отношение к окружающему миру. Это развернуло личность в сторону переоценки мировых ценностей и сформировало новые требования к культуре потребления. Преобладание виртуального пространства в диалогическом взаимодействии общества оказывает существенное влияние на процесс передачи информации, изменяя социальную и культурную системы социума. Образовательная система испытывает воздействие виртуальной реальности. Воздействуя на сознание и поведение пользователей сети, процессы цифровизации осуществляют социальнопреобразовательную деятельность, охватывая всё общество. Изменяя жизненные ценности социума, его мышление и поведение, интернет-пространство формирует новые модели культуры. Виртуальная реальность трансформируется в современные общества, изменяя систему образования, семейные, социальные институты. С развитием виртуального пространства границы его диалогического взаимодействия расширяются, возникает возможность пользоваться благами культуры, получать образование, покупать книги и продукты, общаться, а также привносить антисоциальную информацию, разрушать и вредить. В цифровой (виртуальной) реальности содержательное ядро ценностей личности заменяется обменом информацией между объектами. Субъект отношений переходит в разряд объекта, который функционирует в виртуальной системе, где она сама выступает субъектом, воздействуя на объект человеческой личности. Одна из проблем цифровизации образовательных систем, в том числе и конкретно самой личности, – это зависимость от цифровых технологий, своего рода «электронное рабство», когда самостоятельность, свобода и духовное развитие личности ограничиваются и управляются электронными технологиями

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области