«Ябеда – беда всей группы».
В старшей группе есть мальчик-ябеда. Похоже, он только и ждет, когда кто-нибудь из детей что-то сделает не так, чтобы сказать об этом воспитателю. Думали, что это пройдет, если не поощрять такое поведение. Однако ситуация усугублялась.
Решение.
Взрослому(и педагогу, и родителю)подчас сложно понять, ябеда перед ним или ребенок с определенными психологическими особенностями, проблемами.
Иногда ребенок спешит обо всем доложить взрослым просто из стремления быть честным во всем. Так его воспитывают дома. Можно ли такого«правдолюбца»назвать ябедой? Конечно, нет. Такой ребенок просто заложник чересчур категоричных требований взрослых, еще не научившийся гибко воспринимать различные жизненные ситуации.
Некоторых детей можно назвать блюстителями порядка. Торопясь рассказать взрослым о неправильных действиях сверстника они искренне стремятся урегулировать ситуацию. Такие дети вначале стараются действовать самостоятельно, увещевая«нарушителя», но, если это не удается, спешат привлечь на помощь взрослого.
И наконец, настоящий ябеда, который только и ждет повода, чтобы «донести» взрослым о поступках других детей. Причины такого поведения могут быть различны ,но чаще всего их две: либо неприятие ребенком коллективом сверстников, ли, ибо позиция взрослых, которым такие дети удобны.
Как ни странно, в ябедничестве есть свой возраст. Психологи советуют обратить внимание: дети до трех летнее ябедничают, они описывают происходящее, поскольку их мышление еще не доросло до таких категорий, как зависть, месть, самооценка, их внимание легко переключить на что-то другой и избежать конфликта; с трех до пяти лет дети делятся информацией, не окрашивая ее в ябедничание, ему больше важна оценка взрослых для собственного опыта – хорошо это или плохо, нежели для наказания соседского ребенка; с пяти- до семи лет нужно быть внимательными – именно в это время ребенок воспринимает себя в обществе и хочет быть лучше, отсюда – и конфликты с детьми, доносы.
Мотивация для ябеды
В первую очередь нужно понять, что движет ребенком-ябедой. В большей части случаев это и является решением вопроса, как искоренить эту плохую привычку. Очевидно, что противопоставление себя другим, плохим ребятам, требует обращения на ребенка большего внимание. Дефицит внимания сопряжен и с другими целями, почему малыш ябедничает:
Желание занять лидирующую позицию– типичный выход из ситуации для тех, кто чувствует себя в тени, испытывает недостаток внимания, умаление собственной значимости. Если по мнению ябеды восторжествовала справедливость, то он здесь сыграл решающую роль и не может не гордиться этим, ведь взрослые тоже это заметили, правда?
Зависть– сильное чувство при ощущении своих недостатков. Ребенок завидует тем, кто умеет лучше, бегает быстрее, кидает ловко. Любой свой недостаток по сравнению с умениями других гипертрофируется, перерастает в комплекс, избавиться от которого можно только указав на недостатки других, чтобы вызвать неприязнь к ребенку;
Попытка привлечь внимание– распространенный способ напомнить о себе тех детей, которые страдают дефицитом родительской опеки. В данном случае ребенок хочет выпятить свои положительные качества, чтобы на фоне соседского хулигана выглядеть послушным;
Боязнь наказаний– мощный мотиватор в семьях с несколькими детьми. Ребенок «сдаст» брата или сестру, чтобы избежать наказания для себя, ведь это он первый заявил о плохом поведении, таким образом надеясь избежать наказания. Обычно так ведут себя дети, где родители не разбираются в причинах конфликтов, наказывая всех;
Низкая самооценка– желание показать, что другие дети ничем не лучше. Для ребенка это способ сравнять себя с теми, кого хвалят, кто лучше, является лидером.
Наказание ябеды
При поступлении компрометирующей информации не спешите благодарить доносчика и наказывать провинившуюся сторону. Лучше всего, если в решении конфликта будут участвовать две стороны, высказав свое мнение о том, что произошло. Ябеда увидит, что его подозрения и выводы были беспочвенными, почувствует неловкость за свое отношение к другу, а в следующий раз подумает – стоит ли доносить на кого-то или нет. При необходимости объяснений ребенку неправоты, не делайте это в коллективе, иначе он будет чувствовать себя, как на суде. Решение конфликта – это не публичное наказание, а выяснение обстоятельств. Выводы нужно делать позже.
Сталкиваясь в педагогической практике с подобными ситуациями, важно, в первую очередь, разобраться, что толкает ребенка на такое поведение, разобраться в мотивах, которые толкают ребенка ябедничать. Это может быть желание почувствовать свою власть или проявление зависти, обиды, даже мести. Однако возможны и другие мотивы, например потребность во внимании взрослого, или желание, чтобы все было правильно (так воспитывали ребенка в семье, или стремление предотвратить опасность. Ребенок может стать ябедой и потому, что его часто наказывали несправедливо,«за других».
Ябедничество не поощряйте. Однако не стоит категорически при других клеймить ребенка ябедой. Этим вы только усугубите ситуацию и потеряете доверие ребенка. Кроме того, если возникнет реальная опасность, когда будет необходима помощь взрослого, дети могут испугаться и не сказать об этом, чтобы не прослыть ябедой.
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx>
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint3.sldx>