Статья «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста».
Галиева Мунира Римовна, воспитатель МБОУ ОК « Перспектива»
город Кумертау
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню, дай
Попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Человек и природа – одно целое, неделимое. Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения.
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. В дошкольном детстве закладывается фундамент представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания. Установлено, что в дошкольном возрасте возможно формирование дифференцированного представления о живом и неживом. Моя цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе.
Работа по экологическому воспитанию проводится в разных формах: индивидуальная и подгрупповая, игры-занятия, прогулки, экспериментальные и дидактические игры. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Все исследователи экспериментирования выделяют особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Вся работа по ознакомлению малышей с неживой природой строится в форме игрового экспериментирования.
В свободное время решено было дополнительно проводить игры-эксперименты, не предусмотренные программой, но доступные пониманию детей. Подготовку к проведению игр-экспериментов начала с изучения методики и требований, предъявляемых к проведению экспериментов. Познакомилась с различными опытами. Но, учитывая наши климатические условия, такая возможность у наших деток краткосрочна, поэтому в нашей группе создан развивающий центр «Песка и воды». Разработала перспективное планирование и начала проводить с детьми исследовательскую деятельность в игровой форме.
Данная работа направлена на развитие поисково- познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих задач:
формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
расширение перспектив развития поисково- познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Игры-эксперименты использовала не просто как заполнение свободного времени детьми, а как спланированный и целенаправленный способ решения познавательной задачи. Появившаяся у детей заинтересованность заставила их видеть вокруг себя много неизвестного, непонятного, загадочного.
Например, знакомство со свойствами воды началось с простейших игр-экспериментов: вода течет, разливается, не имеет вкуса, цвета и запаха, прозрачная, бывает холодная, горячая. В игре «Тонет — не тонет» дети рассуждали: почему из глины можно лепить, а из камня нет? Почему одни предметы тонут, а другие плавают? Почему сахар в воде растворился, а песок оседает на дно стакана?
Перед проведением игр-экспериментов ставила проблемную познавательную задачу, давала время на обдумывание, а затем привлекала к обсуждению хода эксперимента.
Ответственным моментом является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формирование выводов. Для этого побуждала детей к самостоятельным умозаключениям, выслушивала все высказывания ребят, задавала дополнительные вопросы, которые могли бы дать направление мысли. Продолжительность игр-экспериментов определялась многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, заинтересованностью детей.
Ознакомление детей с природой с помощью игр-экспериментов имеет большое развивающее значение. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что оно становится способом самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
Большую помощь и поддержку в своей работе получила со стороны родителей. Для того чтобы привлечь их к совместной работе, оформила папку-раскладку: «Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами» и «Экспериментирование с предметами», где разместила фотографии с играми-экспериментами детей в группе. Подготовила консультации: «Какие игры с водой можно организовать дома?», «Сказочные игры-эксперименты», «Упрямый воздух», «Играем на бобах».
Во время проведения дней открытых дверей, родители могли наглядно увидеть игры-эксперименты детей и оценить их значение. Благодаря родителям, в экспериментальной зоне нашей группы появились увеличительные стекла, магниты, мерные стаканчики, а также природный материал: глина, разные виды камней. Все это оказалось настолько увлекательным, что заинтересовало не только детей, но и их родителей. Это позволило проводить несложные игры в домашних условиях.
Благодаря экспериментальной деятельности, у детей развивается наблюдательность, мышление, логика, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Поисковые действия направлены на развитие познавательных способностей, в этом и есть их педагогическая ценность.
Главным достоинством метода экспериментирования является то, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Список литературы:
1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
4. Материалы Интернет-сайтов.
5. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. -сост. В. Сотникова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005
6. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Волгоград: Учитель, 2011
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ. 2004
8. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособия для работников дошкольных учреждений. - Иванова А. К М.: ТЦ Сфера, 2003.
9. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
10. Дошкольное воспитание. Ж., 7-2001 г. Исследовательская деятельность до-школьника. Л. Харитонова.