Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Помощники Весны»

Цель уточнить знания, умения и навыки детей по разделу «Обучение грамоте». Задачи Уточнить знания детей о сезонных изменениях природы. Закрепить понятие звук, слог, слово различать гласные и согласные звуки. Закреплять понятие предложение, умение составлять и схему предложения, использовать интонационные знаки в конце предложения, называть последовательность слов в предложении. Упражнять детей в назывании мягких звуков в назывании слов близких по звучанию в составлении предложений с заданным словом в делении слов на слоги, называть последовательность слогов в слове. Развивать речевой слух, внимание, логическое мышление. Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа. Вызвать положительный и эмоциональный настрой у детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе

«Помощники Весны»

Топникова Ирина Юрьевна, воспитатель1 категории

МБДОУ № 12

Цель:  уточнить знания, умения и навыки детей по разделу «Обучение грамоте».

Задачи:

Уточнить знания детей о сезонных изменениях природы.

Закрепить понятие: звук, слог, слово; различать гласные и согласные звуки.

Закреплять понятие предложение, умение составлять и схему предложения, использовать интонационные знаки в конце предложения, называть последовательность слов в предложении.

Упражнять детей в назывании мягких звуков; в назывании слов близких по звучанию; в составлении предложений с заданным словом; в делении слов на слоги, называть последовательность слогов в слове.

Развивать речевой слух, внимание, логическое мышление.

Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа.

Вызвать положительный и эмоциональный настрой у детей.

Активизация словаря: скворечник, подснежник, ледоход.

Демонстрационный материал: Картинки: весна, дворец, девочка-Весняночка, мама-Весна. Конверты с заданиями; цветы из бумаги; игрушка солнце; картинки для игры «Рифмы». Схема для составления предложения

Материал: карточки-схемы для звукового анализа; фишки синего, зелёного, красного цвета; карточки-схемы для составления предложения.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

(Дети и воспитатель стоят на ковре)

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня хороший день.

Этюд «Улыбка».

 Улыбнитесь как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.
Я очень рада видеть вас!

Воспитатель: К нам пришла Весняночка. Беда у неё. Её маму Весну в своём ледяном дворце спрятала Зима. Не хочет Зима уходить, понравилось ей с вами играть да гулять, щёчки морозить. Но Весняночка ещё совсем крошка, никак ей без мамы нельзя оставаться. Нужно Весняночке помочь. Хотите?

Дети: Хотим!

Воспитатель: А помочь Весняночке смогут те, кто много знает о приметах весны, умеет дружить и общаться.

Воспитатель: Сможете?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда нам надо преодолеть все препятствия, которые Зима приготовила в конвертах-задания . За каждый правильный ответ Зима отдаст цветок - ключ к замку ледяного дворца.

Воспитатель: Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Сейчас мы немножко разомнёмся, подготовимся к трудным заданиям. Ответьте на вопросы:

-Как меняется природа весной? Назовите приметы весны. (ответы детей)

-Как разговаривает природа весной? Какие мы слышим весенние звуки?

Дети: Журчание ручейка, пение перелётных птиц, звонкая капель, тёплый весенний ветерок, треск льда на водоёмах.

Воспитатель: Вот сколько звуков природы мы слышим весной, молодцы! Воспитатель: А людям нужны звуки?

Дети: Да.

Воспитатель: А для чего людям нужны звуки?

Дети: Для того, чтобы говорить.

Воспитатель: Да. Люди разговаривают. Как это называется?

Дети: Это называется – речь.

Воспитатель: Из чего состоит речь человека?

Дети: Речь состоит из слов.

Воспитатель: А слова из чего состоят?

Дети: Слова состоят из звуков.

Воспитатель: Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: Какие звуки называют гласными, а какие согласными?

Дети: Гласные звуки мы можем петь, воздух не встречает преграды, а согласные петь не можем, так как воздух при их произнесении встречает преграду в виде зубов, губ, языка.

Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, гласные звуки, которые вы знаете.

Дети: А, О, У, И, Ы, Э, Ю, Я.

Воспитатель: А теперь давайте назовем согласные.

Дети: К, М, Н…

Воспитатель: А согласные звуки на какие делятся?

Дети: На мягкие – твердые, звонкие – глухие.

Воспитатель: А вот и первое задание: (воспитатель открывает конверт)

«Поймай звук».

Воспитатель: Я буду называть слова - весенние признаки, а вы будете мне называть, какой гласный звук вы услышите в каждом слове. ( лист, дождь, май, март, дым, сон, звон, мир, сук, звук, луг, лук, цвет)

Воспитатель: Молодцы, ребята, умеете слышать заданный звук в слове и правильно его называть. Вот вам первый ключик-цветок.

Воспитатель: Второе задание: « Назови мягкий звук».

Вставайте в круг.

(Дети встают в круг, воспитатель берет игрушку-солнышко)

Воспитатель: Я буду называть твердый звук, а тот ребенок, кому я передам солнышко, будет называть мягкий звук.

(Проводится игра)

Воспитатель: И с этим заданием справились! Вот цветок!

Воспитатель: Посмотрите, какое задание нам ещё приготовила Зима:

« Слова – друзья».

Нужно найти по картинкам пары слов – рифм, т.е. подобрать слова – друзья. Давайте попробуем найти подходящие картинки и назвать пары слов.

(На столе перед детьми разложены карточки – картинки: ворона – корона, почка-точка, цветок-листок, грачи-ручьи, скворец-дворец, солнце-солнце, дождик-гвоздик или дождь-гвоздь.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились. Ещё цветочек у нас!

Воспитатель: Подходите теперь все ко мне. Следующее задание: « Отгадай загадку». Слушайте внимательно.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек).

Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Нежным, очень крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился.

(Подснежник)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтобы пел нам  пересмешник,

Смастерили мы … (скворечник).  

Солнце пригревает, лед на речке тает.

Речка  расшумелась, льдины подгоняет.

Как это явление весною называют?

(Ледоход.)

Идет, идет   красавица,

Легко  земли касается,

Где был снег или  лёд,

Там трава сейчас  растет.

(Весна)
Воспитатель: Слова-отгадки надо разложить по слогам и назвать сколько слогов в слове. ( Ру-че-ёк(прохлопать); под-снеж-ник(загнуть пальчик при счёте слогов); вес-на(топнуть ногой); ле-до-ход(загнуть пальчик); скво-реч-ник(прохлопать).)

Воспитатель: Молодцы! Держите ключик!

Воспитатель: Ещё одно трудное задание: определить из каких звуков состоит слово «весна». Для этого нам необходимо выполнить звуковой анализ слова «весна». Садитесь на свои места.
(Дети выполняют задание за столами. Пятеро детей по очереди выходят и дают характеристику одного звука. Воспитатель обращает внимание на правильную осанку детей за столом).

-Сколько звуков в слове «весна»? ( Пять.)

-Сколько слогов в слове «весна»? ( Два, первый «вес», второй «на».)

-Сколько согласных звуков? ( Три звука, в-( мягкий, звонкий), с-(твёрдый, глухой), н-(твёрдый звонкий))
-Сколько гласных звуков? (Два звука, е, а)
Воспитатель: Вот мы и узнали, из каких звуков состоит слово «весна». Ещё ключик-цветочек.

Воспитатель: Обратите внимание: у каждого на столе лежит карточка-задание от Зимы. Нужно выполнить звуковой анализ своего слова.
(Перед детьми карточки-схемы для звукового анализа. Дети выполняют задание)

Воспитатель: А теперь со своим словом надо придумать предложение на тему «весна» и составить его схему. Игра «Составь предложение» (Дети составляют схему предложения со своим словом; воспитатель спрашивает несколько человек)
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте запишем схему того предложения, которое вам больше всего понравилось. ( Один ребенок записывает схему у доски, объясняя порядок записи: в предложении четыре слова, слова пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения ставится точка или восклицательный знак).
Воспитатель: Вы честно заработали ещё один цветок.

Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания Зимы. Молодцы! Мы собрали огромный букет цветов! Пойдём открывать замок ледяного дворца! (Дети подходят ко «дворцу» прикладывают цветы – открываются двери – картинка Весны - мамы) Прощай Зима дорогая! Здравствуй, красавица Весна!

(Весняночка и Весна благодарит детей и обещает быть тёплой, солнечной, радостной)

Воспитатель: Давайте вспомним, какие задания мы выполняли? Что вам легко было выполнять, а в чем вы затруднялись? Что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были дружные, общительные отлично показали свои знания, справились со всеми заданиями – препятствиями, помогли Весняночке. Я вами горжусь!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области