Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений у детей в старшей группе «Незнайка в стране математики».
Автор: Мельникова Лариса Леонидовна.
Тема: «Незнайка в стране математики».
Группа: старшая.
Форма организации: групповая.
Цель: обогатить математические представления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие: закреплять навыки ориентировки в пространстве.
Развивающие: содействие формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, умение работать в парах.
Методы:
Словесный: вопросы, беседа.
Наглядный: показ слайдов, показ движений.
Практический: игры, физкультурная минутка, решение логических задач.
Приемы: объяснение, указание, показ, самоанализ.
Оборудование: карточки-корабль, геометрические фигуры разных цветов и размеров, карточки –задания.
Время: 25 минут.
Организационный момент: «Здравствуй, друг!».
Деятельность педагога. Деятельность детей. Ожидаемый результат.
– Здравствуй, друг! Дети пожимают друг другу руки.
– Как ты тут?
– Где ты был? Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.
– Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу.
– Ты пришел? Постукивают по плечу.
– Хорошо! Обнимают друг друга.
Мотивационно - побудительный этап:
Воспитатель собирает детей около себя. Предлагает проблемную ситуацию: «Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту посылку. На ней указано: МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №14». Дети, как вы думаете это для нас или нет? Наш детский сад находится по этому адресу? Рассматривание посылки. Обсуждение содержимого. Чтение вслух. Вопросы:
-Ребята, ну что вы согласны помочь Незнайке? Вы готовы отправится в страну математики? Дети принимают проблемную ситуацию. Отвечают на вопросы.
Основная часть:
1.Игра «По порядку становись».
Беседа. Дети смотрите, перед нами – остров, который со всех сторон окружён водой. Как же нам быть? Обнаружение подсказки. Необходимо правильно составить числовую лесенку. Составление числовой лесенки.
Молодцы, все сделали правильно!
2. «Путешествие на корабле». Приобретение билетов, а плата за билет - правильный ответ. Вопросы:
Сколько дней в неделе?
Какой пятый по счёту день недели?
Как называется первый день в неделе?
Сколько выходных дней в неделе?
Какой день недели по счёту- суббота?
Какой день недели по счёту - среда?
Дети занимают свои места и отправляются в путешествие.
3.Станция «Геометрические фигуры».
Игровое упражнение «Геометрические фигуры».
Все фигуры перепутаны. Встреча детей с Незнайкой. Он грустный. Просьба к детям: «Помогите найти нужные фигуры». Оказание помощи Незнайке. Возвращение в страну математики.
Физкультурная минутка:
Раз, два, три, четыре встаньте в круг по шире
Рюкзачки лежат по кругу, посмотрите друг на друга
А сейчас внимание посложней задание
Все надели рюкзачки, быстро на пол сели
А теперь всем нужно встать ручку правую поднять
Опускается рука, вправо смотрит голова
А сейчас присели и влево посмотрели
А теперь всем нужно встать будем мы вперёд шагать
Собрались мы в центре круга, взяли за руки друг друга
А на счёт два, три, четыре встали в круг по шире
Где же правая нога, постучите ей слегка
Обе ручки вверх поднять, рюкзачки всем быстро снять.
Продолжение путешествия. Решение задач.
Кто быстрее плавает — утенок или цыпленок?
Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
Над лесом летели две рыбки. Одна приземлилась. Сколько улетело?
Сколько ушей у трех мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
На цветке пили сладкий нектар три бабочки, к ним прилетели ещё две бабочки. Сколько стало бабочек?
Молодцы!
4.Украшение ковра.
Расположение узора на геометрическом ковре.
5.Игра «Скажи наоборот».
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок бросает мяч обратно и называет противоположность.
Заключительная часть:
Закрепить все пройденное вопросами.
Какие добрые дела мы успели сегодня сделать?
Какое задание было для вас трудным?
Какое задание понравилось больше всего?
Рефлексия.
Все дети - молодцы! Все сегодня постарались и оказывали помощь Незнайке.
Путешествие завершилось.
Дети – с математикой дружите,
Знания вы свои - копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!
Ожидаемый результат:
Знать: прямой и обратный счёт в пределах 10; дети знают дни недели, геометрические фигуры; знаки больше, меньше, равно.
Иметь: представления о важности взаимопомощи, представления об ориентировки в пространстве и на листе бумаги.
Уметь: действовать в соответствии с указаниями воспитателя; группироватьпредметы по цвету, форме, объёму; решать задачи и неравенства; называть дни недели, аргументируют свои высказывания.