Тема урока: Пернатые изобретатели.
Цели урока
Универсальные учебные действия:
1. Регулятивные УУД:
Самостоятельно выбирать цель деятельности
Действовать по плану
Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки
Проверять и оценивать результаты работы
Составлять план действий
2. Коммуникативные УУД:
Понимать точку зрения другого
Объяснять свою позицию
Извлекать информацию, данную в неявном виде
3. Личностные УУД:
Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам
Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей
Определять важные для себя и окружающих правила поведения
Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей
4. Познавательные УУД:
Сравнивать и группировать факты и явления
Определять причины явлений и событий
Делать выводы на основе обобщения знаний
Определять, какая информация нужна для решения задачи
Ход урока
Этапы урока | Учитель | Ученики |
1. Организационный момент. Актуализация знаний. | -Когда ты идешь по тропинке лесной, вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, летит по пятам за неведомой птицей. Другое пчелой забрался в цветок, а третье – лягушкою скок в ручеек. Пойдем – ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром. -Итак, отправляемся в путь, чтобы найти ответы на важные вопросы. - Вспомните, о каких группах животных узнали на предыдущих уроках. Узнайте группу по описанию. | Слайд 1 Слайд 2 |
2. Определение темы и целей урока | Сегодня мы будем учиться наблюдать, сравнивать, выделять главные свойства, то есть исследовать. - Чтобы определить тему исследования, отгадайте загадку. Снится ночью пауку Чудо –юдо на суку Длинный клюв и два крыла, Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… (птица) - Каких птиц вы знаете? - Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? -Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. И поэтому вы не просто ученики, а юные исследователи. | Перечисляют знакомых птиц |
3. Постановка проблемы и актуализация знаний. | –А вот и наш главный герой. Кажется, он знает ответ на вопрос «Кто такие птицы?» Послушайте его песенку и постарайтесь запомнить те свойства птиц, которые он назовет. Слушайте внимательно! - Какие свойства птиц назвал цыпленок? - Являются ли они главными особенностями птиц? | Слайд 3 (Прослушивание песни «Кто такие птицы?») Слайд 4 -Они поют, вьют гнезда, несут яйца, летают. (Мнения детей) |
4. Поиск решения проблемы 5. Работа с учебником С.1104-106 6. Применение знаний | - Переверните листы бумаги. Работаем в парах. Зачеркните те свойства птиц, которые вы не считаете главными, так как они встречаются и у других животных. А главные свойства птиц, которые отличают их от всех групп животных, обведите в кружок. Проверим. - Птицы вьют гнезда? -Все ли птицы вьют гнезда? - Значить «вить гнезда» это не главная особенность птиц? Птицы несут яйца - Согласны? Только ли птицы несут яйца? - Согласны ли вы, что птицы поют? - Существуют ли другие животные, которые поют, но не птицы? - Значит, это не главная особенность птиц? - Что умеют делать птицы? - А кто еще умеет летать? -В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Можем ли мы утверждать, что умение летать главная особенность птиц? Делаем вывод: что умеют делать птицы? - А другие животные умеют это делать?
Откройте учебники и прочитайте название параграфа 24 -Почему так называется тема урока? Я думаю, что в конце урока вы ответите на этот вопрос! Самый первый шаг к познанию мира — внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. В течении нескольких дней вы тоже наблюдали, проводили исследования, работали в группах. Давайте сейчас послушаем отчёты исследовательских групп Гр 1 строение Гр 2 размножение Гр 3 места обитания Гр. 4 перья Физминутка (по усмотрению) Давайте, мы с вами руками помашем, а). Викторина. Знаете ли вы, что общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам нашей огромной планеты, превышает 100 миллиардов. Всех птиц знать невозможно. Но я уверена, что многие виды птиц вам известны. Отгадайте мои загадки. б) Зимой для птиц наступает тяжелое время. Почему? - Что страшнее для птиц: холод или голод? - Помогите им: покормите, сделайте кормушки. И тогда весной они отблагодарят вас весёлыми песнями. Ежегодно первого апреля с 1906 года весь мир отмечает Международный день птиц. В это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники, синичники, и прочие «птичьи домики». Так родилась хорошая традиция. Поддержите и вы её. | -Да. -Есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы - колюшка, делает гнездо оса. -Нет. -Да. -Да, птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи. « песни». -Дельфины, касатки и другие животные. -Нет. -Птицы умеют летать. - Бабочки, стрекозы, мухи и др. -Умение летать не главная особенность птиц. -Летать, петь, нести яйца, вить гнезда. – Да. Слайд 5 Тело птиц покрыто перьями! Это главный отличительный признак птиц от других животных. «Пернатые изобретатели» Мнения детей Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Колибри Страус Кукушка Клёст Нет пищи Голод (птицы теплокровные им помогает перьевой покров) Слайд 11 |
7. Рефлексия | - Как специалисты – исследователи вы можете сказать: - Какие свойства пера выявили в ходе работы? - Теперь можем ответить на вопрос «почему изобретатели»? | - Тело покрыто перьями. Изнашивается, меняют, опираются на воздух (с.105) Главное их изобретение -крылья |
8. Итог. | Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А еще через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Птицы с нами - всегда и повсюду. Они украшают землю, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы - неотъемлемая часть природы. Давайте будем учиться радоваться этому дару природы и беречь его. В конце учебника вас ждут сюрпризы. Голубь с легкой руки художника Пабло Пикассо стал символом мира. Пусть он принесет мир и вам. - Поднимите высоко голубей, если урок был интересным и если вы узнали много нового. Можете не поднимать если вам было скучно | |
9. Домашнее задание. | Наше исследование на этом не закончилось, у нас в тетрадях на с.50 есть задание 5 Благодарю вас за урок. Вы — молодцы. Оценка |
Приложение 1
Слова: поют, вьют гнезда, покрыты перьями, несут яйца, летают.
Приложение 2
Наша группа изучала строение птиц. Мы думали, почему же птицы могут летать? Оказывается, всё, что находится в теле птицы приспособлено к полёту. Вы знаете, что у животных есть передние и задние конечности. Так вот у птиц вместо передних конечностей есть крылья. Они нужны для опоры
на воздухе, чтобы летать.
Мы также изучили скелет птицы и узнали, что он состоит из лёгких, трубчатых костей, внутри которых находится воздух. Значит, скелет птицы очень лёгкий.
Для того чтобы летать, птицам нужен не только лёгкий, а ещё очень прочный скелет. Поэтому часть костей на груди срослась, и появился специальный выступ. Его назвали киль. К нему крепятся самые сильные мышцы, которые поднимают и опускают крылья.
Ещё мы знаем, что у птиц вместо тяжёлых зубов есть клюв. Это тоже делает птиц более лёгкими.
Вы знаете, что птицы очень быстро и далеко летают. Чтобы летать, им нужна энергия. Поэтому птицы много едят и быстро переваривают пищу. Они даже могут освобождаться от остатков пищи во время полёта.
Мы также узнали, что птицы имеют хорошее сердце и лёгкие с воздушными мешками.
А ещё птицы имеют постоянную температуру тела, как человек.
- Скажите, а какая постоянная температура тела у человека?
А вот температура тела птицы немного больше: 40 градусов. Чтобы сохранить эту температуру тела, птицам помогает оперение. Оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.
Вы знаете, что птицы летают при помощи крыльев. Здесь большое значение имеют перья. Когда птица поднимает крыло вверх, перья раздвигаются и пропускают воздух. Когда птица опускает крыло вниз, перья соединяются и опираются на воздух.
Наша лаборатория изучала, как птицы размножаются и выводят птенцов.
Обычно это происходит весной и летом. Когда становится тепло. Но, есть птица, которая выводит птенцов в самые морозы зимой.
Сначала птицы строят гнёзда. Птичьи гнёзда можно увидеть везде: и на высоких деревьях, и возле воды в камышах, и на скалах, и даже на крышах домов. На дно гнезда птицы обычно укладывают пух, или мох.
- Как вы думаете, зачем?
Затем птицы откладывают яйца, по 1 яйцу в день. И начинают высиживать. Потому что для появления птенцов яйцам нужно постоянное тепло. Если птицу напугать, прогнать с гнезда, яйца остынут, и птенчики погибнут Обычно высиживают яйца самки. Но есть птицы, у которых птенцов высиживают оба родителя. Например, это цапли, аисты, журавли. А есть даже птицы, где птенцов высиживает папа-самец. Это американский страус, императорский пингвин.
Вы все знаете, что в яйце есть желток и белок. Желток – это и есть будущий птенец-зародыш. А белок – это для него запас питательных веществ.
Мы подумали, что будущему птенцу нужен воздух. Но как же он попадёт через твёрдую скорлупу? И тогда мы провели такой опыт: взяли яйцо, проткнули, вылили содержимое, оставили только скорлупу, и налили в скорлупу краску. Через 2 дня заметили, что капельки краски показались снаружи. Вот, посмотрите, что у нас получилось. Это значит, что в скорлупе есть поры. Вот через них и попадает воздух к зародышу (показывает).
Ещё мы узнали, что птенцы у птиц рождаются разными. Например, у водоплавающих птиц птенцы рождаются сразу зрячими, они покрыты пухом и везде бегают за матерью.
А вот птенцы хищных древесных птиц рождаются совершенно беспомощными. Родители носят им корм, следят за ними, пока они не подрастут и не станут летать.
Наша группа изучала, где же птицы живут и чем отличаются друг от друга.
Мы узнали, что живут они на всех материках Земли и во всех природных зонах: и в лесах, и в степях, и в горах, и на озерах. Всего в мире существует 9 тысяч видов птиц.
Мы заметили, что птицы приспособились к своим местам обитания. Например, мы знаем, что у воды живут гуси, утки, лебеди и другие птицы. Их ещё называют водоплавающие. Так вот у них на лапках перепонки, чтобы им было легче плавать. А ещё у них есть широкий клюв, чтобы процеживать ил и удерживать во рту червячков.
Ещё мы рассмотрели хищных птиц. Это ястребы, орлы, коршуны, соколы и другие. Мы заметили, что у них у всех есть мощный клюв крючком, а на ногах острые загнутые когти, для того, чтобы схватить и держать добычу.
Когда мы знакомились с разными видами птиц, то обратили внимание, что, оказывается, не все птицы умеют летать. Например, это страусы. Самые большие из них – африканские страусы – достигают роста 2 м 70 см и весят около 90 кг. Они не умеют летать, но, зато у них есть мощные ноги, и они бегают со скоростью 30 км в час. Яйца они откладывают большие до 15 см и весом почти 2кг.
А ещё мы узнали, что самыми быстрокрылыми птицами считают ласточек и стрижей: скорость их полёта может достигать 150 км в час. А чемпионом по нырянию в глубину признан королевский пингвин он ныряет на глубину 200 метров.
Когда приходит зима, пищи для птиц становится меньше: насекомые прячутся, семена находятся под снегом. Птицам становится голодно. Поэтому осенью многие птицы улетают в тёплые края.
- Как называют таких птиц? (перелётные)
Другие птицы находят корм на деревьях: семена в шишках, насекомых под корой. Они остаются зимовать там, где появились на свет.
- Как называют таких птиц? (оседлые)
Наша лаборатория изучала самую главную особенность птиц – перья. Вы видите, что всё тело птицы покрыто перьями. Здесь есть и длинные перья, и совсем короткие пёрышки. Так вот перо состоит из неживого вещества, со временем оно изнашивается. Поэтому 1 или 2 раза в год старые перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Этот процесс называется линька.
Мы рассмотрели перо под лупой и увидели, что оно состоит из прочного ствола и опахала. Опахало состоит из бородок. По виду перо можно сравнить с хвоинками на ёлке.
Если взять перо и провести по нему вниз, перо станет растрёпанным (показывает). Если затем провести в обратную сторону, то перо станет опять гладким и ровным.
- А вы хотите узнать, почему это так?
Это происходит потому, что у пера есть крючочки. Их можно сравнить с застёжками-липучками. Они соединяют перо.
Самые маленькие пёрышки - называются пуховые. Они очень пушистые и помогают удерживать тёплый воздух вокруг тела.
Немного больше. Эти перья покрывают всё тело птицы и называются покровные.
- Крупные перья в крыльях птиц называются маховыми. А перья в хвосте называют рулевыми.
- Как вы думаете, почему?
Оказывается, все птицы ухаживают за своими перьями. Водоплавающие птицы смазывают оперение специальным жиром, который не пропускает воду. Поэтому перья не намокают. И птица плавает как в непромокаемой лодке. Есть даже такая поговорка: «как с гуся вода».