Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок окружающего мира. Тема "Пернатые изобретатели"

1. Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц 2. Узнать особенности строения пера как главной отличительной особенности птиц 3. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока: Пернатые изобретатели.

Цели урока

Универсальные учебные действия:

1. Регулятивные УУД:

Самостоятельно выбирать цель деятельности

Действовать по плану

Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки

Проверять и оценивать результаты работы

Составлять план действий

2. Коммуникативные УУД:

Понимать точку зрения другого

Объяснять свою позицию

Извлекать информацию, данную в неявном виде

3. Личностные УУД:

Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам

Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей

Определять важные для себя и окружающих правила поведения

Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей

4. Познавательные УУД:

Сравнивать и группировать факты и явления

Определять причины явлений и событий

Делать выводы на основе обобщения знаний

Определять, какая информация нужна для решения задачи

Ход урока

Этапы урока

Учитель

Ученики

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

-Когда ты идешь по тропинке лесной,

вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

летит по пятам за неведомой птицей.

Другое пчелой забрался в цветок,

а третье – лягушкою скок в ручеек.

Пойдем – ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

-Итак, отправляемся в путь, чтобы найти ответы на важные вопросы.

- Вспомните, о каких группах животных узнали на предыдущих уроках. Узнайте группу по описанию.

Слайд 1

Слайд 2

2. Определение темы и целей урока

Сегодня мы будем учиться наблюдать, сравнивать, выделять главные свойства, то есть исследовать.

- Чтобы определить тему исследования, отгадайте загадку.

Снится ночью пауку

Чудо –юдо на суку

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

- Каких птиц вы знаете?

- Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы?

-Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. И поэтому вы не просто ученики, а юные исследователи.

Перечисляют знакомых птиц

3. Постановка проблемы и актуализация знаний.

–А вот и наш главный герой. Кажется, он знает ответ на вопрос «Кто такие птицы?» Послушайте его песенку и постарайтесь запомнить те свойства птиц, которые он назовет. Слушайте внимательно!

- Какие свойства птиц назвал цыпленок?

- Являются ли они главными особенностями птиц?

Слайд 3

(Прослушивание песни «Кто такие птицы?»)

Слайд 4

-Они поют, вьют гнезда, несут яйца, летают.

(Мнения детей)

4. Поиск решения проблемы

5.

Работа с учебником

С.1104-106

6.

Применение знаний

- Переверните листы бумаги. Работаем в парах. Зачеркните те свойства птиц, которые вы не считаете главными, так как они встречаются и у других животных. А главные свойства птиц, которые отличают их от всех групп животных, обведите в кружок.

Проверим.

-  Птицы вьют гнезда?

-Все ли птицы вьют гнезда?

- Значить «вить гнезда» это не главная особенность птиц?

Птицы несут яйца

- Согласны? Только ли птицы несут яйца?

  - Согласны ли вы, что птицы поют?

- Существуют ли другие животные, которые поют, но не птицы?

- Значит, это не главная особенность птиц?

- Что умеют делать птицы?

- А кто еще умеет летать?

-В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Можем ли мы утверждать, что умение летать главная особенность птиц?

Делаем вывод: что умеют делать птицы?

- А другие животные умеют это делать?


-Найдите главный признак, отличающий птиц от других животных.

Откройте учебники и прочитайте название параграфа 24

-Почему так называется тема урока?

Я думаю, что в конце урока вы ответите на этот вопрос!

Самый первый шаг к познанию мира — внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. В течении нескольких дней вы тоже наблюдали, проводили исследования, работали в группах. Давайте сейчас послушаем отчёты исследовательских групп

Гр 1 строение

Гр 2 размножение

Гр 3 места обитания

Гр. 4 перья

Физминутка (по усмотрению)

Давайте, мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим
Давайте попробуем, что мы стоим?
- Не вышло? Почему? Почему птицам удается летать?
Люди давно хотели летать, как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли.

а). Викторина.

Знаете ли вы, что общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам нашей огромной планеты, превышает 100 миллиардов. Всех птиц знать невозможно. Но я уверена, что многие виды птиц вам известны. Отгадайте мои загадки.

б) Зимой для птиц наступает тяжелое время. Почему?

- Что страшнее для птиц: холод или голод?

- Помогите им: покормите, сделайте кормушки. И тогда весной они отблагодарят вас весёлыми песнями. Ежегодно первого апреля с 1906 года весь мир отмечает Международный день птиц. В это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники, синичники, и прочие «птичьи домики». Так родилась хорошая традиция. Поддержите и вы её.

-Да.

-Есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы - колюшка, делает гнездо оса.

-Нет.

-Да.

-Да,  птицы  несут яйца,  но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.
- Мы слышим  птичьи голоса, их называют

« песни».

-Дельфины, касатки и другие животные.

-Нет.

-Птицы умеют летать. - Бабочки, стрекозы, мухи и др.

-Умение летать не главная особенность птиц.

-Летать, петь, нести яйца, вить гнезда.

– Да.

Слайд 5 Тело птиц покрыто перьями! Это главный отличительный признак птиц от других животных.

«Пернатые изобретатели»

Мнения детей

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Колибри

Страус

Кукушка

Клёст

Нет пищи

Голод (птицы теплокровные им помогает перьевой покров)

Слайд 11

7.

Рефлексия

- Как специалисты – исследователи вы можете сказать:
- В чем их основное отличие птиц от других животных?

- Какие свойства пера выявили в ходе работы?

- Теперь можем ответить на вопрос «почему изобретатели»?

- Тело покрыто перьями.

Изнашивается, меняют, опираются на воздух (с.105)

Главное их изобретение -крылья

8. Итог.

Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А еще через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Птицы с нами - всегда и повсюду. Они украшают землю, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы - неотъемлемая часть природы. Давайте будем учиться радоваться этому дару природы и беречь его.

В конце учебника вас ждут сюрпризы. Голубь с легкой руки художника Пабло Пикассо стал символом мира. Пусть он принесет мир и вам.

- Поднимите высоко голубей, если урок был интересным и если вы узнали много нового.

Можете не поднимать если вам было скучно

9.

Домашнее задание.

Наше исследование на этом не закончилось, у нас в тетрадях на с.50 есть задание 5

Благодарю вас за урок. Вы — молодцы.

Оценка

Приложение 1

Слова: поют, вьют гнезда, покрыты перьями, несут яйца, летают.

Приложение 2

Наша группа изучала строение птиц. Мы думали, почему же птицы могут летать? Оказывается, всё, что находится в теле птицы приспособлено к полёту. Вы знаете, что у животных есть передние и задние конечности. Так вот у птиц вместо передних конечностей есть крылья. Они нужны для опоры

на воздухе, чтобы летать.

Мы также изучили скелет птицы и узнали, что он состоит из лёгких, трубчатых костей, внутри которых находится воздух. Значит, скелет птицы очень лёгкий.

Для того чтобы летать, птицам нужен не только лёгкий, а ещё очень прочный скелет. Поэтому часть костей на груди срослась, и появился специальный выступ. Его назвали киль. К нему крепятся самые сильные мышцы, которые поднимают и опускают крылья.

Ещё мы знаем, что у птиц вместо тяжёлых зубов есть клюв. Это тоже делает птиц более лёгкими.

Вы знаете, что птицы очень быстро и далеко летают. Чтобы летать, им нужна энергия. Поэтому птицы много едят и быстро переваривают пищу. Они даже могут освобождаться от остатков пищи во время полёта.

Мы также узнали, что птицы имеют хорошее сердце и лёгкие с воздушными мешками.

А ещё птицы имеют постоянную температуру тела, как человек.

- Скажите, а какая постоянная температура тела у человека?

А вот температура тела птицы немного больше: 40 градусов. Чтобы сохранить эту температуру тела, птицам помогает оперение. Оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.

Вы знаете, что птицы летают при помощи крыльев. Здесь большое значение имеют перья. Когда птица поднимает крыло вверх, перья раздвигаются и пропускают воздух. Когда птица опускает крыло вниз, перья соединяются и опираются на воздух.

Наша лаборатория изучала, как птицы размножаются и выводят птенцов.

Обычно это происходит весной и летом. Когда становится тепло. Но, есть птица, которая выводит птенцов в самые морозы зимой.

Сначала птицы строят гнёзда. Птичьи гнёзда можно увидеть везде: и на высоких деревьях, и возле воды в камышах, и на скалах, и даже на крышах домов. На дно гнезда птицы обычно укладывают пух, или мох.

- Как вы думаете, зачем?

Затем птицы откладывают яйца, по 1 яйцу в день. И начинают высиживать. Потому что для появления птенцов яйцам нужно постоянное тепло. Если птицу напугать, прогнать с гнезда, яйца остынут, и птенчики погибнут Обычно высиживают яйца самки. Но есть птицы, у которых птенцов высиживают оба родителя. Например, это цапли, аисты, журавли. А есть даже птицы, где птенцов высиживает папа-самец. Это американский страус, императорский пингвин.

Вы все знаете, что в яйце есть желток и белок. Желток – это и есть будущий птенец-зародыш. А белок – это для него запас питательных веществ.

Мы подумали, что будущему птенцу нужен воздух. Но как же он попадёт через твёрдую скорлупу? И тогда мы провели такой опыт: взяли яйцо, проткнули, вылили содержимое, оставили только скорлупу, и налили в скорлупу краску. Через 2 дня заметили, что капельки краски показались снаружи. Вот, посмотрите, что у нас получилось. Это значит, что в скорлупе есть поры. Вот через них и попадает воздух к зародышу (показывает).

Ещё мы узнали, что птенцы у птиц рождаются разными. Например, у водоплавающих птиц птенцы рождаются сразу зрячими, они покрыты пухом и везде бегают за матерью.

А вот птенцы хищных древесных птиц рождаются совершенно беспомощными. Родители носят им корм, следят за ними, пока они не подрастут и не станут летать.

Наша группа изучала, где же птицы живут и чем отличаются друг от друга.

Мы узнали, что живут они на всех материках Земли и во всех природных зонах: и в лесах, и в степях, и в горах, и на озерах. Всего в мире существует 9 тысяч видов птиц.

Мы заметили, что птицы приспособились к своим местам обитания. Например, мы знаем, что у воды живут гуси, утки, лебеди и другие птицы. Их ещё называют водоплавающие. Так вот у них на лапках перепонки, чтобы им было легче плавать. А ещё у них есть широкий клюв, чтобы процеживать ил и удерживать во рту червячков.

Ещё мы рассмотрели хищных птиц. Это ястребы, орлы, коршуны, соколы и другие. Мы заметили, что у них у всех есть мощный клюв крючком, а на ногах острые загнутые когти, для того, чтобы схватить и держать добычу.

Когда мы знакомились с разными видами птиц, то обратили внимание, что, оказывается, не все птицы умеют летать. Например, это страусы. Самые большие из них – африканские страусы – достигают роста 2 м 70 см и весят около 90 кг. Они не умеют летать, но, зато у них есть мощные ноги, и они бегают со скоростью 30 км в час. Яйца они откладывают большие до 15 см и весом почти 2кг.

А ещё мы узнали, что самыми быстрокрылыми птицами считают ласточек и стрижей: скорость их полёта может достигать 150 км в час. А чемпионом по нырянию в глубину признан королевский пингвин он ныряет на глубину 200 метров.

Когда приходит зима, пищи для птиц становится меньше: насекомые прячутся, семена находятся под снегом. Птицам становится голодно. Поэтому осенью многие птицы улетают в тёплые края.

- Как называют таких птиц? (перелётные)

Другие птицы находят корм на деревьях: семена в шишках, насекомых под корой. Они остаются зимовать там, где появились на свет.

- Как называют таких птиц? (оседлые)

Наша лаборатория изучала самую главную особенность птиц – перья. Вы видите, что всё тело птицы покрыто перьями. Здесь есть и длинные перья, и совсем короткие пёрышки. Так вот перо состоит из неживого вещества, со временем оно изнашивается. Поэтому 1 или 2 раза в год старые перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Этот процесс называется линька.

Мы рассмотрели перо под лупой и увидели, что оно состоит из прочного ствола и опахала. Опахало состоит из бородок. По виду перо можно сравнить с хвоинками на ёлке.

Если взять перо и провести по нему вниз, перо станет растрёпанным (показывает). Если затем провести в обратную сторону, то перо станет опять гладким и ровным.

- А вы хотите узнать, почему это так?

Это происходит потому, что у пера есть крючочки. Их можно сравнить с застёжками-липучками. Они соединяют перо.

Самые маленькие пёрышки - называются пуховые. Они очень пушистые и помогают удерживать тёплый воздух вокруг тела.

Немного больше. Эти перья покрывают всё тело птицы и называются покровные.

- Крупные перья в крыльях птиц называются маховыми. А перья в хвосте называют рулевыми.

- Как вы думаете, почему?

Оказывается, все птицы ухаживают за своими перьями. Водоплавающие птицы смазывают оперение специальным жиром, который не пропускает воду. Поэтому перья не намокают. И птица плавает как в непромокаемой лодке. Есть даже такая поговорка: «как с гуся вода».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области