Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Упражнения и игры для нейростимуляции мозга на логопедических занятиях при подготовке детей к школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Упражнения и игры для нейростимуляции мозга на логопедических занятиях при подготовке детей к школе.

Наблюдая и диагностируя детей дошкольного возраста, все чаще и чаще встречаются у нас дети с различными речевыми нарушениями, гиперактивных (сдвг), нарушением внимания, памяти. Встречаются дети моторно неловкие, вялостью мышц, с нарушением переключаемости с одного дейсвия на другое.

На своих занятиях я использую нейрокоррекционные техники. Сюда относятся различные

- дыхательные упражнения (сдуваем с ладошки осенние листья, снежинки…. на индивидуальных занятиях делаем вулкан в стаканчике из жидкого мыла)

- элементы нейрогимнастики во время выполнения артикуляционных упражнений (выговариваем звуки или слоги вместе с различными движениями руки, этим стимулируя межполушарное взаимодействие)ла-ло-лу или «красим и поем» ля-ля-ля

У детей в дошкольном возрасте речь развивается через движение.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мышление, память, снижается утомляемость, что не маловажно на занятиях , лучше запоминаются и автоматизируются звуки.

- упражнение ,,кулак-ладонь-ребро,,. Многим это упражнение знакомо. Я его использую для автоматизации звуков и слогов( шу-ша-ши). Детям очень нравиться.

Мы все знаем, что ребенка заставить что то делать и тем более учиться чему то, невозможно. Когда мы заставляем, мозг ребенка отключается.

А тут , элементы нейрогимнастики нам в помощь.

-другое упражнение «Кольцо». Тут мы не только развиваем мелкую моторику , но и закрепляем навык счета до10 и обратно. При этом работаем тоже двумя руками одновременно, соединяем большим пальцем все остальные пальцы рук в колечки.

Детям очень нравится.(если вдруг забуду или хочу заменить это упражнение на другое, дети все равно просят или напоминают, что бы мы «посчитали колечки»)

Ни для кого не секрет, что дети в начальном этапе изучения цифр , часто путают правописание цифр. Например цифру 6 могут написать и правильно и зеркально. Чтобы закрепить правильный навык написания цифр, мы на каждом занятии с дошкольниками подготовительной группы на групповых занятиях повторяем эти цифры. Как это происходит. Я на карточке показываю цифру, ребенок называет, показывает на пальцах и в воздухе пишет данную цифру. И когда пальцы ребенка работают синхронно с артикуляционным аппаратом у нас стимулируются мозговые процессы. Мы объединяем несколько ощущений: зрительный, слуховой (проговариваем), кинестетический (пишем в воздухе)

-упражнение «Ухо-нос» (лы-ли)

Использую доски для нейростимуляции мозга и межполушарного взаимодействия. Так же одновременно работаем двумя руками и автоматизируем определенный звук (дррр-) . Эти доски используются мною, как ритуал, в начале занятия (ребенок звонит в колокольчик, потом начинает водить руками по доске, автоматизируя изучаемый звук)

Очень много пособий и игр с нейрокарточками для автоматизации звуков и развития связной речи. При этом развивается еще и словарный запас, образное мышление и память.

- На каждом занятии использую самомассаж. Самомассаж мы проводим в начале занятия. Самомассаж – это тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Он влияет на нервную систему ребенка, помогает снять общую усталость, настроиться на занятие, подготовить артикуляционный аппарат, закрепить знания по изучению частей тела (история о лучиках солнца)

Очень много игр на межполушарное взаимодействие мозга. Одна из них

-проложить дорожку между мышкой и Мишкой. Здесь идет диференциация звуков и –ы (часто дети путают), автоматизация звука Ш. С лева ставим мышку, с права – Мишку. Между ними проложить дорожку из камушков. Правой рукой берем и кладем камушек к мышке в левую сторону, левой рукой берем кладем к Мишке в правую сторону выговаривая – мышке, Мишке….

Усложняя задание можно камушки брать чайными ложечками.

Для чего нам нужны упражнения для запуска межполушарного взаимодействие мозга?

Каждое полушарие выполняет свою особую функцию. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете)

- Для гиперактивных детей на индивидуальных занятиях вместо стульчика использую большой мячь. Гиперактивным детям очень трудно сидеть на одном месте, концентрироваться. Они испытывают трудность в контроле своего поведения и эмоций, постоянно что то трогают, ерзают.

Здесь мячик играет роль балансира, который помогает стимулировать мозжечок. Мозжечок - это отдел мозга, отвечающий за координацию движения, равновесие, мышечный тонус. Стимулируя мозжечок мы напрямую влияем на способность ребенка к обучению.

Гиперактивный ребенок на мячике учится себя конроллировать, внимание концентрируется.

Гипоактивный ребенок , стараясь удержать балансир, активизирует свой мышечный тонус

После выполнения какого то очередного логопедического задания я даю ребенку возможность попрыгать на мячике по кабинету.

На мячике хорошо разучиваются чистоговорки. Ребенок прыгает и повторяет слова чистоговорки на автоматизацию.

Хотелось бы рассказать о методике по скорочтению, которую я использую с детьми на занятиях. На групповых занятиях мы сначала изучаем все глассные звуки первого ряда, потом начинаем согласные. Сразу закрепляем понятия и знания по гласным и согласным звукам. Изучаем согласный звук и букву, и сразу же начинаем соединять с глассными в закрытых слогах (звук п например. В слогах па, по , пу….)

А на индивидуальных занятиях изучаем буквы с помощью сенсорного материала – это у меня магнитные буквы, спрятанные в рис. Ребенок из риса находит спрятанную зараннее букву, называет и потом складываем слоги и читаем

- Нейроигра «Рыбалка слогов» (Магнитными удочками, двумя руками одновременно, ловим рыбки из картона, на которых написаны слоги и читаем их), запуская при этом межполушарное взаимодействие.

Когда ребенок овладевает навыками соединять слоги, то чтение слов само с собой начинает получаться.

И так, завершая свое выступление я хочу сказать, используя методики нейропсихологии на своих занятиях мы можем помочь дошкольнику быстро и интересно овладеть навыками, которые ему пригодятся в дальнейшем в школе в процессе его обучения и так же украсить свои повседневные занятия с детьми.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области